Проблемы современного социально-экономического состояния белорусского государства, как известно, получили рождение задолго до прошлогоднего кризиса, который попросту оголил неэффективность управления практически всеми сферами жизнедеятельности страны. Однако руководство республики по различным причинам: от непрофессионализма, до страха потерять свои насиженные места, сделав что-либо самостоятельно - продолжает искать виновных где угодно, но только не в своей среде. Отсутствие среди высших государственных чиновников четкого плана по выходу из сложившейся в экономике ситуации толкает их на один понятный им путь - за неимением лучшего - максимальное использование внутренних ресурсов. Результатом этого за последние несколько месяцев стали различные социально непопулярные постановления, главной целью которых является не столько попытка организовать экономию в рамках всех страны, сколько выжать из простого населения дополнительные средства на поддержание неимоверно раздутого бюджета. Среди них можно отметить: повышение с 1 апреля 2012 года базовой величины с 35 до 100 тысяч белорусских рублей, что влечет за собой автоматическое увеличение практически всех государственных пошлин, платежей и штрафов; увеличение базовой величины арендной платы, которая является в республике определяющей величиной при формировании стоимости аренды квадратного метра нежилых помещений; повышение с 1 апреля налога на аренду жилья, что напрямую и косвенно позволит увеличить поступление налогов и сборов; увеличение стоимости услуг ЖКХ и проезда в общественном транспорте и т.д. Конечно, с точки зрения экономической целесообразности после проведения обвальной девальвации белорусского рубля в 2011 году, в стране, где стоимость всего напрямую увязывается с курсами иностранных валют, подобные мероприятия не должны вызывать недоумения, несмотря на недовольство граждан. Однако их лавинообразный характер уже в скором времени может возыметь эффект, обратно пропорциональный желаемому.

13 марта нынешнего года президент Республики Беларусь, как это часто бывает, обрушился с критикой на чиновников в связи с неэффективным использованием инвестиционного фонда страны. Досталось абсолютно всем: правительству - "Проблема в бардаке! У вас этим никто не занимается...", ученым - "Ученые, наука не предлагают тех тем, которые можно развивать и из этого фонда оплачивать?...Никто не пришел и не попросил даже денег!" и представителям бизнеса - "Мы им оказали колоссальную поддержку по углеводородам, переработке... Поэтому не надо страдать за них, что они бедные и нищие. Пешком никто не ходит, особенно частники. Все должны быть в равных условиях, все должны платить". Подобная реакция главы государства на происходящее в его стране вполне объяснима, так как в последнее время, в отличие от прошлых лет, практически ничего из того, что он требует, не исполняется.

То, что в правительстве сегодня действительно царит хаос и растерянность, ни для кого не секрет. Однако согласиться с белорусским лидером относительно ситуации, связанной с учеными и предпринимателями, в полной мере нельзя. Хотелось бы напомнить, что отношение к науке в Белоруссии достаточно своеобразное: с одной стороны пропагандируется всемерная поддержка новых разработок, а с другой - сокращается финансирование как самой Национальной академии наук РБ, так и ее профильных институтов. Более того, еще год назад президент заявил: "Ну зачем нам такие ученые... Содержать эту армию, которая ним ничего не дает... Как же мы будем инновациями заниматься, как будем модернизировать экономику?". И неважно, что в действительности имел в виду Александр Лукашенко - данная фраза была воспринята белорусскими чиновниками как сигнал к действию. В стране развернулась кампания по борьбе с неэффективными областями научного знания (в том числе и в сфере образования). Причем основной удар приняли на себя гуманитарии, которые фактически были объявлены главными виновниками современных белорусских проблем: от несостоятельности сформировать белорусскую национальную идею до слабой подготовки руководящих кадров, неспособных управлять экономикой страны. Правда чиновники умалчивают о том, что из общего финансирования науки на долю социально-гуманитарного блока выделяется не более 20 % денежных средств, а уже в этом году запланировано их еще большее сокращение. Ответ же на вопрос: "Почему остальные 80% вложений не приносят ожидаемого от них результата?" - достаточно прост. За красивыми словами находящихся сегодня у государственной кормушки так называемых технократов скрывается их стремление жить только сегодняшним днем, подчиняясь складывающееся в стране конъюнктуре. Итоги подобного поведения, основанного на главной идее оградить себя от президентского гнева заявлениями о необходимости реорганизации всей научной системы, можно наблюдать уже сегодня: старение кадров (старая гвардия, вне зависимости от своей пользы науке, не собирается уступать место молодежи) и, как следствие, клановость науки; неэффективность использования финансовых средств и научных разработок; падение социального статуса ученого и т.п. В таких условиях, вне зависимости от желания президента, ожидать от белорусской науки каких-либо инновационных прорывов в обозримом будущем не стоит.

Однако, если проблемы современной научной сферы Белоруссии, по большей части, интересуют только ее представителей, то вопросы деятельности предпринимателей вновь оказались в центре внимания руководства Белоруссии, совсем недавно объявившего мелкий и средний бизнес одной из главных надежд на возрождение экономики. Правда, бизнесмены не успели порадоваться своему новому статусу, позволявшему смотреть в будущее пускай и с призрачной, но все же надеждой на то, что государство даст им возможность свободного развития. Администрация президента заинтересовалась тем, почему частные компании сегодня не стремятся вносить денежные средства в инновационные фонды, которые на сегодняшний день объявлены основой для будущего экономического роста. Напомним, что до 2010 года подобные фонды формировались за счет отчислений от себестоимости госпредприятий, хозобществ с долей государства в уставных фондах, негосударственных торговых и строительных предприятий. Однако в середине прошлого года президент подписал указ №232, который отменял обязательное участие в формировании инновационных фондов для частных компаний и госпредприятий, не подчиненных правительству. Всем организациям было предоставлено право производить отчисления в инновационный фонд (до 50% от прибыли после уплаты налогов) по своему усмотрению из прибыли. При этом отчисления в фонд контролируются налоговой службой Белоруссии и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, составляя от 0,25 до 19 % от себестоимости.

Как оказалось, практически никто из частников не решился добровольно финансировать развитие инноваций в стране. Более того, созданный еще в 1998 году для усиления поддержки инновационной деятельности Белорусский инвестиционный фонд, оказался не в состоянии направлять достаточные средства на развитие высокоэффективных исследований по причине их практического отсутствия. При этом сократилась не только доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте (практически в 3 раза), но и финансирование всей научно-исследовательской работы.

Официально в белорусском правительстве причины подобного отношения к развитию инновационных технологий у частных компаний, которые, казалось бы, как никто заинтересованы в развитии своей конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, видят в нежелании среднего и крупного бизнеса участвовать в формировании социально-ориентированной модели белорусского общества. Якобы предприниматели живут только жаждой наживы и не заботятся о развитии государства и общества в целом. Однако истинным мотивом нового наступления на частников являются огромные дыры в бюджете, затыкать которые сегодня, по-видимому, придется за счет всего населения. При этом денежные средства, в случае поступления в инновационные фонды, вновь, как это было не раз, будут использованы не по назначению. Именно это, на наш взгляд, и является основной причиной нежелания белорусского бизнеса самостоятельно отчислять часть своих доходов в белорусскую казну.

Следует помнить, что система распределения инновационных фондов в Белоруссии достаточно своеобразна, о чем говорят даже и высшие белорусские чиновники. Так, министр финансов Белоруссии Андрей Харковец заявил, что "с начала формирования инновационных фондов в 1996 году они использовались как финансовый инструмент перераспределения доходов одних, более эффективных предприятий отрасли, в пользу других, как правило, имеющих худшие результаты своей деятельности", что не изменилось и по сей день. Две трети расходов идут не на инновационную деятельность, а "на предоставление преференций отдельным предприятиям на удешевление стоимости кредитных ресурсов, погашение бюджетных займов и ссуд".

Действительно, за последние полтора десятка лет белорусское руководство настолько неэффективно использовало денежные средства, поступающие, как из-за рубежа, так и с внутреннего рынка, что остается до конца неясным, почему события 2011 года не произошли раньше. Большое количество денежных ресурсов, которые Белоруссия получила за счет субсидирования со стороны России, были попросту проедены и закопаны в землю. При этом разговоры о переоснащении белорусской деревни и высоких достижениях сельского хозяйства меркнут на фоне тех сумм, которые были направлены на поддержание экстенсивного пути развития экономики. По словам белорусского президента, за последние годы только в сельское хозяйство страны было вложено более 40 млрд. долларов США, то есть практически все, что было получено за счет существовавшего нефтяного оффшора. Результат, как известно, абсолютно не соответствует вложенным средствам. Белорусская деревня, как и раньше, без ежегодных дотаций является абсолютно убыточной и неконкурентоспособной даже на рынках Единого экономического пространства, не говоря уже о ЕС.

Такая же ситуация прослеживается и в области промышленности, где за последние годы не была проведена достаточная модернизация производства, а средства изымались для поддержания популистских программ социального характера. Современный износ основных фондов предприятий Республики Беларусь составляет от 60% до 80%, разработка и внедрение новых технологий практически отсутствует, а сами предприятия озабочены совершенно иными, нежели инновации, проблемами: содержание колхозов, поиск финансов для повышения реально незаработанной оплаты труда работникам, выплата всевозрастающих штрафов и добровольно-принудительных отчислений (на строительство ледовых дворцов, ремонт социальных объектов, проведение "Дожинок" и т.п.), а также формальное выполнение доведенных сверху планов наращивания производства и уменьшения складских запасов. Робкие попытки изменить подобную ситуацию наталкиваются сегодня на острую нехватку финансов, отсутствие внешних инвестиций и множество административных барьеров, что еще больше усугубляет положение всей сферы инновационного развития страны, вне зависимости от слов и желания чиновников.

Основным итогом проводимой сегодня демагогической кампании по наращиванию инновационных фондов и внедрению в аграрный и промышленный сектор высокотехнологичных производств, уже в ближайшем будущем станет возврат к старым и создание новых схем скрытия доходов. Вряд ли белорусский бизнес, прекрасно осознающий, куда будут потрачены деньги, якобы направленные на инновации, будет рад проститься с частью собственной прибыли, которая в последнее время все больше имеет тенденцию к сокращению. Более того, существование нынешнего порядка выделения средств из инновационных фондов, к деньгам которых, по словам президента, "доступ имеют все: и государственные, и частные предприятия", предусматривающего увеличение доли государства в капитале частной компании на выделенную из фонда сумму, продолжит оставаться серьезным препятствием для развития инновационных технологий. Сложно представить, что в республике добровольно найдется большое количество предпринимателей, которые будут готовы рискнуть в надежде на то, что государство их в очередной раз не обманет.

Закостенелость белорусской номенклатуры в совокупности с нежеланием бизнес-среды добровольно идти на сотрудничество с государством грозит окончательно похоронить любые надежды на инновационное развитие страны, даже не взирая на ряд успешных проектов, связанных, в первую очередь, с IТ-технологиями. Процесс, который должен быть начаться еще полтора десятка лет назад, запустить на основе внутренних ресурсов в нынешней ситуации не представляется возможным. Единственным выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является более тесное сотрудничество с иностранными партнерами, готовыми предоставить республике помощь в инновационном развитии. Однако пока не ясно, кому и, главное, зачем, может понадобиться создание из лимитрофного государства высокоразвитого и конкурентоспособного члена международного общества. Поэтому, по всей видимости, в ближайшее время белорусы будут вынуждены самостоятельно пытаться решить проблемы, созданные за последние полтора десятилетия ими самими.