В Республике Молдова 16 марта парламент наконец-то смог избрать президента, которым стал глава Ассоциации судей РМ Николай Тимофти. Конституционный суд утвердил результаты избрания и, таким образом, политический кризис можно считать формально завершённым. Однако избрание президента оспаривает оппозиционная Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая настаивает на роспуске парламента и проведении внеочередных выборов. Мотивом для таких требований заявлена "нелегитимность парламента" и "узурпация власти", формой протестов были избраны демонстрации в центре бессарабской столицы. Как известно, в России оппозиционые силы также не признают результаты прошедших выборов президента, более того, несмотря на то, что процедуры избрания президента в России и в Бессарабии разные, можно обратить внимание на определённую схожесть и синхронность происходящих событий.

Российская оппозиция, как "либеральное крыло", так и КПРФ, назвали результаты избрания президента сфальсифицированными. Крупнейшая бессарабская оппозиционная партия коммунистов назвала выборы президента РМ - "политическим фарсом". Предвыборная кампания по избранию президента Российской Федерации проходила на фоне демонстраций, организованных оппозицией, которая заранее подвергала сомнению законность избрания президента. В Республике Молдова президент избирается парламентом, который приступил к процедуре избрания в ноябре, после чего оппозиция стала подвергать сомнению процедуру избрания президента, начав в декабре организовывать демонстрации протеста. После того как в России президент был избран, оппозиция объявила выборы нечестными, на организуемых ею акциях протеста используется в том числе и лозунг "Нет президента". В Республике Молдова после избрания президента Партия коммунистов, по сути, призывает к гражданскому неповиновению. Даже терминология российской и бессарабской оппозциии используется примерно одинаковая, и там, и там используются термины "полицейское, олигархическое, антиевропейское государство".

С одной стороны, сходство ситуаций больше проявляется по форме, а не содержанию, так как присутствует условное совпадение событий по времени. Но, тем не менее, есть определённые основания полагать, что это может быть нечто большее, чем просто совпадение событий и организация по нагнетанию политических страстей в России и в Республике Молдова координируется. Прежде чем перейти к анализу этих аспектов, следует понимать, на чём вообще основаны протесты бессарабской оппозиции.

Партия коммунистов называет действующий парламент "нелегитимным" и выдвигает обвинения в "узурпации власти", мотивируя это тем, что, мол, парламент, который не смог избрать президента, должен быть распущен. Однако, в действительности, согласно действующего в РМ законодательства, парламент не исчерпал положенные ему попытки избрать президента. Первые выборы президента, назначенные на ноябрь прошлого года, были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия кандидатов и парламент был вынужден снова приступить к процедуре избрания. Когда парламент попытался избрать президента в декабре, то при голосовании было нарушено правило о тайне голосования, вследствие чего в январе Конституционный суд признал эту попытку недействительной. Таким образом, президент РМ был избран в соответствии с законодательством государства.. Тот факт, что депутаты парламента поздно приступили к процедуре избрания президента, ввиду "лакун" в Конституции и избирательном законодательстве никаким образом не отменял права и обязанности действующего парламента избрать президента. Однако Партия коммунистов своими заявлениями и действиями демонстрирует готовность именно свергнуть власть. Уже были попытки незаконного вторжения в здание парламента, когда группа протестующих попыталась сорвать заседание комиссии по безопасности. Таким образом, не имея законных оснований для обвинений парламента в "нелегитимности" и не имея законных оснований для обвинений в "узурпации власти", бессарабская оппозиция всеми силами стремится к нагнетанию обстановки и разжиганию страстей в обществе. Примерно те же "промежуточные" цели и у российской оппозиции - максимально обострить существующую обстановку в стране.

Следует обратить внимание на то, что руководство Партии коммунистов тесно связано с различными силами из российской оппозиции. Наиболее известной является связь между ПКРМ и КПРФ - не секрет, что зюгановская партия постоянно оказывала политическую поддержку Воронину во время его нахождения у власти. Поддержка эта носила самый разнообразный характер, включая требования к российским властям фактически "придушить Приднестровье". Но, кроме связи с КПРФ, которая является одной из основных сил, подвергающих критике выборы президента России, руководство бессарабских коммунистов имеет связи и с "либеральным крылом" российской оппозиции. За время своего нахождения у власти Воронин буквально "прописался" на известной своим критическим отношением к действующей российской власти радиостанции "Эхо Москвы", которая также стала своего рода "рупором" Воронина в России. Занимающийся идеологией Партии коммунистов Марк Ткачук, по его собственным словам, "ближайший приспешник" Воронина, наладил целую сеть по взаимодействию с российскими оппозиционными масс-медиа, которые систематически поддерживали Воронина. Более того, один из ближайших "соратников" Ткачука по "идеологической работе" российский публицист, уроженец Бессарабии Сергей Эрлих, владелец санкт-петербургского издательства "Нестор-история" активно разрабатывает "методологию и мифологию" действий для российской оппозиции. Так, в частности, им выпущена книга "Метафора мятежа" с характерным подзаголовком - "Декабристы в политической риторике путинской России", в которой, в частности, выводится образ Ходорковского как современного "декабриста": "Метафора мятежа незаменима в ситуации, когда реальное поражение надо представить как символическую победу. Дело Михаила Ходорковского демонстрирует, что память о декабристах явственно резонирует с самыми чувствительными струнами интеллигентской души. Надо уточнить, что это - не пустой пиар. Символ героической жертвы - залог будущих реальных побед".

Связи руководства Партии коммунистов с оппозиционными российскими силами существуют одновременно с негативным отношением Воронина и Ко к Владимиру Путину и актуальной российской власти. Единственный раз на официальном уровне за всё время существования Республики Молдова российские военнослужащие, охраняющие склад с боеприпасами в приднестровском местечке Колбасна были названы "оккупационными силами" и произошло это по указанию Воронина, который заставил министра иностранных дел сделать такое заявление. Воронин публично перед депутатами в здании тогда ещё не разрушенного здания парламента заявлял, что "нас с Россией связывает только газовая труба". Про историю с неподписанием "Меморандума Козака" и так известно, но не лишне напомнить о ситуации, когда часть делегации президента России уже прибыла в Кишинёв, после чего Воронин отказался принимать Путина.

Государственная модель, которую пытался построить Воронин, условно можно характеризовать фразой "Ни Европа, ни Россия!" - этакая "молдавская деспотия" с полной властью воронинского клана, периодическим обманом всех внешних партнёров РМ и попытками задушить Приднестровье, включив его в состав своей "вотчины", в состав "моей Молдовы", как выражался Воронин в интервью "Эхо Москвы".

В среде некоторых российских политических обозревателей принято считать, что наиболее критически по отношению к России в Бессарабии настроены правые партии, однако при анализе заявлений их представителей можно отметить, что основные претензии находятся в сфере истории, из-за разного толкования и понимания тех или иных исторических событий. Что не исключает, как отмечал посол РФ Валерий Кузьмин, возможностей для нахождения взаимоприемлемой непротиворечивой позиции. Относительно Приднестровья правые бессарабские партии делают заявления о "реинтеграции" в большей степени согласно "политической инерции", в кулуарах признавая тщетность усилий по "восстановлению территориальной целостности РМ". Некоторые правые бессарабские политики - такие, как Сергей Мокану и Олег Серебрян официально выдвигали концепции, предполагавшие вместо "реинтеграции" установить де-факто границу Бессарабии и Приднестровья.

Совсем иное отношение к Приднестровью у Воронина и ПКРМ. Для Воронина "победить Приднестровье" является форменной idee fix, через эту "победу" он рассчитывает завершить построение "молдавской деспотии" под своим контролем. Ввиду того, что Россия является страной-гарантом урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта и её актуальное руководство не может позволить бросить своих граждан, проживающих в Приднестровье, на алтарь планов Воронина и Партии коммунистов, ввиду этого по отношению к нынешнему руководству РФ Воронин и его партия являются самой антироссийской силой в Бессарабии. Все разговоры, которые партия коммунистов периодически затевает о якобы одобрении идеи вступления РМ в Таможенный союз и об участии в иных интеграционных проектах, создаваемых под эгидой Москвы, - не более чем блеф, призванный в очередной раз обмануть электорат. Цена этим воронинским заявлениям не больше, чем была цена его словам о готовности войти в состав Союза Россия-Белоруссия. Как это может показаться на первый взгляд ни парадоксальным, но для Бессарабии самая удобная власть в России - та, во главе которой находится Владимир Путин, теоретический вариант с некоей "либерально-коммунистической" властью в России был бы на руку Воронину и Партии коммунистов, чей приход к власти стал бы трагедией не только для Бессарабии, чьё общественное развитие было бы фактически парализовано, но и для Приднестровья. Нет сомнений в том, что имея поддержку как со стороны Зюганова, так и вяло относящихся в проблематике российских интересов в ближнем российском зарубежье московских либералов, Воронин использовал бы такую ситуацию для "принудительной реаинтеграции", что повлекло бы за собой возобновление вооружённой фазы конфликта.

Таким образом, как состоявшееся избрание президента в РМ, так и избрание президентом России Владимира Путина объективно будут способствовать относительно оптимальному на текущее время развитию отношений между Москвой и Кишинёвом. А провал бессарабских коммунистов с их протестами против законной власти станет своего рода прообразом провала выступлений Зюганова и кампании против власти российской.