Борис Асаров: Особенности "приднестровской перезагрузки"
События, происходящие на фоне выборов президента Приднестровья, выглядят таким образом, что при поверхностном анализе непросто понять их реальный смысл. Для того, чтобы более полным образом понимать особенности "приднестровской перезагрузки", следует иметь соответствующее представление об актуальной международной коньюнктуре и о механизмах принятия решений, существующих среди руководства Российской Федерации. Система принятия решений в системе государственного управления РФ имеет не один "центр тяжести" в "вертикали власти", но, прежде, чем остановить внимание на интересах Москвы в отношении Приднестровья и рассмотреть их "сквозь призму" воздействия упомянутых "центров тяжести", следует иметь представление о том, какие аспекты международной обстановки оказывают наибольшее влияние на актуальное положение дел в урегулировании приднестровского конфликта.
В масс-медиа неоднократно отмечался факт поддержки со стороны администрации президента РФ
Не является секретом, что Германия выступает в роли одного из основных партнёров России в Европе, как известно и то, что Германия после своего объединения периодически заявляет о претензиях играть большую роль в европейской и международной политике. При этом нельзя сказать, что подаваемые со стороны Берлина сигналы всегда находят полное понимание со стороны его партнёров. Так, например, желание Германии провести реформу
В попытке создать такую структуру
Следует понимать, что попытка Берлина создать новую площадку для решения вопросов безопасности носит также и конъюнктурный харктер, так как вопросы безопасности стран-членов ЕС находятся в сфере компетенции НАТО, которая имеет с Россией диалог в том числе и в формате Совета НАТО-Россия, в котором разработаны механизмы совместного принятия решений по общим вопросам безопасности. Одним из маркеров этого диалога является подписанное
В 2010-м году отношения между НАТО и Россией получили новый импульс, так, например, на саммите в Лиссабоне лидеры 28 стран-членов НАТО предложили России возобновить совместные учения и в 2011-м году в рамках Инициативы о сотрудничестве по использованию воздушного пространства (Cooperative Airspace Initiative) - проекта России и НАТО, были проведены совместные учения "Бдительное небо" между
Относительно "дремлющего американоцентризма" следует отметить, что российские стратегии о выгоде контактов с США могут быть основаны как на идеях детанта ("разрядки"), так и на идеях формального противостояния по договоренности как способе удержания власти и сосуществования. Политика цинична вообще и международная в частности, никто, например, не отменял интересы групп влияния, лоббирующих ВПК, которые представлены в странах, оказывающих основное влияние на международные процессы, как напрямую, так и через международные организации. Таким образом, на расстановку акцентов в отношениях с США в российской политике оказывают воздействие различные группы влияния и, в зависимости от соответствующих факторов, как внешних, так и внутренних, используется та или другая стратегии, включая их комбинирование. Действительно, определённые сигналы в развитии отношений, говорят о том, что оба подхода комбинируются и сейчас идёт акцент на вторую стратегию. Так, например, с одной стороны можно отметить заявление Дмитрия Медведева от 23 ноября относительно возможных действий России в ответ на развёртывание элементов ПРО в Восточной Европе, при том, что американская ПРО в Румынии перехватить российские ракеты может только в том случае, если эти ракеты будут направлены против целей в южной Европе и Северной Африке, что крайне маловероятно. С другой стороны, можно отметить сделанное 23 ноября заявление представителя Госдепартамента США
Описание вышеозначенных аспектов взаимодействия в сфере международной политики безопасности необходимо для понимания того, что для принятия решений по общим вопросам безопасности у России есть необходимые площадки, что, таким образом, делает для России неактуальным продвижение германской идеи о создании вышеупомянутого "комитета", который предлагает Берлин. Причём делает это неактуальным с точки зрения обеих стратегий. Что в свою очередь, показывает, что России совершенно необязательно играть всерьёз и до конца в германскую игру в Приднестровье. Тем более, что в самом
По предложению Германии предполагавшийся к созданию комитет должен был в том числе "разрабатывать основные принципы проведения совместных гражданских/военных операций России и ЕС по кризисному регулированию". После того как
Германская дипломатия на протяжении истории нечасто отличалась особым изяществом, и Берлин начал и продолжил игру по созданию новой площадки усиления своего влияния без серьёзного учёта того, что Москва уже особо не акцентирует внимание на "новой архитектуре европейской безопасности". Однако в силу того, что Германия является одним из основных партнёров России в ЕС, что, в том числе даёт возможности для России извлекать выгоду не только от собственно отношений с Германией, но также и предоставляет возможность лоббирования Германией интересов России в ЕС, Москва согласилась "подыграть" Берлину. Разумеется, обозначив свои интересы, среди которых важными были пожелание безвизового въезда в ЕС для граждан РФ и пожелание решения вопроса с Грузией, которая препятствовала вступлению России в ВТО. Берлин решил вопрос с Грузией и ВТО через ЕС посредством ультиматума, который передал Грузии 25 октября прибывший для этого в Тбилиси начальник управления
Во время встреч с Медведевым Меркель настояла на том, что планировавшийся к созданию комитет должен будет в первую очередь заниматься Приднестровьем, что, соответственно, определило некоторые действия Берлина. В частности, "убедительную рекомендацию", сделанную со стороны Меркель Медведеву о проведении своего рода "предварительной зачистки" в Приднестровье, подразумевающую проведение спецоперации по смене власти. Готовность, с которой откликнулась на это предложение администрация Медведева, должна быть рассмотрена отдельно, но следует отметить явную некорректность предложения Меркель. Германия, государство-член ЕС, страна, которая претендует на ведущие роли в международной политике и которая должна продвигать не только нормы и стандарты ЕС, но также соответствующие принципы и ценности, фактически предложила провести спецоперацию по насильственной смене власти в пусть и непризнанном государстве, но в котором есть граждане, обладающие свободой волеизъявления. Как отмечал руководитель Центра им. Бейца при Германском совете внешней политики
Возможно, в Берлине полагали, что, если "спрятаться за Москвой", то это будет "грамотным ходом". Получится провернуть афёру в Приднестровье - Берлин усилит активность для создания новой площадки - "комитет ЕС-Россия", не получится - образ "несправившейся стороны" будет не у германской, а у российской дипломатии. Ведь, в случае, если операция по "предварительной зачистке" потерпит неудачу (а всё идёт именно к этому), то Берлин официально не будет иметь к этому отношения, выглядя при этом только в роли "миротворца", организовавшего в германском
Следует отметить, что, начав эту игру и стараясь минимизировать имиджевые риски, в Берлине наверняка держали в уме абхазское фиаско, которое потерпела германская дипломатия в мае 2008-го года, когда министр иностранных дел Германии
Касаясь той политики, которую руководство России сейчас проводит в отношении Приднестровья, то надо понимать, что на данном этапе Москва, с одной стороны, "отыгрывает взятые на себя обязательства" перед Берлином, чтобы не дать повода упрекнуть себя в невыполнении договоренностей, а с другой стороны, имеет иную позицию, чем та, которую озвучивали руководитель администрации Медведева
Высказывания же Нарышкина можно отнести к политике того "центра тяжести" принятия решений, который, как отмечалось выше, вынужден "отыгрывать взятые на себя обязательства" перед Берлином, однако эти высказывания не являются проявлением позиции "основного центра тяжести" в актуальной системе власти РФ. Как сообщало ИА REGNUM, пресс-служба премьер-министра РФ
Приднестровье в настоящий момент проходит через "зону повышенной политической турбулентности", однако через это проходила, к примеру, Беларусь, когда в отношении
Относительно идущей переориентации Приднестровья на "украинский вектор", согласованной с Москвой будет интересным обратить внимание на то, каким образом может быть осуществлено возвращение Приднестровья в состав Украины. В своём знаковом интервью изданию "Украина молодая" Смирнов, в частности, отметил: "В начале 1990-х годов я с единомышленниками принял решение обратиться к Украине с просьбой вернуться в ее лоно, но тогда это не удалось осуществить. А как оно теперь?.. Пусть украинская община создаст порядок, проведет референдум и все. И если решит народ быть с Украиной, значит так тому и быть. Потому что само общество создает государство. В каком это виде может быть? Это уже другой вопрос". Направление обозначено, но особенный интерес представляет поставленный вопрос "в каком это виде может быть?". Ответ на него Смирнов не дал, так как это было бы опережением событий, но этот ответ содержится в документе, принятом в 1990-м году парламентом РМ (тогда Верховным Советом ССРМ). 13-го ноября 1990-го года, через два месяца после провозглашения государственности Приднестровья, парламент РМ принял обращение к союзному парламенту - Верховному Совету Союза ССР, в котором использовал формулировки, не только фактически признающие Приднестровье, но и указывающие на то, каким образом может быть проведёно соответствующее международному праву юридическое оформление упразднения РМ. "Создание "Приднестровской республики" по существу устанавливает довоенную границу...", "...это новое, крайне враждебно расположенное к нам государственное образование..." Убрав в сторону эмоциональную оценку, можно констатировать, что высший орган власти РМ зафиксировал в своём официальном документе де-факто признание приднестровской республики, как государственного образования. Не менее важным является и зафиксированная парламентом модель, по которой возможно проведение упразднения РМ: "... обращение к мировому сообществу с просьбой о созыве в рамках ООН Конференции по вопросу Бессарабии, тем более, что съезд народных депутатов СССР уже высказал своё негативное отношение к пакту
Созыв такой Конференции в рамках ООН не только откроет возможность для решения бессарабско-приднестровского вопроса с учётом как исторической справедливости, так и волеизъявления граждан, но и позволит решить вопрос таким образом, что бессарабско-приднестровский регион сможет стать "экспортёром безопасности",а не её "получателем", что положительно скажется на региональной стабильности. Безусловно, для того, чтобы ситуация качественно продвинулась в этом направлении, предварительно должны произойти соответствующие события и быть более ярко проявлена заинтересованность как основных международных актёров, так и региональных игроков, но можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что вероятность такого развития событий повысится после прогнозируемого провала германского "drang нах".