Перелистывая страницы истории, находишь очень много параллелей и истин, которые удивительно подходят к нынешним "реалиям". Например, изречение Али Апшерони о политике... "самая лучшая политика - быть честным со своим народом, ведь правда, проступающая сквозь туман времен, в конце концов, разоблачает всех, украшенных фальшивой позолотой, сводя на нет огромные усилия, затраченные ими на обман людей при жизни".

С начала года, Россия впервые, на высоком, так сказать, государственном уровне предприняла попытку "взглянуть" на своих "стратегических партнеров" на постсоветском пространстве. Следует отметить, что если и "потеплели" отношения Москвы с партнерами по СНГ, то лишь благодаря появлению все новых горячих проблем и трений на постсоветском пространстве.

Итак, в Москве состоялся саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По мнению многочисленных наблюдателей, главным решением встречи стало повременить с планирующейся ликвидацией этой организации, но "не надолго". Первыми словами нового руководства России стали - приоритетность СНГ во внешней политике. На данном саммите, Москва пыталась преобразовать ЕврАзЭС в Евразийский экономический союз. Однако, данная инициатива не была встречена с воодушевлением. Как всегда, идее воссоединения воспротивилась Украина. Исходя из этого, дальнейшие переговоры о едином таможенном тарифе на определенный вид продукции явились скорее "дополнительным протокольным вопросом".

Страны ЕврАзЭС, прежде всего Беларусь особо не сопротивляются идее ликвидации данной структуры, но прежде чем расформировать, каждой хочется узнать о дальнейшей форме интеграционного объединения и, самое главное - о его правосубъектности. Из всего перечня пресс-релизов и комментариев ясно одно - интеграционные процессы на территории бывшего советского союза идут сложно и непредсказуемо. Как и прежде, идеи объединения генерируются в Казахстане, Беларуси, России. К этим трем "столпам" готовы интегрироваться Киргизия и Таджикистан. В остальном...все! Кто-то в качестве наблюдателя, а кто-то и вообще "не видит национальных интересов для своей страны".

Молдова, направив в Москву, в качестве наблюдателя, члена Альянса за евро, Мариан Лупу, поспешила заявить, устами министра иностранных дел Лянкэ, что "Молдова не стремится в Таможенный союз". Да и выступление Лупу на саммите, было типично в стиле 90-х, о "традиционных отношениях, которые связывают Молдавию с данными государствами, о торговом обороте с Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, которые, по той же "табличке 90-х", превышает 95% внешнеторгового оборота". В общем, ничего вразумительного и конкретного.

Россия, также, в духе современности, отреагировала на статус стран-наблюдателей при Евразийском экономическом сообществе, в числе которых и Молдова. Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев заявил, что "страны, которые не войдут в Таможенный союз могут столкнуться с определенными трудностями". И это не угроза, как ее сразу нарекли в Молдове определенные лица, а принципиальное решение, основанное на форме участия в той или иной организации. Все в мире соответствует логике, в частности, если ты участвуешь в какой-либо международной организации, то и получаешь определенный набор привилегий. Однако, если не участвуешь, соответственно у тебя могут быть сложности.

Что касается интеграционной политики Молдовы на постсоветском пространстве, то к ней подходят слова Джона Кеннеди, а именно: во внутренней политике потерпела поражение, а во внешней - загнали в своеобразный "гроб". В последние годы, как внутренняя, так и внешняя политика Молдовы ведется исключительно под контролем Бухареста в противовес Москве. Да, она ошибочна, но в политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом.

Неприкасаемых нет - есть те, за кого противно браться. И все же, попытаемся "взяться", то есть разобраться в том, какие шаги предпримет Молдова в ответ на интеграционные инициативы на постсоветском пространстве. Ни для кого не секрет, что внешняя политика Молдовы согласуется с Бухарестом, то есть Румыния стала тем самым решающим фактором, который руководит всем - от заявлений до инициатив. На Востоке говорят, что чем глупее правительство, тем зорче его охраняют. Надо отдать должное, что "охрана" к молдавскому правительству приставлена весомая. И это проявилось с момента "восхождения" во власть Альянса за евро. Такого уровня "поддержки" от Вашингтона, Брюсселя, Берлина, Бухареста и т.д., давно не видели представитель ни одного из молдавских правительств. Все было бы хорошо, если бы не одно но, которое имеет множество других "стратегических" составляющих. Поддержка эта, новым молдавским "ветрам свободы" (по Байдену), делается исключительно в противовес России, и ее интересам в регионе.

Исходя из этого, рупоры Бухареста в Кишиневе заговорили об "отсутствии интереса к Таможенному Союзу", не говоря уже о планах по созданию Евразийского экономического союза. Кишинев отказывает любой инициативе исходящей из Москвы. Параллельно с отказом обсуждать формы сотрудничества в рамках новых инициатив России, Молдова, подталкиваемая вашингтонским и прочими обкомами, оживила сотрудничество в рамках ГУАМ и с Румынией. Таким образом, в рамках ГУАМ идет активное обсуждение относительно создания миротворческих сил стран ГУАМ и привлечение их на территориях с "замороженными конфликтами" - Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия. С Румынией проводятся совместное заседания правительств и парламентов двух стран, идет полная гармонизация законодательной базы, готовятся к приватизации румынами стратегические предприятия на территории Молдовы, таких как "Аир Молдова", "Молдтелеком", "Банка де Економий", "Джуваер" (Ювелирный завод), и прочих. Естественно, данные схемы "приватизаций" не обходятся без "стиля 90-х". Ну а руководит всем этим процессом Филат, который совместно с Лучинским имеют опыт "смены" владельцев во время бесславного правления в 1996-2000 годах.

Договоренность относительно приватизации румынами стратегических предприятий на территории Молдовы была достигнута в рамках совместного заседания в Яссах правительств Молдовы и Румынии. Помимо этого, именно после ясских посиделок, правящий Альянс за евро как-то "оперативно" нашел выход из трехлетнего "кризиса" связанного с отсутствием президента. Ну а сама процедура выдвижения "кандидата" и выборы, под пристальным присмотром посла Румынии в Кишиневе, следует отнести к жанру детектива с привкусом комедии. Такого бездарного сценария и конца не видела ни одна страна. Итог - политический кризис не преодолен, оппозиция не признает ни парламент, ни президента, а общество, как и в далекие 89-92 годы, все более разобщено и не видит в Тимофти главу Молдовы, а представителя Альянса за евро. Более того, молдавское общество приветствовало решение третьего президента Республики Молдова Владимира Воронина отказаться от участия в церемонии "инаугурации" Тимофти. Напомним, что так называемая "инаугурация" прошла, 23 марта с.г. Что касается Румынии, и ее роли в молдавском сценарии, то она, в свою очередь не вела бы себя так смело на постсоветской территории, если бы с одной стороны не пораженческая политика России, а с другой - не благословление США и европейских союзников. А так как все "срастается", то Бухарест чувствует себя вольготно и в Молдавии и на Украине. Не удивлюсь, если завтра-послезавтра президент Янукович, взамен на "псевдоевропейскую "интеграцию" и румынский газ, разрешит поднять румынский флаг над Черновцами, Килией, Татарбунарами, Хотином, Белгород-Днестровском и прочими городами, а так и до Киева недалеко.

Однако, судя по итогам первой в 2012 встречи в Москве стран участниц ЕвАзЭС и Таможенного Союза, а также из анализа событийных фактов на "юго-западном" направлении постсоветского пространства, Россия пытается сделать некоторые долгожданные выводы. По крайней мере, некоторые политические наблюдатели в регионе восприняли с некоторым воодушевлением назначение вице-премьера Дмитрия Рогозина на должность специального представителя по Приднестровью, а также сопредседателем межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству с Республикой Молдова. Данные назначения рассматриваются как тенденция к более активной политике России в регионе, вовлечению Москвы в проблемы региона в целом и приостановлению деградирующей политики бухарестских ставленников в Кишиневе, которые ведут страну к аншлюсу Молдовы в состав Румынии. Следует отметить, что большинство граждан Молдовы ожидают от России окончания пораженческой внешней политики и проведение более конструктивного подхода к вопросам присутствия России в регионе. Естественно, что после долгого отсутствия России в Молдове, Москве де-юре и де-факто придется вступить в диалог со ставленниками Бухареста, подконтрольными западным канцеляриям. НО, народ Молдовы ждет от нового специального представителя России решения множества вопросов, среди которых вопросы защиты российских соотечественников (которые благодаря Клименко находятся вне правового и социального поля), защиты российских инвестиций, предприятий на территории Молдовы, разрешение приднестровской проблемы, перспективы вхождения Молдовы в Евразийский Экономический Союз, и многие-многие другие "горячие" темы. Естественно, что все они требуют от России нового подхода и РЕШИМОСТИ с реальными интеграционными предпосылками, такими, которые исключили бы, на самую далекую перспективу, любые "колебания" в российско-молдавских отношениях.