В современной геополитической обстановке, где среди центральных государств царит главный, пускай и неофициальный, принцип международного сотрудничества "Si vis pacem, para bellum" ("Хочешь мира - готовься к войне"), высказанный еще в первом веке до нашей эры римским историком Корнелием Непотой, у малых стран, наподобие Белоруссии, практически нет шансов остаться незатронутыми глобальными противоречиями. События последних лет, так или иначе связанные с противостоянием России и стран НАТО и, в первую очередь, США, наглядно демонстрируют тот факт, что небольшой республике, находящейся на стыке двух цивилизаций, жизненно необходимо поддержка одного из центроузловых государств.

Вопросы размещения в Восточной Европе американской системы противоракетной обороны, которая якобы должна заниматься обеспечение безопасности не только европейского континента, но и США, являются на сегодняшний день, пожалуй, одними из ключевых во всей международной политике, влияя при этом и на внутриполитические процессы в странах причастных к данной проблеме. На первый взгляд, размещение ПРО в Европе и ответная на это реакция России не затрагивают Белоруссию в той же мере, что и, например, Польшу, Турцию или Румынию, готовых за определенное финансовое вознаграждение разместить у себя на территории абсолютно все, что от них потребуют США. Однако сегодня, несмотря на достаточно определенную и многолетнюю политическую ориентацию, Минску необходимо четко представлять себе последствия разыгрывающегося военно-политического спектакля, где Белоруссии, на наш взгляд, отведена немаловажная роль.

Напомним, что ныне развертываемая в Европе система ПРО США-НАТО будет, по словам генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, полностью готова к 2018 году, когда она и перейдет на полное боевое дежурство. Общий же план архитектуры ПРО в Европе был представлен в сентябре 2009 года американским президентом Бараком Обамой. На первом этапе, который должен закончится в нынешнем году, предполагалось расположить в Средиземном море корабли, оснащенные комплексами "Иджис" и ракетами-перехватчиками "Стэндард-3", а также разместить радар ПРО в Южной Европе. На втором этапе, который будет действовать до 2015 года, решено разместить мобильные батареи с ракетами SM-3 на территории Румынии. На третьем - развернуть все те же ракетные комплексы SM-3 в Польше. Завершить же всю программу планируется заменой к 2020 году этих ракет на более совершенные, способные "защищать" всю территорию стран-членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.

За последние годы руководство Северо-Атлантического альянса провело весьма большую работу по разворачиванию данной системы в странах бывшего соцлагеря, в стройной цепи которой произошел лишь один сбой - Чехия. Эта республика, на данный момент отказавшаяся от участия в ПРО, выпала из создаваемого американцами заградительного барьера от Балтики до Черного и Средиземного морей: Польша-Венгрия-Румыния-Болгария-Турция. В августе 2008 года между США и Польшей был подписан договор о размещении в городе Слупск ракет типа SM-3, призванных уничтожать летающие объекты. В сентябре 2011 года Румыния согласилась с размещением на ее территории до 2015 года РЛС комплекса "Иджис", центра оперативного управления ПРО и мобильных батарей с ракетами-перехватчиками SM-3 "Стэндард-3". Тогда же в Анкаре замминистра иностранных дел Турции Феридун Синирлиоглу и посол США в этой стране Френсис Ричардсон подписали меморандум о размещении в юго-восточной Турции радиолокационной станции. А буквально два месяца назад премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил о присоединении к американской системе ПРО, разрешив размещаться на базах испанских военно-морских сил американским кораблям, вооруженным ракетами SM-3. Для справки: даже в США многие военные специалисты весьма скептически оценивают способность вышеуказанных ракет быть эффективным средством для защиты от возможной агрессии со стороны ближневосточных государств и, в первую очередь, Ирана (например, физик Джордж Льюис и бывший научный консультант Пентагона, профессор Массачусетского технологического института Теодор Постол).

Подобная военно-политическая активность США, как известно, породила новый виток американо-российских противоречий, куда вольно или невольно включились и бывшие советские республики. Реакция Москвы на развертывание в Европе системы ПРО, которую в Белоруссии оценивают по-разному (например, оппозиция категорически против вовлечения республики в российскую систему противовоздушной обороны и выступает за сотрудничество с Западом), как известно, оказалась достаточно жесткой. Одним из последних шагов России стало введение 29 ноября в строй радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении класса "Воронеж-ДМ" в Калининграде. Подобные станции изначально разрабатывались для того, чтобы закрыть образовавшуюся в системе слежения за воздушно-космическим пространством брешь, образовавшуюся после отказа России от аренды аналогичных РЛС на Украине (в свое время в СССР было построено восемь станций различного типа, и только три из них находились на территории России). Однако надо помнить, что в случае добавления к данным РЛС ракетных комплексов (в первую очередь, типа "Искандер"), они смогут превратиться в один из узловых факторов сдерживания угрозы со стороны стран НАТО. По словам российского президента, "если наш сигнал не будет услышан, как я сказал 23 ноября, мы будем разворачивать другие средства защиты, включая принятие жестких мер противодействия и разворачивание ударной группировки". По мнению большинства военных экспертов, в данном случае речь может идти не только об отказе Москвы от дальнейших шагов в области разоружения и контроля над вооружениями, но и разворачивании ракетных комплексов "Искандер" на территории Калининградской области и в Белоруссии, которая в настоящее время рассматривается многими аналитиками как один из основных западных форпостов России. И если подобный вопрос по Калининграду является внутренним делом Российской Федерации, то проблема размещения военизированных частей на территории суверенного государства, которым, по сути, является Белоруссия, остается открытой.

Сегодня большинство оппозиционно настроенных белорусских политических и военных обозревателей в один голос заявляют, что в случае размещения на территории Белоруссии российских ракетных комплексов, страна окончательно может распрощаться с планами интеграции в Евросоюз и будет поглощена Россией. Более того, по мнению многих западников, никаких выгод, кроме кратковременных экономических преференций (например, низкую цену на газ увязывают со стремлением Москвы как можно быстрее завершить включение республики в создаваемую Россией оборонную систему) для Белоруссии не просматривается. При этом почему-то никто не хочет говорить о реальной защите экономических, геополитических и военно-стратегических интересов Республики Беларусь в ныне создаваемой системе международных отношений, где у Минска в настоящее время нет более серьезного союзника, чем Россия.

Во-первых, для Белоруссии, которая еще в середине 1990-х годов выбрала для себя в качестве основного вектора внешней политики сотрудничество с Россией при сохранении добрососедских отношений со всеми членами мирового сообщества, на сегодняшний день практически нет иного выбора, кроме создания совместного российско-белорусского оборонного комплекса. Как известно, еще в начале 1993 году республика практически полностью отказалась от политики нейтралитета, присоединившись к Договору о коллективной безопасности стран СНГ, что ознаменовало окончательную ориентацию Белоруссии на Россию в противовес НАТО. И тогда, и сейчас подобная политика, с точки зрения прагматизма, была полностью оправдана: Белоруссии практически невозможно самостоятельно развивать военную науку, а разрыв тесной связи белорусско-российского военно-промышленного комплекса способен значительно усугубить экономическую ситуацию в республике. К тому же переоснащение военного потенциала страны, который долгие годы был частью оборонной системы СССР, потребует гораздо меньших финансовых затрат только в случае тесного сотрудничества с Россией, на территории которой сосредоточены основные предприятия бывшего советского военно-промышленного комплекса. Если добавить к этому нынешний уровень российских военных разработок (например, тот же "Искандер" после доработок уже практически "не по зубам" распространенному американскому зенитному комплексу Patriot РАС-3) и их относительно невысокую цену, то военная выгода для Белоруссии более чем очевидна.

Во-вторых, белорусское участие в совместном формировании адекватного ответа американской системе ПРО позволяет Минску быть уверенным в так называемом "ядерном зонтике" России, прикрывающем Белоруссию на протяжении последних двух десятков лет. И в данном случае трудно не согласиться с высказыванием белорусского президента: "Мы сегодня находимся под защитой ядерного зонтика России. И если наносится ущерб интересам этого зонтика со стороны какой бы то ни было группировки, то это ущерб и опасность для нас". Несмотря на то, что сегодня с трудом верится, что какая-либо из ядерных держав готова в трезвом уме использовать подобное оружие, ощущение у себя за спиной надежного и обороноспособного партнера, способного в случае необходимости защитить интересы двух государств, позволяет белорусскому руководству вести практически независимую от Соединенных Штатов и ЕС политику и, в первую очередь, внутреннюю.

В-третьих, нельзя забывать и том, что на сегодняшний день Белоруссия получила весьма неплохой шанс сыграть на американо-российских противоречиях. Вопрос о размещении ракетных комплексов "Искандер" на территории республики является, пожалуй, главным оружием внешнеполитического торга Минска и Брюсселя, за спиной которого незримо стоит Вашингтон. Ярким примером подобной тактики является недавнее высказывание президента Белоруссии: "Что касается размещения или неразмещения, можно сказать - без комментариев. Я пока на эту тему говорить не буду. Мы ведем переговоры с Россией по всем направлениям. Закрытых тем для обсуждения нет, и, если надо, мы будем защищать землю Смоленщины, Псковщины как свои, и россияне будут защищать Белоруссию как свою родную землю". Надо отметить, что в Кремле к такой белорусской позиции относятся, по всей видимости, положительно, так как она позволяет напрямую не давить на руководство НАТО, держа его в постоянном напряжении. Более того, позиция белорусов влияет на взгляды других политических субъектов на постсоветском пространстве, стремящихся причислить себя к потенциальным российским союзникам. Например, 24 ноября глава МИД Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак заявил, что ПМР готова, "в случае, если будет соответствующее обращение с российской стороны, если будет заинтересованность в этом, предоставить условия, инфраструктуру для того, чтобы создавать более благоприятный режим для обеспечения безопасности России на нашей территории, в том числе и в контексте симметричных действий России в ответ на действия США по развертыванию ПРО в Европе". Отсутствие какой-либо конкретной реакции Кремля на это высказывание еще раз подтверждает предположение о том, что игра в "кошки-мышки" продолжается.

В-четвертых, для Белоруссии сегодня действительно важен вопрос экономической поддержки со стороны России. И отрицать тот факт, что в Москве готовы ее предоставить лишь в обмен на четкие гарантии геополитической и военной надежности со стороны Минска, на наш взгляд, просто глупо. Однако надо помнить, что ни Европа, ни Соединенные Штаты за все предыдущие годы взаимоотношений с Белоруссией ничего подобного ей не обещали, предлагая лишь помощь в развитии демократии и прав человека. Гипотетическое же вхождение республики в НАТО, на наш взгляд, не привело бы страну к процветанию, ярким примером чего являются Венгрия, Румыния, Болгария, Албания и ряд других государств бывшего соцлагеря. Ничего сверхъестественного, кроме отсылки своих военнослужащих в интересующие Вашингтон "горячие точки", данные страны на сегодняшний момент так и не получили.

Конечно, вопрос о том, нужны ли "Искандеры" или какие-либо другие виды ракетного вооружения на территории Белоруссии как суверенного государства, в настоящее время остается достаточно дискуссионным. С одной стороны, России гораздо проще и с юридической и с военно-технической точки зрения расположить свои ракеты в Калининградской области. С другой - Белоруссия, являющаяся неотъемлемой частью оборонного комплекса на постсоветском пространстве, не может игнорировать потенциальную опасность российско-американского соперничества, что вынуждает руководство республики искать приемлемые формы сотрудничества как с Россией, так и с Северо-Атлантическим альянсом. В подобных условиях Минск, по всей видимости, постарается выработать собственную стратегию, по возможности максимально независимую и от Москвы, и от Вашингтона.

Например, ни для кого не секрет, что белорусская армия уже с 2007 года готова взять на вооружение "Искандеры". Мероприятия по переоснащению ОТРК "Искандер-Э" 465-й ракетной бригады (сегодня оснащена ракетными комплексами "Точка-У"), которая дислоцируется в районе населенного пункта Цель в Могилевской области, включены в Государственную программу вооружения до 2015 года. Поставки предусмотрено осуществлять в рамках ОДКБ на льготных условиях по внутрироссийским ценам (всего Россия должна будет поставить Белоруссии 27 пусковых установок этого комплекса, не считая машин обслуживания и сопровождения). Таким образом, Белоруссия готова включиться в создаваемую именно Россией систему противоракетной обороны как независимое государство, а не как страна, предоставляющая свою территорию для размещения иностранных войск. В случае дальнейшего укрепления белорусско-российских отношений и удержания Минском подобной позиции, вероятность усиления давления на него со стороны США и Евросоюза будет сведена до минимума: страна, обладающее современным вооружением, и имеющее серьезную поддержку России, гораздо сложнее заставить выполнять волю, навязываемую ему извне. А это, на наш взгляд, будет означать то, что Белоруссия и дальше будет оставаться независимым и суверенным государством.