"Белорусским чиновникам просто нечем заняться", - заявил 13 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Малишевский, комментируя содержание документа, предписывающего председателю брестского облисполкома принять меры по недопущению "принудительной белорусификации".

Напомним, 13 марта белорусские оппозиционные СМИ опубликовали докладную записку подчинённой брестского губернатора Константина Сумара. В своей записке заведующая отделом по организационно-методической работе и делопроизводству Ольга Климахович указывает шефу на то, что заместитель главы Администрации президента Александр Радьков просит Сумара во исполнение поручения Александра Лукашенко "принять конкретные меры по недопущению проведения руководителями государственных органов, иных организаций политики принудительной белорусификации и искусственного сокращения использования русского языка в их деятельности".

По мнению Малишевского, появление данного документа выглядит достаточно странно, как и политика государства в сфере культуры: "Белорусским чиновникам просто нечем заняться. Самая главная проблема их существования - как связать без бумажки несколько слов. На русском, белорусском или ином языке - неважно. Поэтому одни, дабы скрасить свое существование на высоких должностях, занимаются насаждением "роднай мовы" на которой сами, как правило, не говорят. Другие в это время борются непонятно с чем, поскольку им тоже надо заниматься чем то "идеологическим" - для отчетности".

"В целом, если рассматривать все это как движение в направлении полонизации белорусского общества, то я могу понять экс-посла в Польше и нынешнего министра культуры Белоруссии Павла Латушко. Тем более - его заместителя Тадеуша Стружецкого", - сказал белорусский политолог. Он пояснил: "Тадеуш Стружецкий - это заместитель министра культуры Белоруссии, а не Польши".

Появление данного письма, отметил Малишевский, тем более удивительно, что ранее белорусские чиновники инициировали прямо противоположные мероприятия, которые были расценены в белорусском обществе как курс на "белорусизацию" и ревизию итогов всебелорусского языкового референдума 1995 года. Малишевский напомнил о том, что ещё совсем недавно Тадеуш Стружецкий считал "нелогичным " обозначение библиотеки на русском языке и заявлял о целесообразности использования мер административного воздействия для распространения "беларускай мовы".

Как сообщало ИА REGNUM, заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий во время круглого стола "Популяризация белорусского языка: современность и перспективы" 16 февраля в Минске заявил: "Так сложилось исторически, что большая часть населения нашей страны не использует или редко использует в повседневной жизни белорусский язык, отдавая предпочтение русскому". Замминистра культуры констатировал: "Нелогично, когда библиотека или местный сельский клуб - он обозначен на русском языке".

Позднее, 21 февраля Тадеуш Стружецкий заявил о том, что с целью распространения белорусского языка ("белаурскай мовы") допустимы меры административного принуждения. Он отметил также, что "рекламно-информационные материалы, и вывески, и внутренняя документация должны базироваться на белорусском языке". Стружецкий констатировал: "Сегодня нам всем нужно понять, что белорусский язык - это важнейший показатель личных, общественных и государственных отношений к Белоруссии. Республика Беларусь как самостоятельное государство без белорусского языка существовать не может. Это аксиома".

Напомним, по итогам всебелорусского референдума 14 мая 1995 года русский язык получил статус государственного языка Республики Беларусь - за это высказались 83,3 % проголосовавших граждан республики. Прозападная часть белорусской оппозиции добивается ликвидации итогов референдума 1995 года и свержения инициировавшего его Александра Лукашенко.