Николай Малишевский: Как приватизируют Белоруссию
Белорусские чиновники любят рассуждать о строительстве рыночного социализма в отдельно взятой республике. На деле масса их живет с записанными на тещу "деревеньками", просторными, отапливаемыми российскими энергоресурсами особняками, "
Возьмем для примера льняную отрасль. Эксперты уверены, что при грамотном управленческом подходе РБ могла бы играть значимую роль на мировом льняном рынке. ЕС фактически разрушил эту отрасль у себя, вынеся цикл переработки льна в Китай. В Белоруссии более благоприятные, чем в Китае, климатические условия для производства льна. Мы выращиваем его 60 тыс. га в год - значительно меньше, чем могли бы. Но и это в теории позволяет обеспечивать около 7% мирового производства и потребления. Что же имеем на деле? Белорусские заводы перерабатывают только половину производимого льна. Остальное экспортируется, в основном в тот же Китай, который после этого конкурирует на внешних рынках с нами нашим же льном! Одновременно из-за экономической конъюнктуры с китайцами, не позволяющей Оршанскому льнокомбинату (крупнейшему в Европе производителю льняных тканей) закупать льноволокно даже по себестоимости, государство вынуждено устанавливать крайне низкую закупочную цену на него и компенсировать потери льнопроизводителей из бюджета.
Состояние, в котором пребывает нынешняя Белоруссия, можно назвать "государственным капитализмом". Ключевой фигурой в нем выступает госчиновник, привыкший что-либо делать только по распоряжению сверху, волокитить без инициативы, помыкать нижестоящими и посетителями, расстилаться перед вышестоящими. Такому наплевать на вторую волну мирового кризиса. Его не интересует, кому нужна белорусская продукция в условиях, когда мировое совокупное предложение превышает совокупный спрос, и, соответственно, конкуренция обостряется все сильнее и сильнее. Зато он прекрасно понимает, что продажа даже самому честному и прямому иностранному инвестору госимущества в частное владение может сразу же отразиться на нем самом, на его возможности оставаться на службе и получать зарплату. Здесь ведь бюджет будет не бездонный. Поэтому шумиха, поднимаемая в Белоруссии вокруг приватизации, решает очень важные задачи. Помимо маскировки идущих процессов, она отвлекает внимание от главной проблемы промышленной сферы - качества управленцев и эффективности управления предприятиями.
Номенклатурная приватизация в Белоруссии напрямую связана с отсутствием прямых иностранных инвестиций в промышленную сферу и тем, что в 2000-е гг. около 45% инвестиций осуществлялось самими белорусскими субъектами государственного и частного бизнеса. Фактически чиновники, вбухивая в госпредприятия миллиарды долларов, тут же готовят их к продаже. Абсурд? Нет. Местным хлопцам не меньше соседей хочется открыто иметь и яхты, и самолеты, и дома в Ницце и Лондоне. Нужно для этого совсем немного:
- деиндустриализация промышленной сферы по молдавско-грузинскому варианту и быстрое освоение, точнее, присвоение, вышеупомянутых госинвестиций посредством утилизации производственных ресурсов;
- низведение сельского хозяйства до примитивного уровня, в том числе посредством отказа от механизации в силу дороговизны агроработ;
- повышение тарифов на транзит российских энергоресурсов и товаров до мировых;
- подорожание в стоимостном аспекте до мировых цен уровня жизни при простаивающей промышленности;
- легализация номенклатурной приватизации не только промышленности, но и земли, тягу к которой демонстрируют и госчиновнки, лоббирующие "закон о земле", и местные националисты, предлагающие раздать ее в частную собственность и приватизировать "как в Швеции", и представители национального капитала, вроде "пивного барона"
В 2000-е гг. белорусским властям удавалось, играя государственной собственностью, обеспечивать видимость экономического роста и сохранения советской структуры экономики исключительно за счет дешевого энергосырья из России, перепродававшегося на Запад и позволявшего выпускать промышленную продукцию, продававшуюся в основном на российском же рынке, а также распродажи остатков советского военного потенциала Белорусского военного округа. Это давало официальному Минску возможность не проводить реальной экономической модернизации, а лишь имитировать ее и заниматься вместо приватизации убыточных и неэффективных предприятий разговорами о ней. Тем временем игры с госсобственностью привели к следующему:
- прибыльность нефти и молока стала одинаковой (к лету 2007 года прибыльность нефтеперерабатывающих заводов достигла уровня прибыльности районных молокоперерабатывающих цехов - 3,3%);
- власть стала относиться к приватизации не как к инструменту модернизации экономики и структурных реформ, а как к источнику поступления валюты извне;
- заявления иностранных, чаще всего российских инвесторов не рассматриваются месяцами, но президент лично обещает, ничего из своих рук не выпуская (вспомните хотя бы неоднократные обещания допустить российских инвесторов в пивоваренную отрасль);
- когда внешние источники финансирования госсобственности отсутствуют, чиновники обращают внимание на недра, благо у Белоруссии имеется, включая землю, собственности, созданной предыдущими поколениями, более чем на 100 миллиардов долларов;
- отсутствуют значимые сделки в реальном секторе, в то время как основные продажи имеют место в банковской и инфраструктурной сферах;
- инвесторам предлагаются заведомо завышенные цены на промышленные активы (пример - Минский автозавод. Прекрасно зная о его проблемах, неудачном опыте торгов с венесуэльцами и итальянской Iveco, крайне нуждаясь в деньгах для бюджета, чиновники Госкомимущества РБ все равно оценили
- приобретение белорусских активов вовсе не гарантирует свободу распоряжения собственностью (примеры - Данон-Юнимилк и Пинскдрев, не имеющий ни одной госакции, но все равно попавший под "оперативное управление" госчиновников);
Лишившись российских дотаций, сформированная экономическая модель, будучи не в состоянии функционировать в нормальном режиме, оказалась в кризисе. И никому, кроме самого белорусского президента, чья власть напрямую зависит от контроля над собственностью, это функционирование оказалось не нужно. Пример: рентабельность от реализации белорусской продукции на европейском рынке равна двум-трем процентам. Отмена действовавшего с 1990-х распоряжения
Социальная база для появления и легализации белорусских "олигархов" уже давно создана. Не случайно на одном из заседаний Высшего госсовета Союзного государства
Почему же в Белоруссии пока не легализована номенклатурная приватизация, хотя оборотный капитал, по сути, приватизирован и остается лишь осуществить раздел собственности? А потому, что номенклатура хочет продолжения взаимоисключающих вещей: финансирования социальной сферы и существования миллионов белорусских пенсионеров за счет России и, одновременно, позволяющей ей богатеть колонизации-приватизации белорусской территории и ресурсов Западом, но с сохранением туземной администрации. И пока ей это неплохо удается.
Николай Малишевский