Виталий Журавлёв: Строительство справедливости: выборы и альтернативы
Выборный цикл в России, куда следует отнести думскую и президентскую избирательные кампании, оказался неожиданно драматичным. Еще полгода назад казалось, что выборы пройдут по заранее заданному кулуарному сценарию, который определят в своих кабинетах высокие кремлёвские начальники, и российское общество эти решения безоговорочно примет и одобрит. Но всё оказалось значительно сложнее. Представления о том, что политика это только игра, где все социальные роли и функции заранее расписаны, разрушились массовыми протестными выступлениями 10 и 24 декабря 2011 г. Для руководства страны стало ясно, что невозможно в эпоху современных информационных технологий и наличия множества нерешённых политических, социально-экономических, национальных, региональных, управленческих и иных проблем, управлять страной так, как будто общество является объектом управления для власти, а власть существует сама по себе и для себя.
Сейчас это осознание постепенно приходит. И вот уже
Всё это не может не радовать. Хотя по-прежнему остаются вопросы - почему названные проблемы не решались на протяжении последних 10 лет? Почему господствовавшая всё это время власть отражала интересы в первую очередь олигархов, а не народа? Почему не финансировался реальный сектор экономики, наука, образование? Не велась должным образом борьба с коррупцией? Игнорировались ущемление прав и тяжёлое демографическое и социально-экономическое положение русского народа? Аргументы власти вроде тех, что в государстве были другие насущные задачи и до этих вопросов просто "руки не доходили", представляются несерьёзными.
И всё-таки В. Путину, похоже, удаётся получить мандат доверия от большинства населения России. Так согласно данным ВЦИОМ, в соответствии с проведённым 4-5 февраля 2012 г. всероссийским опросом, электоральный рейтинг В. Путина составил 53,3% (на прошлой неделе - 51,5%, месяц назад - 48,0%). В то время как рейтинг Г. Зюганова - 10,3%; В. Жириновского - 8,2%; М. Прохорова - 4,6%; С.Миронова - 3,3%. Согласно опубликованным данным
Как ни парадоксально, В. Путину победить уже в первом туре выборов помогают его конкуренты и оппоненты. Политические программы Г. Зюганов, С. Миронова, В. Жириновского и бизнесмена М. Прохорова носят партийный идеологический характер, ориентированный на различные устойчивые социальные сегменты общества. А это означает, что они не могут рассчитывать значительно увеличить свою электоральную базу за счёт голосов других партий и кандидатов. Поэтому труднодостижимым представляется и выдвижение единого кандидата со стороны оппозиции. Под какую программу он будет собирать голоса? Какова может быть компромиссная политическая платформа оппозиции?
Что касается "внесистемной" оппозиции представленной Г. Явлинским, Б. Немцовым, В. Рыжковым, Г. Каспаровым, М. Касьяновым, А. Навальным и др., то здесь вопрос особый. Известно, что их лозунги протеста против фальсификации на выборах получили поддержку значительной части образованного и не самого бедного населения, особенно в крупных городах. Более половины участников декабрьского протеста в Москве - это граждане в возрасте от 20 до 39 лет со средним достатком. В фальсификации обвиняется действующая власть, которая персонифицируется с Владимиром Путиным и партией
Протестный митинг 4 февраля с.г. в Москве на Болотной площади и других городах России включил в себя красные, националистические, имперские, демократические, анархистские, экологические и другие символы. Всю эту красочную палитру политических предпочтений изъявил готовность представлять...
Оппозиция получила фактически официальная поддержку со стороны иностранных политиков и международных организаций, а также зарубежных СМИ. Скандально известный визит ведущих представителей российской оппозиции в американское посольство 17 января с.г. на встречу с Первым заместитель госсекретаря США
В книге Макфола "Революция в оранжевом: Причины демократического прорыва Украины" (2006 г.), обосновывается вывод о том, что победа
Итак, налицо наличие реальной смычки действий и интересов внешних сил и оппозиции под лозунгами протестов против фальсификации выборов, демократизации и оппозиции.
Точки над "i" в вопросах реального вмешательства в избирательную кампанию в России со стороны США, её стратегию и тактику расставил в своём интервью газете "Комсомольская Правда" от 5 февраля с.г. бывший советник президента США по национальной безопасности при президенте Картере, известный советолог и политолог
Как видно, стратегическая цель США в отношении России, по мнению ведущих американских экспертов, состоит "в разительных переменах", сравнимых с ситуацией, когда "внезапно рухнул Советский Союз". Сомнительные перспективы предлагают американцы. Макфол, кстати, в упомянутом интервью украинской газете сказал удивительно циничную вещь: "Ведь всегда после революции бывает падение ВВП, всегда 50% экономики падает". Спросим себя (не американских экспертов же), - что будет со страной, если в результате реализации американских планов "демократизации" России произойдёт падение ВВП на 50%, а государство "внезапно" рухнет? Что в результате останется от протестующего в Москве и Питере "среднего" класса? - Ясно, мало никому не покажется. Так зачем нам нужны "оранжевые" в Кремле и на площадях?
Отметим, что в современных условиях "оранжизм" вышел за национальные границы Украины, где был национально-демократическим, ориентированным на Запад и спонсируемым западными организациями движением самостийников. Благодаря разработкам и практическим действиям западных политтехнологов "оранжевые революции" сегодня можно охарактеризовать как социальные технологии нелегитимного прихода к власти прозападных марионеточных политических групп с псевдо либеральной идеологией, находящихся под внешним контролем. Социально-экономическую суть "оранжевых" режимов охарактеризовал в упомянутом интервью сам Бжезинский: Мы развили такую финансовую систему, при которой огромные трансакции осуществляются по всему миру практически бесконтрольно, приводя к чудовищным спекуляциям и непомерному самообогащению немногих.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече с В. Путиным 9 февраля с.г. назвал это цивилизацией инстинкта, когда основная цель: иметь больше и тратить больше.
Таким образом, выборная альтернатива россиян сегодня сводится к не самому оптимальному меню: действующая власть, со всеми её известными издержками; физически и морально изношенная системная оппозиция; внесистемная оппозиция с явно порыжевшими в политическом отношении белыми ленточками.
Критика со стороны оппозиции, контакты с избирателями, встречи с Патриархом и лидерами других духовных направлений, внешнеполитические и социально-экономические вызовы, похоже, всё-таки побудили премьера и его команду искренне обратиться к основным вещам. Об экзистенциальных вопросах России речь идёт в статье В. Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России" от 13 февраля с.г. Названы реальные проблемы россиян (неэффективные социальные лифты, недостаточное качество образования, здравоохранения, недоступность жилья, изношенное ЖКХ и др.) и выражена готовность их решать. Обозначен главный вопрос - качество жизни россиян. А это уровень доходов, качество образования и ожидаемая продолжительность жизни. 40 процентов мировых природных богатств находится в России и всего 2% населения - вот где встаёт вопрос эффективности государственного управления, поскольку возможности для развития колоссальные, но они не реализуются в должной мере. И первичная задача, она была выдвинута ещё А. Солженицыным, названа в статье В. Путина. Это народосбережение России. Как написано: Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от "выборов до выборов", а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.
Хочется надеяться, что так оно и будет.