Можно сказать, что пустышкой оказались два недавних оптимистических заявления - о надежде на смягчение политики властей Эстонии в отношении русского и русскоязычного населения и о договоренности комиссий по иностранным делам Госдумы РФ и Рийгикогу ЭР о налаживании прерванных в 2006 году контактов.

Первое сделал член комиссии по иностранным делам Рийгикогу, член оппозиционной социал-демократической партии Евгений Осиновский (Jevgeni Ossinovski), второе - председатель этой же комиссии, член правящей партии националистов IRL Марко Михкельсон (Marko Mihkelson). Псевдооптимизм представителя даже оппозиционной, Социал-демократической партии вызван и тем, что в местной политике давно доминируют русофобы-ястребы, которых "почему-то" поддерживает посольство США в Таллине. Уж американцы-то знают о расизме не понаслышке. Выходит, межэтнический клин вбивают сознательно.

Кристийне Оюланд, конечно, виднее

Правящая коалиция создает препятствия любой инициативе оздоровить межэтнические отношения внутри Эстонии, а также отношения с Москвой, она с помощью своих придворных СМИ и Полиции безопасности Эстонии всячески дискредитирует любого здравомыслящего политика или общественного деятеля. Под колпаком уже и местные бизнесмены, демонстрирующие в последнее время все больший прагматизм в "русском вопросе". Вот почему изначально казался наивным оптимизм Евгения Осиновского (даже, если он искренен), который вызвал у него последний интеграционный мониторинг. Исследование показало, что эстонцы стали больше поддерживать вовлечение русских в жизнь Эстонии. Что ж, и на том спасибо! Но Евгений Осиновский ликует: "Это дает надежду, что в более далекой перспективе и политика правящих партий в отношении русских станет более разумной".

Да, уж, "если", то только в очень далеком будущем. Потому что с подачи сопровождавшей недавно в Таллине российского оппозиционера Михаила Касьянова - журналиста из Брюсселя Анны Введенской (eureporter.co) стало известно, что выдающийся русофоб, европарламентарий от Эстонии Кристийна Оюланд (Kristiina Ojuland) не только решилась на богохульство, оскорбляя Русскую Православную Церковь. Она с пафосом и развязно учит ее истинным духовным ценностям, противопоставляя Московскую Патриархию и Парижскую епархию. Кристийна Оюланд возмущается: "Шлейф досужих разговоров вокруг имени такого человека как патриарх Кирилл - просто постыден!" Имея в виду и страсти вокруг дорогостоящей "нанопыли" и "чудо-часов", - пишет Анна Введенская, - евродепутату пришла на ум римская крылатая фраза: "Жена Цезаря должна быть выше подозрений!" Но разве не себе должна адресовать эти слова Оюланд? Гоже ли депутату от Эстонии быть в высшем представительном органе Евросоюза чуть ли не главным профессиональным русофобом?!

Мало того, перед православной Пасхой она озаботилась тем, что циркуляр Московской Патриархии "выбрал мишенью некие "ложные ценности агрессивного либерализма". И поучает православных: "Не таких резких слов ждут верующие от своих пастырей в преддверии самого главного праздника верующих - Пасхи. Да и неверующим немножечко неудобно внимать подобной обвинительной риторике". Оюланд, конечно, виднее. Но как быть с любимой у либералов мантрой - свободой слова и мнений? Или на это имеют право только пошлые русофобы в Европарламенте? И получается, что в пику РПЦ европарламентарий хвастается: "Я удостоена чести быть приглашенной на литургию архиепископом Парижским отцом Гавриилом. Это особенный день, когда я смогу разделить радость верующих в светлый праздник Пасхи среди русской иммиграции в Соборе Александра Невского, принадлежащего объединению православных русских церквей в Западной Европе".

Оказывая медвежью услугу евродепутату, Анна Введенская пишет: "Оюланд убеждена, что у русской иммиграции в Европе особая роль в продвижении идеалов демократии в России. Увы, увидеть крушение коммунизма им не пришлось, поэтому память этих людей должны почтить в праздник Пасхи их благодарные потомки - и верующие, и атеисты. Так как жизнь этих людей является идеалом самоотверженности и духовности".

Полноте! На Родине хорошо знают Кристийну Оюланд, ее истинный уровень духовности.

Гарант безопасности - подстрекатель?

А вот "оптимисту" Марко Михкельсону неприятный сюрприз преподнесла эстонская Полиция безопасности (Kaitsepolitsei, сокращенно - КaPo). Интернет-портал rus.Delfi.ee пишет: "Ежегодник КаПо-2011 опять выдержан в лучших традициях бульварной прессы. Опять - потому, что так было и в предыдущие годы. Стиль статей, подзаголовки, подписи к снимкам позволяют констатировать - в общении с народом полиция безопасности настойчиво предпочитает желтый". На этот раз лейтмотивом стала тема "руки Москвы" и "враждебного" движения российских соотечественников, в частности, стремление России сохранять во всем мире русский язык, а в Эстонии еще и образование на русском языке. Цитата из отчета: "Сохранение в ближнем зарубежье созданной как часть политики русификации Советского Союза русскоязычной системы образования и особого статуса русского языка относится к приоритетам деятельности Российской Федерации". Да хотя бы и так. И что?

О, ужас! Усилия русской общины Эстонии и прежде всего НКО "Совет русской школы" и председателя его правления Андрея Лобова совпадают с устремлениями Москвы. То есть снова, как и в 2006-2007 годы гражданской инициативе русских жителей Эстонии, поспешивших спасти "Бронзового солдата", спецслужбы, политики и эстоноязычные СМИ отказывают местным русскими в законном праве самостоятельно решать свои проблемы. И даже в рамках эстонского закона! То есть снова эту местную инициативу снизу провокационно подают только как внешнее влияние России. Самое поразительное, что к борьбе русской общины Эстонии за сохранение образования на русском языке МИД РФ и российское посольство в Таллине не имеет прямого отношения, они известны своим, достаточно нейтральным, отношением к проблеме. А некоторые местные русские политики, имеющие поддержку отдельных посольских чиновников и Координационного Совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), открыто противодействуют тому же НКО "Совет русской школы".

Силу этой инициативы "снизу" доказывает и то, что стремление русской общины сохранить образование на русском языке, два года назад было подхвачено местными органами самоуправления, где у власти Центристская партия, опирающаяся в основном на голоса русских и русскоязычных избирателей. Особенно активно, но в рамках закона действуют в столице и в Нарве. Вице-мэр Таллина Михаил Кылварт не поддерживает эстонизацию, сегодня - гимназической ступени, завтра - основной школы и детсадов. И потому именно против него направлен главный удар спецслужб и стоящей за ними политэлиты Эстонии. Генеральный директор Полиции безопасности Райво Аэг (Raivo Aeg) заявил на презентации ежегодника своего ведомства: "Мы установили, что у Кылварта есть контакты с представителями российского Посольства, конкретно с Юрием Цветковым... Но, поскольку мы не ассистировали на этих встречах и не присутствовали на них, то о чем они точно говорят, мы не знаем. Однако Кылварт очень активен в борьбе против закона, который есть действующий закон Эстонской Республики". Последняя фраза распространена в печатных СМИ без оговорки гендиректора. Словно по Фрейду, в видеозаписи слышно: "Однако Кылварт очень активен в борьбе за...(нет), против закона, который есть действующий закон Эстонской Республики. Это закон Эстонии, его никто не менял. Этот закон должны исполнять чиновники..."

Суть как раз в том, что местные органы власти в соответствии с законом отстаивают конституционное право граждан получать образование на родном языке, а правительство в нарушение закона игнорировало нашедшие поддержку местной власти ходатайства попечительских советов русских гимназий о сохранении образования на русском языке. Так что это? Незнание законов самим гендиректором или преднамеренная провокация? Первое исключается, стало быть, руководитель главной спецслужбы Эстонии признается в том, что его департамент вмешивается в текущую политику. Это запрещено законом.

Власть оговаривает порядочных людей

Все это один к одному напоминает подстрекательские действия властей и СМИ накануне "бронзовых ночей", которые сопровождались психологическим шантажом, психотеррором, дискредитацией защитников "Бронзового солдата". Неприглядность нынешней реакции властей на происходящее стала еще более очевидной после открытого и массового высмеивания комментаторами в Сети "дурацких" обвинений Полиции безопасности. Вот некоторые реплики с портала rus.delfi.ee: "Хех. Скоро русских продавщиц будут винить в подрывной деятельности", "А еще русские дышат. Это тоже противоречит конституционному строю и является наследием советской оккупации", "Угроза конституционному строю кроется в роддомах. Именно оттуда идёт пополнение армии русскоязычных гимназистов. Приступы паранойи не стоит комментировать. Это дело врачей", "Если в России - две беды, то в Эстонии, похоже, осталась одна...".

Власти поняли, что сели в лужу, подставились и стали успокаивать общественность, мол, Михаил Кылварт законов не нарушал, но установлено совпадение его интересов в борьбе против эстонизации образования на русском языке с... интересами Кремля?! И, несмотря на это, оппозиция в столичном городском собрании (правящие в стране Реформистская партия и партия националистов IRL) объявила о намерении выразить вотум недоверия вице-мэру. Для этого нет абсолютно никаких оснований, кроме одного - оппозиция демонстрирует обыкновенный расизм. Ведь мать Михаила Кылварта - кореянка. Это обстоятельство эстонские СМИ муссируют с самого начала избрания Михаила Кылварта вице-мэром, кстати, отказавшегося по этой причине от депутатского кресла в эстонском парламенте Рийгикогу, куда был избран на выборах в прошлом году.

Не может уняться и экс-министр внутренних дел, парламентарий от партии националистов IRL Марко Померантс (Marko Pomerants). Спасая честь мундира полиции, он заявляет, что фактически "Кылварту и всем, кто продолжает борьбу за русскую школу, сделано предупреждение". Это - на хуторском языке эстонских политиков. А на языке пиратов и нынешних эстонских политических мошенников это означает вручение "черной метки". Это - предупреждение и вовсе не безобидное. Михаил Кылварт уже заявил, что некоторые члены клуба восточных единоборств, которым он руководит, уже отказываются приходить на тренировки. Еще бы! В ежегоднике Полиции безопасности опубликованы запечатлевшие тренировки фотографии, тайно сделанные ее агентами. И делается это преднамеренно. Когда после "бронзовых ночей" Полиция безопасности разослала уведомления всем, кто говорил по телефону с активистами "Ночного дозора", боровшегося за прекращение войны с "Бронзовым солдатом", то, к примеру, многие клиенты одного из активистов - имевшего льняной бизнес Александра Коробова, стали отказываться от сотрудничества с ним.

И после этого в Эстонии и на Западе, особенно в США, продолжают делать вид, что Эстония - демократическое, правовое государство, а Россия - "империя зла". Такое возможно и потому, что и в Таллине, и в штаб-квартире НАТО, надеются и на этот раз, как пять лет назад, подготовить такую ситуацию, что обосновало бы с их точки зрения повторение полицейской бойни апреля 2007 года. Теперь запугивание людей сделано в назидание всем тем, кто недоволен нынешней политикой правящей коалиции, бессильной вывести страну из глубочайшего социального и духовного кризиса. Таких недовольных граждан становится все больше и среди эстонцев.

Русофобам и расистам дадут бой!

Так что под большим вопросом и надежда Марко Михкельсона на якобы давно ожидаемую в Эстонии встречу депутатов Госдумы РФ и Рийгикогу. Ее с лёта опрокинул упомянутый ежегодный отчет Полиции безопасности Эстонии. В связи с ее презентацией журналист Евгений Капов пишет на интернет-портале Baltija.eu: "Теперь, когда среди "врагов народа" этой балтийской страны фигурируют МИД РФ и его руководитель Сергей Лавров, а также руководитель Международной организации "Мир без нацизма", российский сенатор Борис Шпигель, невольно возникает вопрос: а какой смысл был вложен в недавнее приглашение, направленное комиссией по иностранным делам Рийгикогу своим российским коллегам посетить Эстонию? Теперь совершенно очевиден отказ, который последует на инициативу комиссии Михкельсона. И вот тут он воскликнет: мол, вот, смотрите все! Мы им протягиваем руку, а они ее отвергают! Как с ними после этого сотрудничать? Такой прогноз наводит на мысль, что господину Михкельсону дали заранее почитать черновик ежегодника, чтобы он мог послать приглашение российским коллегам заранее, и убить сразу двух зайцев".

Курьез и в том, что в день презентации ежегодника Полиции безопасности - 12 апреля, в интервью телекомпании - Первому Балтийскому каналу спикер эстонского парламента, член правящей партии IRL Эне Эргма (Ene Ergma), кстати, работавшая в свое время в Москве астрофизиком, позволила себе мечтать о первом эстонском космонавте. Так может и она - "враг"? Ведь этот телеканал вошел в составленный Полицией безопасности длинный "черный список" неблагонадежных лиц, внутренних и внешних врагов Эстонии. Кстати, в интервью спикер также заявила, что верит в существование инопланетян. Что ж, ей, как специалисту, виднее. Но впечатление такое, что они уже "оккупировали" Эстонию и засели в Полиции безопасности Эстонии. Только что стало известно: вице-мэр Таллина по вопросам образования, культуры, спорта и молодёжной политики Михаил Кылварт принял решение обратиться в суд в связи упоминанием его имени в ежегоднике Полиции безопасности Эстонии (КаПо). Вот что, в частности, сказано в его заявлении, приведенном на портале Baltija.eu:

"... Уверен, это нужно не только мне. Давно никого не удивляет, что в нашей стране за оппозиционными политиками ведется мотивированная слежка. Если не удается инициировать уголовный или коррупционный скандал, то обязательно создается пузырь скандала медийного. Инакомыслящих пытаются всячески дискредитировать или, в крайнем случае, высмеять, и не только политиков. Вопиющим является случай с членом правления НКО "Русская школа Эстонии" Алисой Блинцовой. За общественным деятелем осуществлялась слежка и съемка частной жизни, материалы которой затем пытались использовать для дискредитации. Как выяснилось, в нашей стране завуалировано угрожать могут не только представители спецслужб, но и депутаты парламента... Я люблю свою страну и надеюсь, что тенденции, которые прослеживаются в последнее время, не станут преобладающими. Надеюсь, что эстонская общественность в состоянии осуждать не только политические репрессии советского периода, а также то, что происходит в России, но и преследования инакомыслия в нашей стране и в наше время".