Структура и тенденции рынков мобильной связи в СНГ и Грузии - обзор
На фоне общего роста объемов телекоммуникационного рынка стран
Так, с 2008 по 2011 годы (2011 - оценочное значение) российский телекоммуникационный рынок возрос на 0,5%, украинский рынок сократился на 6,7%, казахский сократился на 1,3%, белорусский сократился на 1,1%, грузинский вырос на 1,8%, узбекский увеличился на 8,5%, азербайджанский увеличился на 8,1%, таджикский увеличился на 10,9%, туркменский возрос на 26,2%, молдавский сократился на 3,7%, киргизский увеличился на 3,6%, армянский сократился на 6,5%.
С 2008 года наблюдается тенденция сокращения доли выручки операторов от услуг фиксированной связи. Так, если в 2008 году в целом по СНГ и Грузии фиксированная связь составляла 32% выручки, то в настоящее время она сократилась до 24%. Взамен увеличились с 62 до 65% доходы от мобильной связи и с 6 до 11% - доходы от широкополосного доступа в интернет.
За отмеченный период абонентская база мобильной связи в России увеличилась на 10,6% - до 220,7 млн, на Украине сократилась на 2,4% - до 53,9 млн, в Узбекистане увеличилась на 69,3% - до 20,9 млн, в Казахстане увеличилась на 32,5% - до 19,7 млн, в Белоруссии увеличилась на 27,1% - до 10,33 млн, в Азербайджане увеличилась на 38,9% - до 9,1 млн абонентов, в Таджикистане увеличилась на 61,7% - до 5,94 млн, в Киргизии абонентская база увеличилась на 44,3% - до 4,9 млн, в Армении - на 65,4% - до 3,87 млн, в Туркмении увеличилась на 181,6% - до 3,2 млн абонентов, в Грузии - на 15,8% - до 3,19 млн, в Молдавии - на 30,6% - до 3,17 млн абонентов.
При этом самый высокий уровень проникновения сотовой связи в России - 160%, самый низкий в Туркмении - 73,3%. За Россией по уровню проникновения следует: Армения - 132,6%, Казахстан - 127,3%, Украина - 121%, Белоруссия - 118,8%, Азербайджан - 105,5%, Киргизия - 101,2%, Грузия - 96,5%, Молдавия - 95,1%, Узбекистан - 83,8%, Таджикистан - 82,8%.
Аналитики ComNews полагают, что даже при проникновении услуг на уровне 80-90% можно смело утверждать, что сегмент взрослого и экономически активного населения Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана пользуется мобильной связью. В то же время они полагают, что возможности для экстенсивного роста рынка исчерпаны.
На конец 2011 года наиболее концентрированными рынками (доля рынка у одного оператора) являются Туркмения и Армения. Так, в Туркмении 100% рынка контролирует МТС. В Армении МТС - 66%, "Вымпелком" - 18,1%, Orange - 16%. В Азербайджане 50,6% у Azercell, 30,1% - у Bakcell, 19,3% у Azerfon-
В Молдавии: Orange - 59,7%,
Несмотря на объемы рынка и разные уровни конкуренции, тенденции по доходности рынков наблюдается различные. Так, за отмеченный период доходы телеком-операторов в Армении сократились на 47,5% - до $140 млн в 2011 году. Это самый существенный спад в СНГ. На Украине доход рынка уменьшился на 23,3% ($2,9 млрд), в Грузии - на 8% ($521 млн), в Молдавии - на 3,1% ($285 млн). В остальных странах наблюдался рост: в Киргизии - 0,7% ($270 млн), Туркмении - 52,5% ($200 млн), Таджикистане - 12,2% ($552 млн), Белоруссии - 0,75% ($897 млн), Азербайджане - 10,75% ($1,07 млрд), Казахстане - 6,8% ($1,93 млрд) и России - 6,85% ($27,1 млрд).
Средняя стоимость одной минуты разговора (APPM) в 2008-2010 гг. снизилась по всем странам в среднем на 24,8%. Самая дорогая стоимость в Азербайджане - $0,1, самая дешевая в Узбекистане и на Украине - $0,01. В Киргизии и Белоруссии - $0,02, в Туркмении и Армении - $0,03, в Таджикистане и России - $0,04, в Молдавии и Казахстане - $0, 07, в Грузии - $0,09.
Россия лидирует по использованию неголосовых услуг (VAS): по итогам 2011 года в общем объеме выручки VAS составил 21%. За Россией с большим отрывом следуют все остальные страны, где доля VAS в выручке составляет от 9 до 11%. Максимальный рост VAS в общей выручке наблюдается в России - 7 процентных пунктов за последние 3,5 года. Минимальный рост VAS в общей выручке зафиксирован в Туркменистане - 0,6% за последние 3,5 года. Эксперты полагают, что предел роста VAS в ближайшие 2 года - 25% от общей выручки.
Аналитики издания полагают, что ближайшие три года рынок сотовой связи стран СНГ будет следовать по уже наметавшейся траектории и смены парадигмы его развития не предвидится. "Передача данных и контентные сервисы возьмут на себя роль локомотива для увеличения прибыли компаний. К концу 2012-началу 2013 года 3G сети в странах СНГ достигнут минимального необходимого уровня для перехода на интенсивную модель предоставления сервисов. Сети 3G и уже существующие сервисы мобильной передачи данных послужат отправной точкой для внедрения сетей 4-го поколения и дадут операторам возможности выявить способ монетизации этого сектора абонентской базы с помощью "нетрубовых" доходов", - отмечают в ComNews.
Подготовил Рубен Грдзелян