Станислав Тарасов: Турция: Эрдоган и Кылычдароглу открывают двери для "третьей силы"
Лидер основной оппозиционной в Турции Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу передал в парламент заявление с просьбой лишить его депутатской неприкосновенности. На этот вызывающий шаг он пошел в знак протеста против требования стамбульской прокуратуры лишить его иммунитета за заявления, якобы дискредитирующие органы правосудия и оказание давления на суд, рассматривающего дела по обвинению в подготовке переворота. По ним арестовано несколько сот человек, в том числе оппозиционные политики, действующие и отставные военные, журналисты. Да и самого Кылычдароглу прокуратура обвиняет в принадлежности к организации "Эргенекон" и в подготовке переворота.
Комментируя ситуацию, сложившуюся в связи с арестом экс-главы Генштаба Илькяра Башбуга, он заявил: "Я предупреждал, что суд, обладающий особыми полномочиям и утверждающий решения, принятые правительством, не является справедливым". Выступая в меджлисе на заседании фракции НРП, он в очередной раз подверг резкой критике правительство, обвинив его в подчинении себе органов правосудия: "У нас было всякое, не было лишь начальника Генштаба-"террориста". Если глава Генштаба этой страны является террористом, то кто тогда же премьер-министр, которому он подчинен?".
Дело в том, что лидер главной оппозиционной партии пытается перевести проблему в плоскость обычной популистской полемики и уходит от ответов по существу предъявленного ему обвинения. Это - первый нюанс. Суть второго в том, что его демарш хронологически совпал с объявленным решением суда Анкары по уголовным делам по рассмотрению обвинительного заключения прокуратуры в отношении Кенана Эврена и экс-главы ВВС Турции Тахсина Шахинкая - главных архитекторов военного переворота 11 сентября 1980 года.
Кстати, в отношении 94-летнего Эврена подготовлено 80-страничное обвинение. Этот документ содержит так называемое "общее" и "американское досье". По некоторым сведениям, в первом досье речь ведется о некоторых обстоятельствах убийства накануне переворота бывшего премьер-министра Нихата Эрима. Обстоятельства этого преступления не прояснены до сих пор. Обвинение исходит из того, что это стало спусковым крючком для начала выступления военных. Кроме того, генерала обвиняют в том, что США в тот момент оказали серьезное влияние на организаторов переворота. То есть содержится открытый намек на то, что переворот 1980 года изначально был американским проектом. Тогда США потеряли такого стратегического партнера как Иран после Исламской революции в этой стране в 1979 году. Судебное преследование за насильственный захват власти применено в Турции впервые. Ранее специальная статья Конституции, вступившая в силу в 1982 году благодаря инициативе правительства Эврена, запрещала преследование организаторов переворотов. Следовательно, правительство Тайипа
В то же время, правящая партия Эрдогана, выдавливая лидера НРП Кылычдароглу в лагерь защитника военных, пытается провести операцию по его политической дискредитации. Потому, что единственным возможным ответным ходом НРП может стать попытка спровоцировать в стране политический кризис. Но сейчас эта партия осуществляет не совсем удачные тактические ходы. Исполком НРП выступил с заявлением, в котором обвинил власти в умышленных нападках на оппозицию. При этом Кылычдароглу сделал очередной выпад в адрес судов с особыми полномочиями, которые рассматривают дела в отношении оппозиции: "Кто вы такие и кого вы ходите поставить на колени? Я не боюсь вас и ваших хозяев! Я преклонюсь только перед своим народом. И я скажу об этом, даже когда вы меня бросите не только в тюрьму, но и отправите на виселицу!" Премьер Эрдоган пока ограничился на это кратким комментарием: "Произошло то, что должно было произойти".
Но главный парадокс в том, что между Эрдоганом и Кылычдарогру много общего: они вместе страдают от институциональной нестабильности, которая препятствует развитию, как государственной, так и внутрипартийной демократии. Они оба не поспевают за происходящими социальными переменами в стране, а сохраняющиеся восточные (в евроупаковке) бюрократические и иерархические структуры в управлении государством мешают действовать быстро и эффективно. А когда страна наблюдает на "телегрызней" лидеров двух партий, у которых нет новых идей, новых движений, новых лиц, всегда появляется возможность ворваться в процесс "третьей силе".