Выборы в России: "Без особого восторга по отношению к Путину, ЕС идет дальше вместе с ним". Геополитика: "Никто в Румынии не верит в "заботу" России о нашем суверенитете". Румыния - Турция: "Стратегическое партнерство между Анкарой и Москвой стало бы крайне драматичным для Бухареста". Кризис ЕС: "За иллюзию процветания Запада заставляют платить бедный Восток". Политика гражданства: "Румыния стала своего рода магнитом для иностранцев, особенно для проживающих на бывших территориях исторической Молдавии".

Выборы в России: "Без особого восторга по отношению к Путину, ЕС идет дальше вместе с ним"

Внимание на Россию! - пишет Dilema Veche. То, что происходит сейчас в России, должно тревожить нас гораздо сильнее. Во-первых, потому что ударная волна от возможного политического и социального потрясения в России будет ощущаться, безусловно, во всех странах Европейского cоюза. Союза, и без того сотрясаемого внутренним кризисом. И во-вторых, потому что некоторые процессы, происходящие у русских, могут послужить уроком и для Румынии. Что, по сути, происходит в России после спорных выборов от 4 декабря? Проходят самые крупные протесты не только со времён пост-ельцинской эпохи, но - как говорят - даже со времён распада Советского Союза. Также можно отметить тот факт, о чем свидетельствуют репортажи с места событий, что протесты вдохновлены российским средним классом и образованной категорией молодёжи.

Эти детали, отнюдь не случайные, приходят в противоречие с образами-клише о России Путина (или Путина с Медведевым, если быть корректным, хотя, в конечном счете, все-таки Путина), продолжает Dilema Veche. До сих пор нам "было известно", что между средним классом и режимом "управляемой демократии" Путина было, так сказать, "мирное сосуществование". Режим был удовлетворен удалённостью среднего класса от политической деятельности и отсутствием его заинтересованности к таким областям, как либерализация общества, права человека, независимость прессы, армейский беспредел. С другой стороны, средний класс довольствовался определенной экономической стабильностью, доступом к "капиталистическим" товарам из супермаркетов и экскурсиями в Европу. Но что-то оборвалось в этом сожительстве по расчёту. И произошло это чуть ранее. А неубедительный и, в любом случае, оспариваемый результат выборов от 4 декабря был лишь публичным выражением недовольства, уже некоторое время кипящего в недрах российского общества.

Интернет, который не может быть подконтрольным даже у такого авторитарного режима, как в Москве, стал коммуникационной платформой для протестующих, пишет Dilema Veche. Это именно то, что заставляет многих комментаторов уже сейчас проводить параллель между тем, что происходит сейчас в России и таким феноменом, как арабская весна. Просто, одно поколение с доступом к информации, с возможностью свободно общаться, за пределами контроля авторитарного режима, вырывается из виртуального мира и требует реальной свободы. Какие варианты сейчас имеются у Путина? Он может ещё сильнее закрутить гайки, рискуя таким образом внести избыточную напряжённость в ситуацию и сгенерировать ещё более жёсткий ответ протестующих. Он также может принять ограниченный набор либеральных реформ, однако никто не может гарантировать, что общество согласится на это, и не будет просить все больше и больше. Кремль, похоже, ещё не сделал свой выбор.

Как бы там ни было, по данным дипломатических источников, в европейских канцеляриях полагают, что Владимиру Путину всё же удастся победить на президентских выборах в марте, несмотря на волны протестов этих недель, продолжает Dilema Veche. И что ему удастся, каким-то образом, справиться с недовольством политикой кнута и пряника. Также в европейских канцеляриях строятся среднесрочные и долгосрочные планы, касающиеся отношений с Москвой, а идея того, что в России установится другой режим с другими лидерами, не Владимиром Путиным, даже не берётся в расчёт. Длительная и непростая история партнерства ЕС-Россия остается актуальной.

Так, недавно в Брюсселе, на саммите ЕС-Россия, перед президентом Медведевым расстелили красную ковровую дорожку, как будто ничего не случилось, пишет Dilema Veche. Брюссель поприветствовал вступление России в ВТО и пообещал шагать в направлении отмены визового режима. В свою очередь Россия выразила готовность предоставить по крайней мере 10 млрд. долларов, посредством МВФ, для поддержания усилий ЕС по спасению зоны евро. Что же касается выборов, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил после саммита, что обсудил "открыто" эту тему с президентом Дмитрием Медведевым. "Свободные и справедливые выборы, соблюдение прав человека, верховенство закона и свобода слова являются неотъемлемой частью демократии. Мы приветствуем тот факт, что на выборы в России были приглашены 500 наблюдателей. Однако, мы обеспокоены отмеченными нарушениями и отсутствием справедливости в ходе выборов, как сообщают наблюдатели и российское гражданское общество", - сказал Ван Ромпей. Заявление, далёкое от гораздо более жёсткого отношения Европейского парламента, который, в преддверии саммита, потребовал повторного проведения выборов от 4 декабря. Без особого восторга по отношению к Путину, Европейский союз идет дальше вместе с ним, ввиду неимения ничего лучшего и наличия пугающей перспективы хаоса.

Но то, что происходит сейчас в России, может послужить примером для Румынии, продолжает Dilema Veche. Слияние выборов, решение принятое в одностороннем порядке - то, чем на самом деле является принятие на себя ответственности (правительство Румынии 12 декабря приняло, посредством принятия на себя ответственности перед парламентом, решение о совмещении парламентских и всеобщих местных выборов в 2012 году в целях экономии бюджетных средств; решение вызвало протест оппозиции - прим. ИА REGNUM), - кажется, перенятым из арсенала "управляемой демократии" Кремля. Более того, крайне серьезным и удивительным стало заявление премьер-министра Бока, который позволил себе утверждать, что, переживая кризис, страна не нуждается в слишком долгих предвыборных дебатах в 2012 году. Как премьер-министр пришёл к этому выводу, и кто решает, сколько политических дебатов требуется нации, остается неясным. Одно можно сказать наверняка: чем меньше дебатов, тем меньше легитимности у лидеров, победивших в результате формальных выборов и, к тому же, носящих марку сфальсифицированных. Эти лидеры могут стать непризнанными общественным мнением, как показали события в Москве. Конечно, Румыния далеко не Россия. Хромая демократия Бухареста - это рай по сравнению с авторитарным режимом Москвы. Но, если это стало возможным там, где средства массовой информации находятся под строгим контролем режима, и общественные права открыто ограничиваются, то в Румынии тем более может в определённый момент случиться непризнание выборов. Говорят, что румынская мамалыга, как и русская каша, не взрывается. Иногда, однако, ими можно сильно ошпариться, подводит итог издание.

Геополитика: "Никто в Румынии не верит в "заботу" России о нашем суверенитете"

В очередной раз можно убедиться, что господин Рогозин, бывший посол России при НАТО, недавно назначенный вице-премьером России по оборонно-промышленному комплексу, страдает навязчивыми идеями в отношении Румынии, пишет Contributors.ro. После целого ряда заявлений - назовём их дипломатично "недружественными" - сделанных им ещё будучи послом, он вступает в новую должность с новым заявлением, затрагивающим Румынию, только на этот раз крайне издевательского содержания! Другими словами, когда он понял, что не может напугать нас своими агрессивными заявлениями так, чтобы мы отказались от размещения у себя противоракетного щита, то решил поднять нас на смех... Это напоминает выражение: если лиса не может достать виноград, то она говорит, что он кислый, или, точнее, поднимает на смех его кислость! Сменив серьезный тон на ироничный, г-н Рогозин неожиданно обеспокоился тем фактом, что Соединённые Штаты недостаточно уважают нас, румын! Это как "в чужом огороде капусту садить...". Однако, никто не намерен отвечать г-ну Рогозину той же монетой.

Что касается заявлений о Румынии, - как-то получилось, что после прочтения соглашения, он сделал выводы о строгих ограничениях, наложенных на румынского главнокомандующего базой в Девеселу, - то они не выдерживают критики, продолжает Contributors.ro. (Скорее можно было ожидать, что г-н Рогозин поблагодарит обе стороны, которые сделали публичным это соглашение, позволив таким образом этому господину иметь свободный и официальный доступ к нему, без использования "специфических средств"). Почему заявления г-на Рогозина лишь пустые слова? Во-первых, потому что никто в Румынии не верит в его "заботу", да и в целом России, по отношению к нашему суверенитету. Во-вторых, потому что мы сами умеем читать и оценивать, что находится и что выходит за рамки наших интересов. И, наконец, в-третьих, раз уж мы решили подписать это соглашение в таком виде, значит мы осуществили своё суверенное право принять его, не говоря уже о том, что соглашение является результатом переговоров с американской стороной, а не принуждения. Скорее, своим замечанием г-н Рогозин в очередной раз демонстрирует нам (если кто-то ещё в этом сомневался), что сегодняшняя Россия не сильно отличается от имперской и советской России. Таков смысл заявлений вице-премьера Рогозина.

На самом деле, г-н Рогозин, кажется, хотел, чтобы его маленькая речь на встрече с представителями ВВС России в Краснознаменске была расценена, как размышления о НАТО по результатам его миссии при Альянсе, пишет Contributors.ro. То есть, в этом смысле, его месседж является следующим: в то время как Германия и Россия изменились, став "современными демократиями и приверженцами рыночной экономики", НАТО, по существу, остается тем же альянсом времён холодной войны, в основном направленным против этих двух государств! Таким образом, помимо того факта, что Россию никак не сравнить с Германией в демократическом аспекте (сюда можно отнести и недавние демонстрации в России против итогов парламентских выборов, и намерение Путина баллотироваться на третий президентский срок), как, собственно, и разница в "качестве" между "рыночными экономиками" этих двух государств, г-н Рогозин, который сокрушается, что чего бы Россия ни делала, глаза Альянса всё равно будут смотреть на неё с подозрением, за деревьями не видит леса. Он ни на одно мгновение не осознаёт, что именно это его последнее издевательское заявление в отношении Румынии демонстрирует, что Россия, независимо от того, в каких ипостасях находится, не может измениться, по-прежнему подпитывая имперские намерения, в первую очередь по отношению к своим соседям, ближним и дальним! А если добавить к этому слова, сказанные г-ном Рогозиным о том, что российская дипломатическая миссия, работающая в рамках НАТО - внимание, сегодняшняя, а не имперская или советская - должна "все время быть внутри, не давать возможности американцам оставаться с европейцами наедине", то приведенное выше утверждение может быть оправданно еще раз, то есть происходит ещё большее разжигание подозрения союзников.

Мы признаемся, что не являемся русофилами, продолжает Contributors.ro. Но стремимся оставаться реалистами. Именно поэтому, следует отметить, что отсутствие нормальных отношений с Россией является одним из упущений нашей дипломатии. И это несмотря на то, что с экономической точки зрения, позиции, занимаемые российскими компаниями в Румынии, сейчас гораздо прочнее, чем во времена, когда мы были союзниками, членами СЭВ и разделяли "те же идеалы". (За такое наше мнение мы были раскритикованы "хранителями западных ценностей" с наших земель). Но только дело в том, что когда мы шли на этот риск получить в свой адрес шквал критики, предложив инициировать серьезный диалог с Москвой (так же с целью восстановления расхождений по этому вопросу, которые отделяют нас от других стран ЕС, в том числе крупных, таких как Германия, Франция и Италия, или новых членов, бывших социалистических, таких же, как и мы), то предполагали, что по другую сторону мы будем иметь дело с серьезными партнерами, а не с людьми, которые после угроз начинают поднимать нас на смех, когда видят, что запугать нас не получается.

Однако, в России есть такие серьезные партнеры, пишет Contributors.ro. Стоит подумать о г-не Иванове, бывшем министре обороны начала 2000 года, с которым у нашей дипломатии были отношения взаимного уважения, и с кем можно было обсуждать даже весьма противоречивые вопросы в цивилизованном ключе. И этот г-н Иванов не менее основательно защищал национальные интересы России, чем это думает о себе г-н Рогозин. Достаточно было понаблюдать, как г-н Иванов отстаивал официальную позицию, например, в рамках встреч НАТО. И, как результат, не только г-н Иванов был уважаем, но и его страна, Россия была по-настоящему уважаемой. В заключение следует отметить, что неизвестно, какую позицию в настоящее время занимает г-н Иванов, но, в конце концов, важна не конкретная личность, а то, что в России есть люди, которые могут подняться выше замечаний, произнесённых Рогозиным в Краснознаменске. В конечном счёте, доказательством того, что ты изменился, служит не то, как ты ведёшь себя с сильными, но как ты относишься к слабым, которых ты не извёл до тех пор.

Румыния - Турция: "Стратегическое партнерство между Анкарой и Москвой стало бы крайне драматичным для Бухареста"

Стратегическое партнерство между Румынией и Турцией далеко не ограничивается двусторонним соглашением между странами, заинтересованными в том, чтобы поднять уровень этих отношений на ступень выше, пишет Romania Libera. Помимо того, какую ценность этот документ, подписанный 12 декабря в Анкаре Абдуллой Гюлем и Траяном Бэсеску, имеет в плане добрососедства, он также, фактически, вносит изменения в игры влияния на Черном море и отражает важность этой зоны для великих держав. Хотя общие линии этого партнерства были публично объявлены (безопасность, энергетика, окружающая среда, здравоохранение, культура и образование), его условия сохраняются в тайне. Тем не менее, президент Траян Бэсеску не упустил возможности заявить, что стратегическое партнерство приведет к более полному антитеррористическому и военному сотрудничеству между двумя странами. Однако, и это утверждение можно считать неопределенным, без расположения всех деталей в контексте. Хотя чиновники в Бухаресте и Анкаре не раз ссылались, особенно в ситуации кризиса, на экономические выгоды, изначально именно области стратегического порядка и безопасности стояли в основе политических и дипломатических усилий, материализовавшихся в подписании этого соглашения.

Идея тесного сотрудничества между Румынией и Турцией не нова, однако и особого желания у этих двух государств не проявлялось, продолжает Romania Libera. Тем более, что двусторонние отношения ухудшились несколько лет назад, когда Анкара, которая чувствовала угрозу своим интересам стать региональной державой в этой зоне, показывала свою возрастающую раздражительность, как результат настойчивости, с которой Бухарест выступал за усиление роли НАТО и США на Черном море. Но Вашингтон и Североатлантический союз внесли ключевой вклад в снижение интенсивности этих фрустраций, и сейчас нам открылся финал. Оглядываясь назад, румыно-турецкое стратегическое партнерство это, фактически, максимум того, чего можно было достичь в этом отношении, после всех усилий, приложенных западными государствами. И, конечно же, это максимум для Румынии, альтернативы эффективной вовлеченности которой в данном регионе иначе были бы крайне ограниченны. Изоляционизм и одиночество на Черном море стали бы последним вариантом для Румынии.

Преимущества, имеющиеся благодаря нашему стратегическому положению, были бы ослаблены ввиду растущего влияния Турции, с личными амбициями которой у нас практически не было бы синхронизации, а также ввиду открытого наступления России, которая в качестве цели в военном планировании ставит развитие военно-морского флота в регионе, пишет Romania Libera. Так что Румыния продолжала бы тесниться между двумя крупными военными державами, с которыми она даже близко не сравнима. А уж в дипломатическом и экономическом плане это стало бы катастрофой, тем более если принимать во внимание экономические и политические интересы Бухареста в диверсификации источников газа. А ситуация могла бы обернуться ещё хуже: а именно, мы могли оказаться пойманными между Турцией и Россией - вовсе не теми, которые преследуют собственные интересы в условиях полного недоверия друг к другу, а между двумя державами, которые при определённой совокупности обстоятельств захотели бы пожать друг другу руки через Черное море, реализовав это в стратегическом партнерстве между Анкарой и Москвой, что стало бы крайне драматичным, если смотреть на это со стороны Бухареста. К счастью, для Румынии события сложились совсем иначе. Соглашение, подписанное 12 декабря с турецкой стороной, наконец, уравновешивают баланс в регионе, а Кремль получает все основания почувствовать себя менее комфортно. И это, не только потому, что два из трех больших государств, граничащих с Чёрным морем, усиливают своё военное и дипломатическое сотрудничество, но и потому что через них ЕС, НАТО и США делают с этого момента своё присутствие более ощутимым в самой конкретной форме, насколько это будет возможным. Неофициально, некоторые чиновники в Бухаресте признают, что при разработке стратегического партнерства с Турцией румынская сторона с самого начала уделила особое внимание разделу "Россия", подводит итог Romania Libera.

Кризис ЕС: "За иллюзию процветания Запада заставляют платить бедный Восток"

Есть что-то общее между встречами политических бюрократов, которые организуются после каждого потрясения Запада, пробуждающего его ото сна, пишет Adevarul. Пытаясь вернуться в привычное состояние, они вводят принудительные меры, душащие инициативу, попытку выделиться или желание перемен. Все это объявляется дестабилизирующими факторами, опасными для системы. Мы все больше отдаляемся от Европы, единой и свободной, о которой все так мечтали.

На Венском конгрессе 1815 года Александр I предлагал подобие федерации европейских государств, конечно же, под собственным руководством, продолжает Adevarul. Сегодня в Брюсселе Ангела Меркель и прячущийся за ее юбкой Саркози думают примерно о том же. На самом деле они оба находятся в позорном положении Чемберлена, вернувшегося из Мюнхена с твердой уверенностью в том, что он спас европейский мир. За укрепление финансовой стабильности на континенте, платить должны все страны в зависимости от ВВП. Согласно математической логике, это кажется справедливым. Однако при средней зарплате в 180, 400 или 2000 евро, разница такова, что арифметика не помогает. Уровень жизни растет в геометрической прогрессии. С другой же стороны, любой политик занимается пустой тратой денег. Одни воруют при помощи собственных протеже и финансовых структур, зачастую ими же и созданных, как в Греции, другие же, как в Италии, создают у своих граждан иллюзию того, что они могут жить так же, как люди в тех странах, в которых производительность выше.

В странах, оказавшихся в выгодном положении только потому, что у них другой кодекс труда, как, например, в Голландии или Германии, государство является инструментом выравнивания благосостояния граждан, используя тот факт, что мотивация, в любом случае, существует, и нет необходимости ее стимулировать при помощи естественного распределения, пишет Adevarul. Таким образом, необходимость в государстве-родителе, которое дает, укрепляется, хотя, на самом деле, оно лишь перераспределяет. Очевидно, что финансовые источники подобного разнообразия - это кредиты, которые никогда не будут возвращены. Иногда их списывают. Как в те времена, когда кредиторов сжигали на кострах по религиозным причинам, сегодня во всем винят банкиров. Вряд ли стоит утверждать, что они ни в чем не виноваты, но за ними стоят улыбающиеся и щедрые политики, периодически наказывающие своих кредиторов за займы. Второй способ списать долги, это, конечно же, инфляция, организованная при помощи печатного станка.

Жажда денег приводит сегодня к крайней степени абсурда - своего рода гайдучество наоборот, продолжает Adevarul. За иллюзию процветания Запада заставляют платить бедный Восток. Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Польша вкладывают в финансирование "стабильности" пропорционально собственному ВВП. Налоговая унификация, хотя и выглядит арифметически оправданной - "одинаково платим, получаем одинаковую выгоду" - лишена элементарной логики. Бедные общества должны развиваться быстрее, накопление необходимо стимулировать, а значит, налоги необходимо снизить, а иногда, в особо тяжелых случаях, нельзя не принять временный дефицит. После того, как семейный снимок был сделан в счастливой, доверительной атмосфере, начала проявляться истинная реакция. Некоторые политики кричат о разочаровании и недоверии, - например, в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Другие смиряются перед лицом судьбы, опасаясь большего зла, как, например, Польша. Мы объявляем себя основой нового порядка. При этом мотивация совершенно не ясна. Политики, несмотря на занятость ежедневными ссорами, как будто не замечают последствия этого решения. Постепенно, чтобы не провоцировать панику, оно тянет нас в могилу. Мы снова похожи на прячущийся в лесу народ, который устраивает на пути захватчиков засады, и чью голову просто так не отрубишь, подводит итог издание.

Политика гражданства: "Румыния стала своего рода магнитом для иностранцев, особенно для проживающих на бывших территориях исторической Молдавии"

Румыния стала своего рода магнитом для иностранцев, особенно для проживающих на бывших территориях исторической Молдавии, после интеграции нашей страны в Европейский союз в 2007 году, пишет Puterea. С 2006 года, когда ещё не был завершён процесс интеграции, и до сих пор, число подавших запрос и получивших румынское гражданство возросло в 14 раз. Согласно данным, опубликованным Евростатом за последние годы, доля молдаван, подавших запрос и получивших румынские паспорта, достигла 89,9% от всего количества предоставленных гражданств.

Шанс стать европейским гражданином и получить работу внутри союза гораздо скорее сформировал желание у многих иностранцев получить местные паспорта, продолжает Puterea. Хотя количество заявок было значительно выше, ввиду более строгих законов порядка 20% запросов получили отказ только за последний год. На данный момент, чтобы стать румыном, следует постоянно проживать на территории страны не менее 8 лет, а для тех, кто состоит в браке с лицом уже имеющим румынское гражданство, этот срок сокращен до 5 лет. "Не каждый может получить гражданство. Помимо проживания не менее 5 лет в стране, желающий получить румынское гражданство должен соответствовать нескольким критериям. Во-первых, он должен успешно пройти собеседование и затем получить положительный доклад Комиссии по гражданству. Далее, председатель этого органа должен дать свое окончательное мнение", - заявляют официальные лица Национального агентства по гражданству (НАГ).

До 2007 года ежегодное число запросов на получение румынского гражданства не превышало нескольких сотен, пишет Puterea. Однако, интеграция в европейское пространство вызвала количественный взрыв заявок. Если за первый год было выдано 393 положительных уведомления, то в настоящее время эта цифра достигла 5502 за первые 11 месяцев 2011 года. То есть, это число увеличилось в 14 раз. "Большинство из тех, кто подают заявку на получение румынского гражданства, жители зон, которые некогда принадлежали Румынии, из Бессарабии и Буковины, но мы получаем заявки и от других иностранцев, которые обосновались тут и хотят стать румынами со всеми документами", - заявляют представители НАГ. Число запросов гораздо больше, но многие из них не соответствуют требуемым критериям. Только за 2011 год порядка 1077 запросов получили отказ.

Жители территорий, в прошлом контролируемых Румынией, могут легче получить гражданство, правда до исторического 2007 года они к нам не особо набивались, продолжает Puterea. Шанс скорее попасть на Запад изменил их предпочтения, и сейчас образовались огромные очереди в центрах выдачи гражданства по всей стране. В их случае, требование пяти- или восьмилетнего проживания на территории страны уже не действует, также не актуально интервью, в котором заявитель должен подтвердить хорошие знания румынского языка, устного и письменного, обладать знаниями о румынской культуре и цивилизации, а также положения Конституции и гимн. "Обычно, в случае наличия доказательств о происхождении, обработка этих документов и получение гражданства длится порядка 10 месяцев, иногда года. Практически для них речь идёт о восстановлении гражданства", - утверждают те же источники. Между тем осенью прошлого года по результатам опроса общественного мнения, опубликованного в газете Timpul в Республике Молдова, только 3% граждан этой страны желают объединения с Румынией. Вместо этого, хотя в Тимокском Крае (Сербия) насчитывается около 300 тысяч румын-валахов, довольно трудно получить для них такие же условия, какие имеются у жителей бывшей Молдавии, поскольку у них не имеется документов подтверждающих их происхождение из румынских семей, а в Сербии их не признают этнической группой.

Если с 2007 года и до сих пор в общей сложности 16.000 человек стали гражданами Румынии со всеми документами, то, только 2100 отказались от румынского гражданства за этот же период, пишет Puterea. "Все запросы об отказе были представлены людьми, которые решили обосноваться в странах, запрещающих двойное гражданство", - таков ответ НАГ.

В случае же, если известная на весь мир личность подаёт запрос на получение румынского гражданства, ситуация может быть разрешена за очень короткий период времени, даже если этот человек никогда не проживал здесь и не имеет румынских корней, продолжает Puterea. "Это особая ситуация, так что ответ на такой запрос подается наверх", - заявляют официальные лица. Самый известный случай срочного предоставления гражданства - футболист Максимилиан Нику в 2009 году, который получил его менее чем через две недели после подачи заявки. Рождённый и выросший в Германии, но имеющий родителей румын, Нику - сейчас он полузащитник Фрайбурга - помогло политическое вмешательство румынской федерации футбола, подводит итог издание.