"Заявление президента Латвии Андриса Берзиньша в эфире канала TV3 о намерении подать в отставку, если русский язык получит те же конституционные права, что и латышский, поначалу меня поставило в некоторое замешательство", - сообщил 7 декабря корреспонденту ИА REGNUM российский эксперт Максим Шалыгин.

Он напомнил, что еще три месяца назад президент Латвии уверенно не видел угрозы со стороны русского мира: "То есть, прямо так и говорил: не вижу угрозы. Для меня, говорил президент, "это что-то новое. Я столько лет прожил и проработал в Латвии, и ничего такого не наблюдаю в реальной жизни, скорее это какие-то политические установки. Лично для меня никакой угрозы не существует". А тут вдруг - заявление о возможном уходе. От человека, который, как он сам уверяет, принимает решения "всегда очень взвешенно и с долей осторожности".

"Не очень понятно - а что, собственно, произошло? Идет нормальный демократический процесс. Часть латвийского общества объединилась с определённой позицией для того, чтобы предложить своё видение развития страны всему латвийскому обществу. Насколько я понимаю, люди сами оплачивали услуги нотариусов", - отметил он.

Шалыгин полагает, что Берзиньша, возможно, испугали реальные поступки настоящих людей, "которые не вышли на митинги, не стали искать свой "Центр согласия", не выступали в единой... за права человека, а просто поставили свою подпись".

Эксперта удивляют слова председателя Сейма Латвии Солвиты Аболтини, которая считает, что мнение такого "небольшого числа жителей" (183 тысячи 46 граждан Латвийской республики считают необходимым предоставить русскому языку статус государственного) не стоит учитывать. Комментируя эти слова, Шалыгин предположил, что, следуя это логике, коммунальные, социальные, политические и другие проблемы 102-тысячного города Даугавпилса не интересны спикеру страны. Как заметил эксперт, и сам президент высказался не лучше: "Мнение подписавшихся, заявил Андрис Берзиньш, это ещё не мнение общества. Я могу понять, что радиоинженер, член ненавистной всем "современным прогрессивным человечеством" КПСС, директор "Электрона" и замминистра бытовых (!) услуг - не обязан знать, что такое общество. Хотя г-н президент когда-то при Советской власти руководил Валмиерским районом Латвии. Причем, в одном лице там возглавлял и Совет народных депутатов, и исполком - и с демократией было всё в порядке. Но, я не об этом. Надеюсь Андрис Берзиньш хотя бы слышал имя Яниса Эндзелинса. Член-корреспондент Академии наук СССР, удостоен Ордена Ленина. Он ещё получил Ленинскую премию за создание "Грамматики латышского языка". "Грамматику" написал при Сталине в 1951 году, а премию получил при Хрущеве в 1958-м. Так вот, Янис Эндзелинс родился как раз в тех местах, где Андрис Берзиньш руководил. При коммунистах была учреждена премия Яниса Эндзелинса, которая существует до сих пор. Может быть, президенту почитать труды этого ученого? Если сам не найдет - послать помощника в Академию Наук. Уверен, там подскажут. Рекомендую также американского социолога Эдварда Шилза. Или - сэр Карл Раймунд Поппер, который, кстати говоря, был вынужден бежать из Австрии в 1937 году - по еврейскому вопросу".

"Если у Андриса Берзиньша не появится понимание того, что 183 тысячи жителей Латвии - это неотъемлемая часть латвийского общества, чьи права и свободы он как президент поклялся защищать - то беру на себя смелость предложить другой вариант. В развитие его идей можно каждого из подписантов обязать носить специальную нашивку. Если, как президент говорит, вопрос о языке - это не вопрос демократического инструментария, тогда - всех в гетто. Только, в этом случае, по-взрослому. Создадим гетто, устроим погромы, с имуществом что-нибудь решим... Ну, не мне президенту про это всё рассказывать. Он человек опытный, банковать умеет, разберётся. Тем более, что и желающие уже появились, и предлагают начать с депутатов сейма - назвать подписавшихся поимённо", - заявил Шалыгин.

"Однажды Андрис Берзиньш сказал, что "нигде в мире не правят нищие". Однако из этого совсем не следует, что небольшая группа людей, фактически узурпировавшая власть, имеет право держать народ в нищем состоянии. Что мы видим сегодня в Латвии? Большинство экономически активных граждан страны не поддерживают нынешний экономический курс. Многие просто бегут из страны. Безработица. Кризис. И - главное - идеологическое банкротство той политической прослойки латвийского общества, которая, сменяя друг друга в руководящих креслах, оставляет прежний репертуар - циничный, по своей сути, лишенный всяческих нравственных понятий. Их можно понять - на волне "свободы от Большого брата" получить власть и перераспределить собственность. Когда нет четкого плана государственного строительства, такие люди используют только одно - национализм. За двадцать лет они получили с помощью этой идеологии конкурентные преимущества. И они успешно решили все свои личные финансовые проблемы. Они привыкли на этих лозунгах зарабатывать деньги при необходимости сохранения во власти. Эти люди просто не в состоянии предложить латвийскому обществу внятную экономическую программу, кроме как исполнение любимой мантры "русские идут - латыш не сдавайся". Они обманывают одних, называя врагами других. Незатейливая форма существования политических жуликов", - отметил эксперт.

"Сегодня всё это, вся эта система перестаёт работать. Эта система, построенная на образе врага, начинает сыпаться. Два десятка лет "доноры" смазывали этот механизм только с одной целью - оторвать от России, построить "Балто-черноморскую дугу". И только по этой причине содержали весь паноптикум. Сегодня в разгаре экономический кризис. И что-то, конечно, дадут, но много меньше прежнего. А собственного уже нет ничего. У американцев, не говоря уже о европейцах, проблемы более серьёзные, чем спасение разжиревших национально-озабоченных политиканов, торгующих географией в отдельно взятой небольшой республике", - заявил политолог.

По его мнению, "моноэтнические общества закончились давным-давно, и надо быть политическим мерзавцем, чтобы это отрицать". "Среди 183 тысяч человек - представители всех национальностей. И эти поправки в Конституцию - вопрос не только русских. Это тест для всего латвийского общества, это отстаивание собственных гражданских прав перед спекулятивной политической прослойкой. Это проба гражданского голоса. Но когда президент страны публично отрицает право людей на референдум - высшую форму демократии, а спикер парламента отказывается замечать почти двести тысяч человек (напомню, в двухмиллионной Латвии) - это называется хамство, недостойное политика. Это безнравственно. Это форма узурпации власти. Или же - паника на фоне нарастающего кризиса", - подчеркнул эксперт.

"Президент Берзиньш, по его собственным словам, уверен, что "вперёд двигают конфликты и умение вовлечённых в конфликты сторон идти на компромисс". Похоже, президенту нужен конфликт. Спокойное соблюдение всех имеющихся процедур его не устраивает. Он видит мир через конфликты и их преодоление. И, что ещё хуже - скорее всего, он просто не понимает, как работать с уже существующими правилами и не умеет их уважать. Это более чем странное и опасное сочетание качеств для главы государства", - подвёл итог Максим Шалыгин.

Как сообщало ИА REGNUM, с 1 по 30 ноября в Латвии проходил инициированный обществом "Родной язык" второй этап сбора подписей в поддержку поправок к Конституции Латвии, предоставляющих статус государственного русскому языку, в ходе которого собрано свыше 183 тысяч подписей. Центризбирком Латвии в настоящее время проверяет собранные подписи. На первом этапе было собрано свыше 12,5 тысяч нотариально заверенных подписей. Таким образом, поправки скорее всего будут направлены президенту Латвии, который обязан передать их на рассмотрение парламента. В случае, если Сейм Латвии отвергнет данные поправки, они передаются на всенародное голосование.

Президент Латвии Андрис Берзиньш поспешил заявить, что мнение подписавшихся - это еще не мнение общества, а председатель Сейма Латвии Солвита Аболтиня ("Единство") отметила, что мнение такого, по ее словам, небольшого числа жителей не стоит учитывать.