Выборный цикл в России, куда следует отнести думскую и президентскую избирательные кампании, оказался неожиданно драматичным. Еще полгода назад казалось, что выборы пройдут по заранее заданному кулуарному сценарию, который определят в своих кабинетах высокие кремлёвские начальники, и российское общество эти решения безоговорочно примет и одобрит. Но всё оказалось значительно сложнее. Представления о том, что политика это только игра, где все социальные роли и функции заранее расписаны, разрушились массовыми протестными выступлениями 10 и 24 декабря 2011 г. Для руководства страны стало ясно, что невозможно в эпоху современных информационных технологий и наличия множества нерешённых политических, социально-экономических, национальных, региональных, управленческих и иных проблем, управлять страной так, как будто общество является объектом управления для власти, а власть существует сама по себе и для себя.

Сейчас это осознание постепенно приходит. И вот уже Владимир Путин в своих статьях на темы национальных отношений, экономики, демократии и других, справедливо признаёт, что "в 90-е годы под флагом воцарения демократии, мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки". Стана пережила деиндустриализацию, а приватизация была нечестной. Он также отмечает в качестве безусловной ценности русский язык, русскую культуру, Русскую Православную церковь, а также другие традиционные российские религии. В. Путин указывает, что для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Премьер готов, в случае избрания президентом, пересмотреть полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов.

Всё это не может не радовать. Хотя по-прежнему остаются вопросы - почему названные проблемы не решались на протяжении последних 10 лет? Почему господствовавшая всё это время власть отражала интересы в первую очередь олигархов, а не народа? Почему не финансировался реальный сектор экономики, наука, образование? Не велась должным образом борьба с коррупцией? Игнорировались ущемление прав и тяжёлое демографическое и социально-экономическое положение русского народа? Аргументы власти вроде тех, что в государстве были другие насущные задачи и до этих вопросов просто "руки не доходили", представляются несерьёзными.

И всё-таки В. Путину, похоже, удаётся получить мандат доверия от большинства населения России. Так согласно данным ВЦИОМ, в соответствии с проведённым 4-5 февраля 2012 г. всероссийским опросом, электоральный рейтинг В. Путина составил 53,3% (на прошлой неделе - 51,5%, месяц назад - 48,0%). В то время как рейтинг Г. Зюганова - 10,3%; В. Жириновского - 8,2%; М. Прохорова - 4,6%; С.Миронова - 3,3%. Согласно опубликованным данным Фонда "Общественное мнение", текущий прогноз на этот период времени (с учетом рейтинга и ответов на другие вопросы о политических предпочтениях) составляет: Владимир Путин - 58.7%; Геннадий Зюганов - 15.0%; Владимир Жириновский - 12.2%; Михаил Прохоров - 7.2%; Сергей Миронов - 5.1%. При явке - 59%.

Как ни парадоксально, В. Путину победить уже в первом туре выборов помогают его конкуренты и оппоненты. Политические программы Г. Зюганов, С. Миронова, В. Жириновского и бизнесмена М. Прохорова носят партийный идеологический характер, ориентированный на различные устойчивые социальные сегменты общества. А это означает, что они не могут рассчитывать значительно увеличить свою электоральную базу за счёт голосов других партий и кандидатов. Поэтому труднодостижимым представляется и выдвижение единого кандидата со стороны оппозиции. Под какую программу он будет собирать голоса? Какова может быть компромиссная политическая платформа оппозиции?

Что касается "внесистемной" оппозиции представленной Г. Явлинским, Б. Немцовым, В. Рыжковым, Г. Каспаровым, М. Касьяновым, А. Навальным и др., то здесь вопрос особый. Известно, что их лозунги протеста против фальсификации на выборах получили поддержку значительной части образованного и не самого бедного населения, особенно в крупных городах. Более половины участников декабрьского протеста в Москве - это граждане в возрасте от 20 до 39 лет со средним достатком. В фальсификации обвиняется действующая власть, которая персонифицируется с Владимиром Путиным и партией "Единая Россия". Подавляющее большинство протестных участников акции составили москвичи. Почти 86 % из тех, кто участвовал в митинге, в той или иной степени поддерживают лозунг "ни одного голоса Владимиру Путину". На наш взгляд, можно говорить о том, что в России существует оппозиционный социальный слой, который разделяет псевдодемократическую риторику. Это - прямое следствие корпоративной закрытости нынешней российской властной элиты. Но если с обоснованным критическим отношением населения к власти всё понятно, то следует отметить, что у митинговой оппозиции кроме маргинально-демократических лозунгов о "честных выборах" и борьбы с "партией жуликов и воров" нет позитивной программы развития страны.

Протестный митинг 4 февраля с.г. в Москве на Болотной площади и других городах России включил в себя красные, националистические, имперские, демократические, анархистские, экологические и другие символы. Всю эту красочную палитру политических предпочтений изъявил готовность представлять... Владимир Рыжков на встрече с действующим президентом страны Дмитрием Медведевым. Реальные протестные настроения самых разных политических направлений и социальных групп явочным путём возглавили раскрученные в либеральных СМИ политические деятели, которые ассоциируются у большинства россиян с периодом развала СССР и беспределом 90-х гг. XX в. Чего стоит только поддержка "болотной" оппозиции со стороны первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва...А народ всё это видит и делает свои выводы.

Оппозиция получила фактически официальная поддержку со стороны иностранных политиков и международных организаций, а также зарубежных СМИ. Скандально известный визит ведущих представителей российской оппозиции в американское посольство 17 января с.г. на встречу с Первым заместитель госсекретаря США Уильямом Бернсом и новым послом США Майклом Макфолом в первый же рабочий день его пребывания в новой должности навёл на определённые размышления. Известно, что Макфол не обычный кадровый дипломат, а эксперт по проблемам постсоветского пространства, точнее, по его "демократизации" в соответствии с американскими интересами и стандартами. Ещё 22 ноября 2005 г. в интервью газете "Украинской правде" Макфол сказал следующее: Я убежден - когда через сто лет учителя будут читать учебники истории, там будет большая глава об оранжевой революции. Это было как рождение украинского общества. Мы считаем, что оранжевая революция - это тоже и наш успех. Поддерживать демократию - это наши лозунги, это слова Трумена, это слова Кеннеди, это слова Клинтона! Ситуация в Украине для меня важна, ведь примененная здесь американская модель поддержки вашей демократии - очень хорошая модель. Та помощь, которую США оказывали Украине - это модель Демократической партии. Мы развивали гражданское общество, запускали программы обмена студентами, специалистами, занимались поддержкой СМИ. Такая политика намного лучше, чем то, что было сделано в Ираке.

В книге Макфола "Революция в оранжевом: Причины демократического прорыва Украины" (2006 г.), обосновывается вывод о том, что победа Виктора Ющенко на выборах 2004 года была обеспечена в основном за счет интенсивной работы с украинской молодежью на американские денежные средства. В 2007 году в статье "Либерал - это то, что либерал делает" им сформулирована идея поставить в Кремле либерала, готового сотрудничать с США.

Итак, налицо наличие реальной смычки действий и интересов внешних сил и оппозиции под лозунгами протестов против фальсификации выборов, демократизации и оппозиции.

Точки над "i" в вопросах реального вмешательства в избирательную кампанию в России со стороны США, её стратегию и тактику расставил в своём интервью газете "Комсомольская Правда" от 5 февраля с.г. бывший советник президента США по национальной безопасности при президенте Картере, известный советолог и политолог Збигнев Бжезинский. Бжезинский прямо формулирует позицию США в отношении России и российской оппозиции: Оппозиция, имеющая понятие о конституционных нормах, причисляет себя к интернациональному, по сути, среднему классу, который достаточно финансово независим, чтобы ездить за границу и получать там образование. Он чувствует свое родство с европейской культурой и видит себя частью Запада. Задача Америки - помочь в ему в этом. Напрашивается параллель с Украиной. Ведь там происходят схожие процессы. Будет правильно, если Украина как независимое государство, движущаяся на Запад и в то же время остающаяся близкой России, не станет ее антагонистом, а наоборот, потянет ее за собой. Если Америка будет достаточно мудрой в своих действиях, то в следующие 20-30 лет мир увидит разительные перемены в этой части земного шара, сравнимые с 90-ми годами прошлого столетия, когда совершенно внезапно, под Рождество, рухнул Советский Союз, - говорит Бжезинский.

Как видно, стратегическая цель США в отношении России, по мнению ведущих американских экспертов, состоит "в разительных переменах", сравнимых с ситуацией, когда "внезапно рухнул Советский Союз". Сомнительные перспективы предлагают американцы. Макфол, кстати, в упомянутом интервью украинской газете сказал удивительно циничную вещь: "Ведь всегда после революции бывает падение ВВП, всегда 50% экономики падает". Спросим себя (не американских экспертов же), - что будет со страной, если в результате реализации американских планов "демократизации" России произойдёт падение ВВП на 50%, а государство "внезапно" рухнет? Что в результате останется от протестующего в Москве и Питере "среднего" класса? - Ясно, мало никому не покажется. Так зачем нам нужны "оранжевые" в Кремле и на площадях?

Отметим, что в современных условиях "оранжизм" вышел за национальные границы Украины, где был национально-демократическим, ориентированным на Запад и спонсируемым западными организациями движением самостийников. Благодаря разработкам и практическим действиям западных политтехнологов "оранжевые революции" сегодня можно охарактеризовать как социальные технологии нелегитимного прихода к власти прозападных марионеточных политических групп с псевдо либеральной идеологией, находящихся под внешним контролем. Социально-экономическую суть "оранжевых" режимов охарактеризовал в упомянутом интервью сам Бжезинский: Мы развили такую финансовую систему, при которой огромные трансакции осуществляются по всему миру практически бесконтрольно, приводя к чудовищным спекуляциям и непомерному самообогащению немногих.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече с В. Путиным 9 февраля с.г. назвал это цивилизацией инстинкта, когда основная цель: иметь больше и тратить больше.

Таким образом, выборная альтернатива россиян сегодня сводится к не самому оптимальному меню: действующая власть, со всеми её известными издержками; физически и морально изношенная системная оппозиция; внесистемная оппозиция с явно порыжевшими в политическом отношении белыми ленточками.

Критика со стороны оппозиции, контакты с избирателями, встречи с Патриархом и лидерами других духовных направлений, внешнеполитические и социально-экономические вызовы, похоже, всё-таки побудили премьера и его команду искренне обратиться к основным вещам. Об экзистенциальных вопросах России речь идёт в статье В. Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России" от 13 февраля с.г. Названы реальные проблемы россиян (неэффективные социальные лифты, недостаточное качество образования, здравоохранения, недоступность жилья, изношенное ЖКХ и др.) и выражена готовность их решать. Обозначен главный вопрос - качество жизни россиян. А это уровень доходов, качество образования и ожидаемая продолжительность жизни. 40 процентов мировых природных богатств находится в России и всего 2% населения - вот где встаёт вопрос эффективности государственного управления, поскольку возможности для развития колоссальные, но они не реализуются в должной мере. И первичная задача, она была выдвинута ещё А. Солженицыным, названа в статье В. Путина. Это народосбережение России. Как написано: Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от "выборов до выборов", а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.

Хочется надеяться, что так оно и будет.