Белорусские чиновники любят рассуждать о строительстве рыночного социализма в отдельно взятой республике. На деле масса их живет с записанными на тещу "деревеньками", просторными, отапливаемыми российскими энергоресурсами особняками, "Мерседесами" и прочими элементами "сладкой жизни". На свой местечковый манер. Пока Россия платит, они полагаются на 117 "валообразующих" предприятий, оплачивающих номенклатуре колхозного разлива экономические эксперименты. И одновременно ведут к банкротству "под себя" эти и сотни других предприятий, кризисные тенденции на которых не в состоянии проконтролировать, особенно не имея желания, никакая центральная власть.

Возьмем для примера льняную отрасль. Эксперты уверены, что при грамотном управленческом подходе РБ могла бы играть значимую роль на мировом льняном рынке. ЕС фактически разрушил эту отрасль у себя, вынеся цикл переработки льна в Китай. В Белоруссии более благоприятные, чем в Китае, климатические условия для производства льна. Мы выращиваем его 60 тыс. га в год - значительно меньше, чем могли бы. Но и это в теории позволяет обеспечивать около 7% мирового производства и потребления. Что же имеем на деле? Белорусские заводы перерабатывают только половину производимого льна. Остальное экспортируется, в основном в тот же Китай, который после этого конкурирует на внешних рынках с нами нашим же льном! Одновременно из-за экономической конъюнктуры с китайцами, не позволяющей Оршанскому льнокомбинату (крупнейшему в Европе производителю льняных тканей) закупать льноволокно даже по себестоимости, государство вынуждено устанавливать крайне низкую закупочную цену на него и компенсировать потери льнопроизводителей из бюджета.

Состояние, в котором пребывает нынешняя Белоруссия, можно назвать "государственным капитализмом". Ключевой фигурой в нем выступает госчиновник, привыкший что-либо делать только по распоряжению сверху, волокитить без инициативы, помыкать нижестоящими и посетителями, расстилаться перед вышестоящими. Такому наплевать на вторую волну мирового кризиса. Его не интересует, кому нужна белорусская продукция в условиях, когда мировое совокупное предложение превышает совокупный спрос, и, соответственно, конкуренция обостряется все сильнее и сильнее. Зато он прекрасно понимает, что продажа даже самому честному и прямому иностранному инвестору госимущества в частное владение может сразу же отразиться на нем самом, на его возможности оставаться на службе и получать зарплату. Здесь ведь бюджет будет не бездонный. Поэтому шумиха, поднимаемая в Белоруссии вокруг приватизации, решает очень важные задачи. Помимо маскировки идущих процессов, она отвлекает внимание от главной проблемы промышленной сферы - качества управленцев и эффективности управления предприятиями.

Номенклатурная приватизация в Белоруссии напрямую связана с отсутствием прямых иностранных инвестиций в промышленную сферу и тем, что в 2000-е гг. около 45% инвестиций осуществлялось самими белорусскими субъектами государственного и частного бизнеса. Фактически чиновники, вбухивая в госпредприятия миллиарды долларов, тут же готовят их к продаже. Абсурд? Нет. Местным хлопцам не меньше соседей хочется открыто иметь и яхты, и самолеты, и дома в Ницце и Лондоне. Нужно для этого совсем немного:

- деиндустриализация промышленной сферы по молдавско-грузинскому варианту и быстрое освоение, точнее, присвоение, вышеупомянутых госинвестиций посредством утилизации производственных ресурсов;

- низведение сельского хозяйства до примитивного уровня, в том числе посредством отказа от механизации в силу дороговизны агроработ;

- повышение тарифов на транзит российских энергоресурсов и товаров до мировых;

- подорожание в стоимостном аспекте до мировых цен уровня жизни при простаивающей промышленности;

- легализация номенклатурной приватизации не только промышленности, но и земли, тягу к которой демонстрируют и госчиновнки, лоббирующие "закон о земле", и местные националисты, предлагающие раздать ее в частную собственность и приватизировать "как в Швеции", и представители национального капитала, вроде "пивного барона" Сергея Левина. Тот пару лет назад хотел получить в постоянное пользование землю, являющуюся сырьевой базой льнозаводов, "для самостоятельного выращивания льна".

В 2000-е гг. белорусским властям удавалось, играя государственной собственностью, обеспечивать видимость экономического роста и сохранения советской структуры экономики исключительно за счет дешевого энергосырья из России, перепродававшегося на Запад и позволявшего выпускать промышленную продукцию, продававшуюся в основном на российском же рынке, а также распродажи остатков советского военного потенциала Белорусского военного округа. Это давало официальному Минску возможность не проводить реальной экономической модернизации, а лишь имитировать ее и заниматься вместо приватизации убыточных и неэффективных предприятий разговорами о ней. Тем временем игры с госсобственностью привели к следующему:

- прибыльность нефти и молока стала одинаковой (к лету 2007 года прибыльность нефтеперерабатывающих заводов достигла уровня прибыльности районных молокоперерабатывающих цехов - 3,3%);

- власть стала относиться к приватизации не как к инструменту модернизации экономики и структурных реформ, а как к источнику поступления валюты извне;

- заявления иностранных, чаще всего российских инвесторов не рассматриваются месяцами, но президент лично обещает, ничего из своих рук не выпуская (вспомните хотя бы неоднократные обещания допустить российских инвесторов в пивоваренную отрасль);

- когда внешние источники финансирования госсобственности отсутствуют, чиновники обращают внимание на недра, благо у Белоруссии имеется, включая землю, собственности, созданной предыдущими поколениями, более чем на 100 миллиардов долларов;

- отсутствуют значимые сделки в реальном секторе, в то время как основные продажи имеют место в банковской и инфраструктурной сферах;

- инвесторам предлагаются заведомо завышенные цены на промышленные активы (пример - Минский автозавод. Прекрасно зная о его проблемах, неудачном опыте торгов с венесуэльцами и итальянской Iveco, крайне нуждаясь в деньгах для бюджета, чиновники Госкомимущества РБ все равно оценили МАЗ для российских инвесторов на полмиллиарда больше, чем активы самого КамАЗа!);

- приобретение белорусских активов вовсе не гарантирует свободу распоряжения собственностью (примеры - Данон-Юнимилк и Пинскдрев, не имеющий ни одной госакции, но все равно попавший под "оперативное управление" госчиновников);

Лишившись российских дотаций, сформированная экономическая модель, будучи не в состоянии функционировать в нормальном режиме, оказалась в кризисе. И никому, кроме самого белорусского президента, чья власть напрямую зависит от контроля над собственностью, это функционирование оказалось не нужно. Пример: рентабельность от реализации белорусской продукции на европейском рынке равна двум-трем процентам. Отмена действовавшего с 1990-х распоряжения Александра Лукашенко, согласно которому цены на реализуемую на внутреннем рынке продукцию не должны расти больше чем на 2% в месяц, ведет к тому, что все можно сплавлять на Запад за бесценок, а в самой республике ежемесячно поднимать цены на десятки процентов, тем самым компенсируя недостачи на "цивилизованном рынке" за счет карманов своих граждан и взращивая местный "олигархат".

Социальная база для появления и легализации белорусских "олигархов" уже давно создана. Не случайно на одном из заседаний Высшего госсовета Союзного государства Владимир Путин заявил: "Александр Григорьевич, прекратите махинации с российской нефтью. Вы нам новых олигархов плодите". У этой фразы есть и обратная сторона. Еще четыре года назад глава правления Приорбанка Сергей Костюченко утверждал, что в РБ насчитывается около 10.000 долларовых миллионеров. То есть в Белоруссии, с населением на тот момент составлявшим менее 9,7 млн. один миллионер приходился приблизительно на 970 человек населения. Для сравнения: в России в то время на 142 миллиона населения приходилось 122.000 миллионеров, иначе говоря, приблизительно один миллионер на 1170 человек.

Почему же в Белоруссии пока не легализована номенклатурная приватизация, хотя оборотный капитал, по сути, приватизирован и остается лишь осуществить раздел собственности? А потому, что номенклатура хочет продолжения взаимоисключающих вещей: финансирования социальной сферы и существования миллионов белорусских пенсионеров за счет России и, одновременно, позволяющей ей богатеть колонизации-приватизации белорусской территории и ресурсов Западом, но с сохранением туземной администрации. И пока ей это неплохо удается.

Николай Малишевский