Экономика России претерпевает значительные структурные изменения, которые впоследствии могут обозначить контуры новой экономической модели для стран евразийского региона.

В середине марта в России инфляция приблизился к расчётному уровню, обозначенному в программе экономического и социального развития страны "Стратегия 2020". Согласно прогнозам экспертов, уровень инфляции в стране к концу второго десятилетия должен составить 3,3%, но уже в марте этого года, согласно данным Росстата, рост цен составил 3,7%.

Сокращение темпов роста инфляции до уровней 5-5,5% в этом году эксперты, ссылаясь на действия Центрального банка и Министерства финансов, прогнозировали ещё прошедшей осенью. Перенос очередного роста тарифов естественных монополий на середину года, резкое ограничение денежной массы, замедление роста реальной заработной платы и недостаток банковской ликвидности, ограничивающий рост потребительского кредитования, обозначались как основные факторы, влияющие на инфляцию в этом году.

Однако политика Минфина и Центрального банка, давшая свои положительные результаты, подвергается сильнейшей критике со стороны банкиров и части экономистов. По их мнению, сокращение денежной массы и недостаток банковской ликвидности могут привести к падению потребительского спроса и сокращению внутренних инвестиций, что отрицательно скажется на общем экономическом росте. В первую декаду марта средняя ставка по депозиту в 10 крупнейших банках России составила 9,52% годовых, столь дорогие деньги удерживают на высоком уровне стоимость кредитов.

Для улучшения ситуации банкиры предлагают регуляторам начать насыщать экономику рублями. Так, например, глава ВТБ Андрей Костин считает, что Центральному банку следует начать кредитование российских банков по аналогии с трехлетней программой Европейского ЦБ. О недостатке ликвидности говорит Герман Греф, глава крупнейшего банка России, Сбербанка, предлагая также начать насыщение экономики рублёвой массой и взять курс на понижение процентных ставок.

Мало кто замечает, что инфляция сократилась сильнее, чем это прогнозировало Министерство финансов, в то же время, несмотря на дефицит денег, темпы роста ВВП и промышленного производства остаются стабильными на протяжении трёх лет.

В январе положительное сальдо внешнеторгового баланса России увеличилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 1,5 раза, составив 20,5 трлн. долларов. Рост экспорта в годовом выражении составил 32,2%, достигнув в январе объема 40,1 трлн. долларов. Рост импорта в январе, с объёмом 19,6 трлн. долларов за первый месяц года, составил 20% в годовом исчислении.

Последние полгода импорт перестал существенно расти. Еще в средине прошлого года отмечался опережающий рост импорта, в связи с чем можно было прогнозировать снижение сальдо счёта текущих операций ниже 2% ВВП. Однако с осени началось резкое замедление роста импорта и в результате в конце года сальдо внешнеторгового баланса РФ в 2011 году составило 198,8 млрд. долларов, что в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.

Во время кризиса импорт существенно сократился, и после 2008 года Россия активно его наращивала до тех пор, пока он был ниже докризисных уровней. Аналитики точно не могут сказать, насколько уровень импорта изменился с докризисных времён, но можно предположить, что произошло насыщение рынка и в дальнейшем импорт будет расти более низкими темпами, чем это было в предыдущие годы.

В то же время в феврале на 6,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос объем промпроизводства. В годовом исчислении добыча полезных ископаемых во втором месяце года выросла на 3,7%, а производство в обрабатывающей промышленности увеличилось на 6,3%.

Заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов на страницах журнала "Эксперт" пишет, что замедление темпов роста импорта - результат осмысленной экономической политики государства по поддержке внутреннего производителя и импортозамещению. "В последние месяцы импорт вообще перестал расти, - говорит Бессонов. - Мы вытесняем импорт, и это следствие нашего экономического подъема. Яркий пример тому - автопром. Поддержка внутреннего производства привела к тому, что легковые автомобили, сделанные в России, по объему превзошли докризисный уровень, а импорт при этом достиг лишь 50% от того, что было на пике перед кризисом. В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на 20 млрд. долларов за год. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельском хозяйстве".

В экономике явно наблюдается насыщение рынка товарами внутреннего производства, что вкупе с финансовыми механизмами сокращения денежной массы привело к существенному замедлению темпов роста инфляции.

В стране третий год подряд ВВП растет в пределах 4%. В феврале, по данным Минэкономразвития, рост достиг неожиданно высокого уровня в 4,8%. При этом сырьевая доля в росте экономики постепенно сокращается, идёт уверенное насыщение рынка товарами отечественного производства, инфляция снизилась до минимальных за 20 лет показателей, внешний долг и дефицит бюджета не увеличиваются. Существенно не увеличилась долговая нагрузка населения, кредитование физических лиц выросло за последние три года на 0,5% к ВВП, с 9,7% в 2009 до 10,3% в 2011 году. Эти данные сильно расходятся с практикой, которая наблюдается у стран с так называемой "развитой экономикой". На западе для достижения экономического роста необходимо опережающее промышленный рост увеличение денежной массы, что в конечном итоге приводит к усилению инфляции, росту суверенного и внутреннего долга, к дефициту бюджета.

В России стала налаживаться экономика, основным двигателем которой являются не кредит, а инвестиции. Постепенно наращиваются инвестиции в основной капитал, развивается производство, насыщающее рынок товарами. Всё это происходит постепенно. Правительство, в условиях высоких цен на нефть, старается не допустить перегрева экономики и резкого увеличения денежной массы и поэтому ограничивает желания банкиров подсадить страну на кредитную иглу. Социальные выплаты, которые возрастают из года в год, стерилизуются, в том числе и через высокие, привлекательные по доходности, проценты по банковским вкладам. За последние три года вклады физических лиц выросли на 6 трлн. рублей, достигнув в 2011 году 11,9 трлн. рублей.

Несмотря на критику со стороны ряда экономистов и международных финансовых институтов, "обеспокоенных" судьбой российского банковского сектора, правительство России неуклонно проводит политику постепенного наращивания денежной массы, строго контролируя банковскую ликвидность. Данные Банка России говорят, что у коммерческих банков не так уж и плохо с ликвидностью и Центральный банк продолжит жёсткую денежную политику, а коммерческим банкам рекомендует более эффективно распоряжаться имеющимися у них финансами.

Последние макроэкономические данные говорят об устойчивых позитивных явлениях в российской экономике. Однако в России ещё много проблем. Индекс деловой активности показывает нервозность бизнеса, внутренний спрос растёт медленней, чем хотелось бы предпринимателям, на предприятиях накапливаются товарные запасы, а ликвидность самих предприятий начала сокращаться. Но эти же показатели показывают, имеющиеся резервы российской экономики.

Взятый правительством курс экономического развития, может сделать Россию локомотивом новой экономической модели. На евразийском пространстве главнейшим станет постепенный экономический рост, зависящий не от кредитов и количества доступных потребителю, но не обеспеченных внутренним производством, денег, а от постепенного наращивания, как производства, так и потребительских возможностей населения.