Дмитрий Семушин: Русским на Севере предлагают стать Nordman
Тема региональной идентичности по-прежнему не дает покоя представителям т. н. "архангельской школы регионологии". Об этом свидетельствует очередной круглый стол, проведенный 7 февраля в Институте управления и регионологии в рамках конференции "Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения". На этот раз там занялись "норманнами". Как теперь кажется, чтобы в САФУ не делали, а все приводит местных гуманитариев в Скандинавию. Посудите сами. Тема круглого стола - "Nordman - северный человек: типология личности". Таким образом, профессура САФУ пытается предложить нам, русским на Севере, очередной вариант региональной самоидентификации. На этот раз нам предлагают осознать себя "норманнами". И это важно, поскольку, по мнению участников круглого стола, именно ответ на этот вопрос "Кто такой Nordman?" и поможет решить серьезную проблему региона сократить активную миграцию северян в центральные районы России. Впрочем, здравый смысл подсказывает, как бы мы не отвечали на вопрос "кто такой Nordman?", ответы, т. е. простые сотрясания воздуха, заклинания, никак не смогут решить демографических и миграционных проблем Русского Севера. Вспомним 1960-1970-е гг. - лучшие годы социально-экономического развития Архангельска и области. Тогда никто в местном пединституте не задумывался, "кто ж такой Nordman?", что такое "самоидентификация" и, почему она так важна для воспроизводства населения. Очевидно, что решение проблемы лежит совсем в иной плоскости.
Но вернемся к нашим "норманнам". По мнению участника круглого стола профессора Александр Дрегало, "основными показателями северного человека являются - хронос (время) и топос (пространство)". Под этими громкими терминами, оказывается, профессором подразумеваются длительность проживания на Севере и уровень адаптации в этих особых условиях. Но, извините, факторы эти действительно были жизненно важны в прошлом, в эпоху господства традиционного хозяйства. Но современная городская цивилизация, существующая пусть в том неуклюжем виде, который мы имеем в Архангельске, коррелирует адаптацию человека к неблагоприятным условиям внешней среды. Достаточно пойти на местный рынок и посмотреть, как там торгуют на открытом воздухе при морозе -20 градусов Цельсия наши кавказцы, ставшие постоянными жителями Русского Севера. При этом торгуют они там по преимуществу китайским ширпотребом. Разумеется, лесоповала при таких погодных условиях эти люди не выдержали бы. Поэтому для большей убедительности поставим вопрос по-другому: "Основными показателями бушмена являются - хронос (время) и топос (пространство)". И если бы проф. А.Дрегало без сопровождения местного проводника попал в пустыню Калахари, то он согласился бы с истинностью и такого тезиса. Тогда к чему нужна эта псевдонаучная терминология, только уводящая нас от истины?
Но участники круглого стола - исследователи типологии "личности Nordmanа" продолжают свои псевдонаучные игры. Так, они обращают внимание еще на особенности быта, искусственной среды, общего уровня жизни на Севере. Однако, спросим мы, как можно вычислить "общий уровень жизни" для кочевого оленевода из ненецкого стойбища и рабочего судоверфи
Ну, и заключение о настоящих исторических норманнах. Можно отметить, что два десятилетия устойчивых связей "науки Поморья" с Норвегией через Баренц регион превратили местных историков при трактовке событий начальной русской истории в решительных норманнистов. Более того, мнимую романтику викингов они почему то уже начинают распространять и на реалии Русского Севера эпохи Средневековья. Так, в частности, директор Института управления и регионологии, организовавшего круглый стол по проблеме "Nordmanа" проф.
[1] Буторина Т.С., Щекина С.С. Поморская семья как основа народной педагогики. Архангельск, 1999. Щекина С.С. Поморский народный идеал совершенного человека // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отделения российской Академии образования. Выпуск 5. СПб., 2000.
[2] Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010. С. 312, 313.