Тимур Кулибаев вступил в фан-клуб Саакашвили: Казахстан за неделю
Жесткая резолюция в отношении Казахстана, принятая
"Такие "герои" очень хорошо понимают, что их судьба - в руках одного человека. Так была задумана, построена и действует система государственного управления в Казахстане"
Обсуждению европейской политической инициативы посвятили два предпраздничных дня крупнейшие СМИ республики. В частности, газета "Время" опубликовала мнение политолога Досыма Сатпаева, который рассказывает, чем чреваты резолюции Европарламента.
"...Говорить о том, что после ее принятия Казахстан ждут какие-то санкции, в частности экономические, не стоит. Сама резолюция фактически является политическим документом, в котором указаны рекомендательные моменты для Казахстана, пусть и в жесткой форме. Но удивляет то, что сама резолюция была принята с некоторым опозданием. В частности, в ней отмечаются события в Жанаозене, которые произошли несколько месяцев назад, и закон, регулирующий деятельность религиозных организаций, принятый в прошлом году. К тому же некоторые данные в ней уже устарели. Это касается требований освободить
Вполне ожидаемо по этой теме высказался на страницах сайта "Гульжан" политический советник президента страны
"Я считаю, что Евросоюзу при составлении этой резолюции надо было вступить в очень тесный контакт с государственными органами Казахстана, с министерством иностранных дел и самым тщательным образом изучить каждый случай, который они перечисляют в резолюции. Это очень важно. Там по каждому пункту можно не то чтобы оспаривать, но подойти всесторонне и указать на все стороны и нюансы того или иного события, связанного или с Жанаозенем, или, допустим, с несанкционированными митингами. Все же знают, у нас есть Конституция, есть статья 32, в которой четко зафиксировано, что граждане Казахстана имеют право на митинги, но тут же четко оговорено, что это право может быть ограничено специальным законом о проведении митингов. Одно из двух: либо Европарламент должен полностью игнорировать нашу Конституцию и закон о проведении митингов - тогда их надо отменить просто, так? Тогда их надо отменить. Либо не приводить этот пункт. А как иначе? Суров закон, но он - закон, и он работает, он 20 лет работал на территории Казахстана и его никто не отменял. И если люди будут выходить на несанкционированные митинги, а государство перестанет реагировать, то мы получим несанкционированный митинг в масштабах всей страны. И чем это может закончиться, одному богу известно. Поэтому я считаю, что нельзя подходить абстрактно к этой теме. Надо всегда подходить конкретно исторически, исходя из сложившейся ситуации в нашей стране, пройденного за 20 лет пути и той законодательной нормативно-правовой базы, которая имеется".
Не менее любопытным в этом контексте представляется материал, который публикует портал "Республика", издание, близкое к опальному банкиру
"...В роли модератора (митинга) выступил художник-акционист Канат Ибрагимов. Он стал известен еще в 90-е годы, когда на арт-ярмарке в Москве прилюдно зарезал барана. Позже ее куратор - галерист и политтехнолог
"
Заявления среднего зятя президента Нурсултана Назарбаева, бывшего руководителя фонда Самрук-Казына
В частности, одним из первых отреагировал Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства при
"Теперь в фан-клуб грузинской модернизации вступил и зять Нурсултана Назарбаева - богатейший человек Казахстана - Тимур Кулибаев, который на заседании союза предпринимателей "Атамекен" привёл Грузию как пример эффективной борьбы с бюрократизацией в административном аппарате.
По его словам, Астане следует системно подойти к оценке отношений между бизнесом и чиновниками в южно-кавказской республике: "Нынешний подход, который сейчас у нас есть, уже не работает. У нас больше тысячи разрешительных документов, более 400 справок, когда и сто из них трудно запомнить. Это сколько госорганов надо обойти, чтобы открыть свое дело?!" - сказал Кулибаев. Почему наши партнёры по евразийскому экономическому проекту всё чаще обращают свой взор не на отечественный опыт модернизации "по-медведевски", а внимательно считывают информацию с "визитных карточек грузинских реформ"?
А информации, между тем, более чем достаточно: это и радикальное преобразование полиции, когда в один день было уволено 15 тысяч сотрудников
Как всё это воспринимать? Обижаться на то, что Кулибаев и киргизы учатся уму-разуму вовсе не у наших бюрократов? Искать "мохнатую руку Запада", которая подталкивает наших партнёров в объятия Саакашвили? Насмешливо констатировать, мол, за американские деньги всю маленькую Грузию можно озолотить, а не только полицию реформировать?
Всё это, конечно, имеет место быть, но если уж с августа 2008 года мы всерьёз рассматриваем Грузию как нашего политического оппонента, несмотря на всю несопоставимость масштабов, то надо бы и признать, что у них есть чему поучиться. Это признали и киргизы, а теперь и Тимур Кулибаев, что вовсе не означает, кстати, их полный и окончательный переход в ряды "недругов России". А нужно-то всего немного: понять, что тот образ российского чиновника, с которым сталкиваются казахские бизнесмены и киргизские трудовые мигранты вовсе не способствует желанию внимательно изучать и брать на вооружение российский опыт борьбы с коррупцией и бюрократией.
Реальную опасность для российских интересов, желание некоторых политических сил перенять грузинский опыт вплоть до создания "клона Саакашвили", могло бы представлять, пожалуй, только в Азербайджане или Армении, то есть у ближайших соседей молодой грузинской демократии. Сколько бы ни ездили кыргызские парламентарии в Тбилиси, толку, полагаю, от этого будет не слишком много. Проблемы кыргызской административной вертикали никакими курсами по повышению квалификации, безусловно, не решить.
Что же касается Казахстана, то нужно учитывать стремление Ак Орды адаптировать на местную почву любой позитивный опыт, ведь еще 5 - 6 лет назад в Астане прохода не было от сингапурских и малазийских экспертов по успешным административным реформам. Поэтому реагировать на подобные вещи, как мне кажется, надо намного спокойнее, чем это делают наши политики и журналисты".
Не меньше удивлены и коллеги из стана оппозиции - подконтрольная Мухтару Аблязову "Республика" и вовсе, связала демарш Тимура Кулибаева с гипотетическим пополнением в семье Назарбаевых.
"Доподлинно не известно, что сподвигло "зятя нации" неожиданно превратиться в не на шутку разбушевавшегося буревестника казахстанской революции и пойти на столь смелые высказывания. Можно лишь предположить два варианта объяснения такой смелости. Первый и наиболее очевидный - эмоциональное состояние самого Тимура.
Не секрет, что благодаря неуемной публичной активности его любимой подруги Гоги все отечественное "высшее общество" хорошо осведомлено о рождении второго сына на стороне. Это обстоятельство лишило Тимура мощной политической крыши над головой. После такого лишения и собственная крыша может "поехать".
Но есть и несколько более сложное, хотя и логически верное объяснение, которое основано на понимании сути происходящих сегодня в Казахстане процессов. У нас нет особых иллюзий относительно политических способностей "великого зятя", но и последних вполне достаточно, чтобы осознать один простой факт - социально-политическая база режима сжимается как шагреневая кожа.
В итоге могучий "ковчег елбасы" на глазах превращается в "Титаник", который торопятся покинуть "пассажиры первого класса" из числа некогда самых преданных Нурсултану Назарбаеву людей. Далеко не все из них становятся открытыми противниками елбасы, большинство просто пытается "уйти по-тихому". Хотя вряд ли это получится у Тимура - для него образовавшаяся пустота может оказаться пустыней.
Строго говоря, при всех своих особенностях, Тимур - это типичный герой Акорды. Влиятельный сын (зять, племянник и т. д.), который вроде как и при делах, и при деньгах, и при женщинах... Но на практике такие "герои" очень хорошо понимают, что их судьба - в руках одного человека. Так была задумана, построена и действует система государственного управления в Казахстане. Система, которая, как показывает опыт тех же Грузии и Кыргызстана, обречена на полный политический провал.
Именно поэтому Тимуру и команде ему подобных, вероятно, очень хочется перестроить систему из "практически неограниченных" возможностей в систему, которая сможет гарантировать им личную и имущественную неприкосновенность. Ситуация удивительным образом напоминает развитие событий в последние годы существования СССР, когда представители высшего эшелона власти в СССР тоже стремились к "освобождению" от "партийного ока".
"Чтобы нас не разводили..." - так вполне откровенно пояснил свою позицию Тимур Кулибаев на упомянутом заседании президиума НЭПК. В переводе с "понятийного" на нормальный политический язык это означает, что "верхи уже не могут управлять по-старому". Ценное признание со стороны "зятя нации". Но о том, какие "новые методы" управления готов предложить стране Тимур Кулибаев, можно судить хотя бы по тому, что председателем президиума "Атамекена" он был избран единогласно".
О том, что Тимур Кулибаев попал в некую опалу, рассуждают аналитики портала "Гульжан". На этот счет они продолжают пытать политического советника главы государства -
"...Вы же знаете, человек влиятельный - так поэтому его нельзя сбрасывать со счетов, как одного из сильных игроков на политическом поле Казахстана. Но с точки зрения будущего. Потому что сейчас вопрос закрыт до декабря 2016 года. Мы же определились с главным носителем власти - президент Назарбаев. Поэтому все рассуждения на эту тему абсолютно абстрактны. Это во-первых. Во-вторых, никакой опалы в том смысле, в котором вы обозначили, я лично не наблюдаю. Кулибаев возглавляет крупнейшую организацию - KazEnergy, его единогласно переизбрали председателем правления "Союза "Атамекен", а это очень серьезная организация, поэтому с точки зрения опалы это большое преувеличение".
"Мини-маркеты уйдут в небытие, уступив позиции супермаркетам, что автоматически приведет к росту цен"
В Казахстане назревает новый передел на рынке ритейла. Об этом говорят производители спиртного на страницах "Республики".
"...Критику со стороны предпринимателей вызвал законопроект "О регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Речь идет в первую очередь об обязательном требовании для "магазинов у дома" иметь специальный отдел площадью не менее 40 квадратных метров для продажи спиртных напитков и о создании спецмагазинов для реализации алкоголя.
Если эти поправки будут приняты, то, по мнению бизнесменов, мини-маркеты уйдут в небытие, уступив позиции супермаркетам, что автоматически приведет к росту цен.
- Потребитель просто переместится в магазины категории А и В, - прогнозирует вице-президент Ассоциации пивоваров Казахстана Талгат Ергалиев. - Зато цены на алкоголь из-за этого вырастут, ведь супер- и гипермаркеты поймут свои торговые преимущества и еще больше задерут так называемые цены за свои полки для производителей и поставщиков этой продукции.
Более того, в кафе и барах, по мнению г-на Ергалиева, может возрасти потребление более дешевых алкогольных напитков, ведь это "даст им хорошие конкурентные возможности". Да и потребление через спецмагазины, считает он, существенно возрастет, потому что их будет не 10-20, как считают разработчики законопроекта, а все 100.
резидент АПК привел результаты опроса владельцев небольших торговых точек по поводу нового законопроекта. Согласно опросу, 75% из них высказались против введения обязательного требования по квадратуре. При этом 80% отметили, что не имеют достаточного оборотного капитала для увеличения торговых площадей и будут вынуждены отказаться от 40% своего дохода, который складывается за счет продажи алкогольной продукции.
В итоге, по мнению Ергалиева, число маленьких магазинов резко сократится, а с ними уменьшится и доступ к товарам первой необходимости, например, хлебобулочным изделиям и кисломолочной продукции, поскольку магазины класса С по-прежнему остаются основными торговыми точками для населения.
По подсчетам ассоциации, будут ущемлены интересы примерно 400 тысяч казахстанцев. И в первую очередь в проигрыше, считает вице-президент АПК, останутся производители".