Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 22 августа 2003
"Край приступил к жатве".
("Красноярский рабочий", 22.08.03)
20 августа заместитель губернатора края Виктор Раздуев провел краевое селекторное совещание по вопросам заготовки кормов, уборки урожая и подготовки к зимне-стойловому содержанию скота.
На сегодняшний день в среднем по краю заготовлено 65 процентов сена, 72,4 процента сенажа, 140 процента витаминной травяной муки, что составляет 12,5 центнера кормовых единиц на условную голову скота при плане 22 центнера. В ряде районов, к примеру, в Уярском, Новоселовском, Ермаковском, Каратузском и некоторых других, этот показатель еще ниже.
Кроме того, хозяйства края уже приступили к уборке урожая. Убрано 10 тысяч гектаров, получена средняя урожайность 20,8 центнера с гектара. Всего же предстоит убрать более 1 миллиона 200 тысяч гектаров зерновых. Готовность комбайнов в среднем по краю составляет 75 процентов, из 40 хлебоприемных пунктов и зернотоков полностью готовы к приемке зерна только 6.
Перед сельхозтоваропроизводителями края поставлены задачи по скорейшему завершению кормозаготовительной кампании, а на будущее - по более тщательному планированию заготовки кормов, ремонту зерноуборочной техники, укомплектованию хозяйств кадрами комбайнеров, организованному проведению уборки урожая, подготовке хлебоприемных пунктов и зернотоков, а также помещений для зимовки скота.
По словам заместителя губернатора края Виктора Раздуева, краевая администрация в текущем году предприняла все меры по обеспечению организованного проведения всего комплекса сельскохозяйственных полевых работ. Распоряжением губернатора определены источники финансирования. В том числе на уборочные работы выделено 267,8 миллиона рублей бюджетных средств, и сейчас перед районами стоит задача как можно быстрее оформить получение бюджетной ссуды на приобретение ГСМ. Необходимо использовать для этих целей и собственные источники.
В целом же есть уверенность, что уборка урожая в крае пройдет организованно и быстро, тем более что метеорологи обещают благоприятный сентябрь. Общий намолот зерна по краю ожидается в пределах 1 миллион 600 - 1 миллион 700 тысяч тонн. Цены на него также ожидаются выше прошлогодних. Есть надежда, что хозяйства края смогут поправить свое финансовое положение с помощью продажи зерна нового урожая.
"Фонд будет действовать".
("Красноярский рабочий", 22.08.03)
Cостоялось организационное заседание попечительского совета краевого целевого жилищного фонда.
На нем были избраны председатель совета, которым стал заместитель губернатора Николай Глушков, а также два его заместителя - начальник управления капитального строительства администрации края Сергей Перегудов и депутат Законодательного Собрания края Светлана Андронова. Распоряжением губернатора на пост генерального директора фонда назначен Евгений Добрянский.
По словам Николая Глушкова, сформированный фонд начинает, по сути дела, новую жизнь. Он продолжит проект по переселению жителей деревни Коркино в Красноярск, а также будет заниматься программой строительства жилья в крае, в том числе ипотечного. В настоящий момент проводится проверка деятельности фонда за три года работы, составляется график завершения строительства жилья для коркинцев, определяются источники финансирования. Готовятся также предложения по изменению в уставе фонда для того, чтобы обеспечить большую его контролируемость и прозрачность деятельности.
"Не прошло и три года".
("Известия-Красноярск", 22.08.03, Наталья Ярилова)
Где находится прежний председатель фонда Владимир Безносое, отстраненный от должности распоряжением Александра Хлопонина, - неизвестно. Он ушел по-английски, даже не передав дела, пришлось вскрывать кабинет. Сейфы пусты, счета заблокированы, сотрудники в отпусках. Сейчас приведшие к этому загадочные манипуляции команды Безносова внимательно изучают специалисты, не исключено, что в результате появятся уголовные дела. Пока же состоялось первое за три года заседание попечительского совета фонда.
Краевая администрация с начала текущего года заинтересовалась деятельностью (точнее - бездействием) фонда жилищного строительства. Как выразился Николай Глушков, "ранее определенные уставом фонда задачи были лишь вывеской" Некоторое время обсуждалась идея закрытия фонда как такового, но потом было решено поменять руководство и оздоровить организацию.
Новый председатель фонда - Николай Глушков, его заместителями стали депутат Заксобрания Светлана Андронова и начальник краевого управления капитального строительства Сергей Перегудов. Светлана Андронова начала было отказываться от высокой чести, мотивируя тем, что ничего не понимает в строительстве, но вице-губернатор ее убедил:
- Профессиональными аспектами занимается дирекция фонда во главе с Евгением Добрянским. А на место заместителя председателя требуются не строители, - а просто порядочные люди. У нас очень много дел.
Первоочередная задача сейчас - окончание строительства двух домов для жителей села Коркино. На следующем заседание совета планируется обсуждать техническое состояние зданий, возможно, уже формировать списки жителей. Также до конца этого года будет создана краевая программа жилищного строительства и разработана схема ипотечного кредитования в крае. Особый интерес вызывают два недостроенных дома в Северном для коркинцев на 294 квартиры. По словам Глушкова, не исключено, что часть квартир в этих домах уже продана неизвестно кому. Это не точная информация, "на уровне сплетен", но все члены попечительского совета опасаются возможных проблем. Как сказал депутат ЗС Игорь Исаков:
- Самое страшное - даже не долги, а "скрытые обязательства", которые могут сейчас "всплыть".
Оставшимся от Безносова наследством занимается краевое контрольно-ревизионное управление и Счетная палата края. Аудит фонда будет завершен до октября. А тем временем дирекция приступила к подготовке трехстороннего договора между Российским ипотечным агентством, администрацией края и фондом жилищного строительства. Агентство окажет методологическую и финансовую поддержку, организационными допросами будет заниматься фонд, а администрация выступит гарантом для банков. Если все будет удачно, то в начале 2004 года, пусть в небольших объемах, но долгожданное ипотечное кредитование все-таки появится в Красноярском крае. Сейчас темпы развития системы ипотечного кредитования в нашем регионе заметно отстают от других территорий. Изменится ли в лучшую сторону ситуация после смены руководства жилищного фонда? По крайней мере, реанимационные мероприятия и смена руководства организации направлены на это.
"Мама, он меня ФПГ назвал...!".
("Известия-Красноярск", 22.08.03, Никита Медведев)
Нарастающие в последнее время конфликты бизнес-элиты с представителями правоохранительных органов, пожалуй, впервые заставили российское общество задуматься о том, что власть финансово-промышленных групп в стране начала выходить за рамки экономической. Однако первая же попытка государства определить "правила игры" завершилась скандалом международного масштаба. И тем очевидней стало, что уклоняться от решения вопроса "кто в доме хозяин" в России дальше нельзя. Иначе дома скоро просто не станет.
Термин "Финансово-промышленные группы" (ФПГ) прижился в России относительно недавно, несмотря на то, что некоторые эксперты предлагают считать предшественниками олигархических структур даже Ост-Индскую компанию времен Британской империи. И армия у нее своя была, и монеты, дескать, древние абрамовичи чеканили и даже имели "право международные соглашения заключать. В России же чуть позднее олигархи прижились вместе с сопутствующими себе "дефолтами" и влиянием на власть государственную. Однако потом власть осталась одна, и говорить о том, что действия ее могут быть мотивированы чем-то еще, кроме как заботой о благе народном, стало несколько неправильно и вполне опасно.
С новой силой все началось в 90-х годах прошлого теперь уже века. Отдельные шестеренки все той же "заботливой" государственной машины решили начать собственную жизнь. В чем, надо признать, немало преуспели. По словам одного из членов Экспертного комитета Красноярского края, очередное заседание которого прошло накануне и было посвящено как раз взаимоотношениям ФПГ и государства, сейчас в реестре финансово-промышленных групп России насчитывается около 100 позиций. В Красноярске известны далеко не все, хотя, с другой стороны, если исключить Москву, Питер и, пожалуй, Екатеринбург, то по количеству ФПГ на душу населения или единицу площади мы явно находимся во главе колонны российских регионов. Чего нельзя пока сказать о таких критериях, как среднее благосостояние, уровень бедности и так далее. Над тем, каким образом получается такой дисбаланс и как его изменить, государство и отдельные его представители задумались давно. Но воз и поныне там. Вопрос: почему?
По словам члена Экспертного комитета, бывшего представителя президента РФ в крае Юрия Москвича, ".. в России сейчас все еще и государство, и ФПГ - "понарошечные". И те, и другие пока ходят в детских штанишках". Соответственно, и взаимоотношения строятся на уровне: "моя лопатка, отдай немедленно" Пример с "ЮКОСом" в этой связи очень характерный. Государство понимает, что вопрос перезрел, но ни способов, ни даже теоретических разработок в этой связи не придумано. Отсюда и "маски-шоу", и 000 "Генеральная прокуратура".
С другой стороны, у самих олигархов существует достаточно четкое и по содержанию аналогичное понимание того же "перезрева". Однако будучи более развитыми коммуникативно, нежели государственные чиновники, предприниматели и даже владельцы заводов-газет-политических партий сами садятся за стол переговоров. Всевозможные третейские суды и аналогичные внутрикорпоративные органы призваны как раз выработать механизмы взаимоотношений. Для начала - друг с другом. Потом, наверное, и государство подтянется. Правда, не совсем понятно, насколько оперативно. А именно этот вопрос многими экспертами называется краеугольным. По словам заведующей кафедрой социально-политических теорий КГУ Инны Малолетковой, "у России просто нет времени на спокойное развитие". Говоря другими словам, если с ФПГ не договориться о правилах работы и рамках деятельности, совсем скоро, с большим уроном для себя, власти и всего общества, олигархи возьмут власть сами. Наверное, это не так страшно в контексте мирового опыта, но в России власть богатых - это всегда власть неправедная. Иллегальная, что ли. Непризнанная.
И именно поэтому сейчас в России пристальный интерес проявляется к тем регионам, где эта модель апробируется. Нас ведь не так много. Чукотка разве что, мы, да Адыгея с Якутией... Хакасия, Таймыр и Эвенкия - это есть тоже мы, в принципе. А отсюда уже и особое федеральное внимание, и реверансы, и "рамки" пожестче. Мы ведь "нетрадиционные". И подход к нам должен быть особый. Для начала.
Мнение.
Станислав Корякин, член Экспертного комитета Красноярского края:
- Думаю, что сам по себе термин "ФПГ" уже устарел. Более адекватен ситуации и времени "ИБГ" - интегрированные бизнес-группы. Смысловая нагрузка несколько иная. Проблема же с ФПГ (ИБГ) в том, что они, за редким исключением, не позиционируются как исключительно национально ориентированные. Это не корейские ЧОБОЛИ или мексиканские кланы. Но, может быть, это и хорошо. Основная же задача государства в отношении ФПГ - адекватный объем и механизм налогообложения. А у нас государство часто ставит во главу угла не формальные налоги, а неформальную дань на разного рода проекты (выборы, например). Это, в свою очередь, стимулирует бизнес к некоторым неформальным "ходам". Попытка же обуздать ФПГ с помощью гражданского общества в ближайшее время неперспективна. Точнее - перспектива длительна. А власть привыкла к быстрым (тактическим) ходам. Что демонстрируется, в частности, на примере "ЮКОСа".
В тему.
В начале августа губернатор края Александр Хлопонин встречался с представителями финансово-промышленных групп, работающих на красноярской территории. Разговор был достаточно резким, губернатор заявил, что, несмотря на благоприятную конъюнктуру мировых цен на сырье, уровень налоговых поступлений в бюджет территории падает. Вице-губернатор Сергей Сокол после совещания сообщил журналистам, что до 15 сентября краевая администрация подпишет "Договоры о сотрудничестве" со всеми крупными промышленными компаниями, работающими на красноярской территории. Пока налоговые структуры на территории края бессильны против крупных игроков сырьевого рынка. Удастся ли губернатору продиктовать свои правила игры, станет известно осенью.
"Законодательный ремонт "выборного" пакета носит косметический характер".
("Городские новости", 22.08.03, Татьяна Ахмакова)
О том, что декабрьские выборы в Госдуму фактически уже начались, не говорит сегодня разве что ленивый. Активизация политических сил не только на слуху, но и на виду. Не далее как вчера выудила из почтового ящика красочную брошюрку, посвященную славной деятельности СПС. Гадать, к чему бы эта оформленная и отпечатанная неким типографским комплексом информация, не приходится - однозначно к выборам.
В том же русле трактуются и многочисленные придорожные рекламные баннеры. Первыми, кстати, озаботились явить лик своего вождя массам элдэпээровцы. Умудрились даже обогнать "единороссов". Те, в свою очередь, лидируют по количеству "засветок" во всевозможных общественных акциях и праздниках. А что делать? Поправки, внесенные в выборное законодательство, заставили политические силы России шевелиться чуть не за год до официального старта.
ГАС нам поможет.
Косметический ремонт аварийного здания российской избирательной системы проводился лихорадочно. Еще бы. Прямо-таки наступают выборы в Госдуму, и настойчиво маячит переизбрание аж самого президента. Новые редакции коснулись следующих "старых избирательных" законов: "Об основных гарантиях избирательных прав...", "О выборах депутатов Госдумы", "О выборах Президента" и "О референдуме в РФ". Также в январе 2003 года появился совершенно новый "выборный" закон "О государственной автоматизированной системе РФ". И если старые четыре базировались на маловероятной сегодня концепции "честной избирательной комиссии", то новое законодательное детище апеллирует к идее "честной технической системы". Авторы и сторонники нового закона считают, что он должен подстегнуть кривую шкалы избирательного доверия. Автоматизированная же система ГАС "Выборы" позиционируется как некая панацея от недобросовестности избиркомов. А вот о многочисленных "неувязочках", возникающих при внедрении системы, авторы закона скромно умалчивают.
До сих пор никто даже не озвучил имена разработчиков системы. Кто ее спроектировал? Какое программное обеспечение она содержит? Была ли проведена апробация системы, и каковы ее результаты? Между тем ГАС "Выборы" со всем своим дополнительным оснащением - например, сканеры на избирательных бюллетенях - потребует весомых финансовых затрат: как на создание, так и на эксплуатацию.
Нулевой контроль.
Одним из главных аргументов в пользу необходимости ГАС "Выборы" считают защищенность программы. Дескать, она практически стопроцентно избавлена от возможности фальсификации. Дескать, контроль и защиту каналов связи ГАС "Выборы" осуществляли не какие-то вольнонаемные программисты-умельцы, а специалисты ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте РФ), переданного с некоторых пор под "крышу" ФСБ. Между тем на выборах в обязательном порядке присутствуют партии, пользующиеся поддержкой исполнительной власти страны. Существуют сомнения и по поводу нежелания спецслужб контролировать выборную ситуацию.
Физическую и программную защиту ГАС "Выборы" взвалили на плечи некой московской коммерческой организации. Лицензию же выдает все то же ФАПСИ. Вкупе с программной защитой и "уникальным оборудованием для выполнения специфических задач". Что такое специфические задачи, можно только догадываться. Возможно, под столь туманной формулировкой кроется корректировка итогов. Таким образом, защищенность ГАС "Выборы", продекларированная законом как залог легитимности выборных кампаний, - палка о двух концах.
Некоторые же статьи федеральных законов и вовсе вызывают скептические ухмылки. Так, в законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." порой встречаются прелюбопытные пассажи: "При использовании ГАС "Выборы" избирательная комиссия образует группу для контроля за использованием ГАС". А теперь включим воображение. Некая группа из нескольких человек (как правило, в подобные "формации" набирают юристов), контролирует навороченную компьютерную информационно-коммуникационную систему. Каким образом контролирует? Надо полагать, в меру своих познаний в этой информационно-коммуникационной системе, которые, смею предположить, невелики.
Кстати, ГАС "Выборы" отнюдь не исключает создание и использование ложного сервера, который аккумулирует итоговые протоколы избирательных комиссий, изменяя их в нужную сторону.
"Мертвые души".
Ну да бог с ними, с компьютерными технологиями. У Федерального законодательства и без них было достаточно несовершенных моментов. Позволяют ли пять усовершенствованных выборных законов нивелировать былые неоднозначности? Например, проблему двойного счета?
Как известно принцип демократического голосования строится на аксиоме: один человек - один голос. Двойной счет-не что иное, как включение избирателя в списки дважды. Допустим, по месту временного проживания и постоянного. Сегодня в России сотни тысяч сотрудников силовых ведомств имеют несколько документов, удостоверяющих личность. А значит, и возможность проголосовать дважды. Настоящая армия двойного счета! Впрочем, проблема "мертвой души" характерна не только для силовиков, но и для студентов, моряков, госпитализированных, отдыхающих в санаториях, а также вынужденных переселенцев и "обитателей" СИЗО. Для решения проблемы двойного счета необходимо было ввести социальную книжку избирателя. Подобная практика существует во многих цивилизованных странах. Однако авторы "подштукатуренного" выборного законодательства почему-то не озаботились такой мелочевкой, их праведный гнев, прежде всего, обрушился на СМИ. Быть может, не озаботились введением книжки избирателя или (еще один вариант) государственного реестра разработчики вполне сознательно. При желании "мертвые души" можно использовать в своих интересах. Это потенциальный избирательный ресурс.
Ниже низкого.
Еще одна беда грядущих выборных кампаний - низкая явка избирателей. В отличие от многих зарубежных государств в России нет обязательного голосования. Низкая социальная же активность граждан, а также высокая степень недоверия к "кукловодам" выборных кампаний привели к тому, что последние выборные шоу в стране сталкивались с массовым игнорированием. Люди не хотят голосовать, так как не верят в то, что их участие хоть как-то способно повлиять на ход заранее запрограммированных выборов. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования не раз срывались выборы в законодательные органы субъектов Федерации. Более того, избирательная апатия влияет на демократичность выборов; власти снижают норму явки. Однако избирательное право РФ не содержит в себе механизмов поощрения граждан за участие в выборах или наказания за неучастие. Вместо этого предлагается совершенно тупиковый вариант нормализации ситуации-снижение явки. К чему это приведет? Да к тому, что скоро, для того чтобы выборы состоялись, будет достаточно визита к избирательной урне двух-трех человек.
Загадочный мониторинг.
Поправки законов пакета избирательного законодательства РФ, за исключением закона "О государственной автоматизированной системе ГАС "Выборы", в основном касались регламентирования деятельности СМИ в период выборной агитации. Вот здесь все прописано досконально. И о том, что является агитацией, и о том, что таковой не является. Также разработаны и механизмы "стращания" средств массовой информации. Не подкопаешься. А вот с иными видами агитации не все так четко и безукоризненно.
Взять хотя бы всевозможные агитки, брошюрки, листки и прочую печатную продукцию, выходящую из недр многочисленных типографий. Если газету или телеканал проконтролировать несложно-вот они, родимые, с шапкой и выходными данными, с новостными выпусками, появляющимися на телеэкранах в один и тот же установленный час, - то углядеть левый тиражик мини-типографии достаточно проблематично. Опять же у враждующих кандидатов появляется беспрецедентная возможность подпортить кровь сопернику. Допустим, отпечатать "леваком", через подставного заказчика в обход избирательного счета, листовки, содержащие порочащую себя же информацию и призывы голосовать за выборного недруга и доверительно сообщить о данной печатной продукции в избирком.
На вопрос, каким образом будете контролировать иные средства агитации в избиркомах страны, отвечают загадочно: будем проводить мониторинг (!).
Что касается привлечения к контролю противозаконной агитационной продукции органов правопорядка, то что-то подсказывает: не будет оной. Говорят, что во время летней губернаторской гонки 2002 года в прокуратуру поступило около тысячи жалоб по поводу пресловутых грязных технологий. Ни по одной из них не были озвучены результаты расследования. По всей вероятности, расследований в принципе не было. Все было спущено на тормозах.
Р. S. В идеале выборы - прямое волеизъявление народа, возможность воздействия на формирование органов государственной власти. И если выборы превращаются в законодательно обоснованный фарс, то попутно превращается в фарс и возможность участия граждан в жизни государства. И если уж совсем пафосно, то честные и свободные выборы - альтернатива не только "монаршему" беспределу, но и гражданской войне. Так что же выберем мы?