Председатель Великолукской городской думы: "Время золотых унитазов еще не пришло"
Российская система ЖКХ испытывает серьезные трудности, грозящие перейти в общенациональный кризис. Учитывая многочисленные аварии в коммунальной сфере, случившиеся прошлой зимой в регионах, этим летом правительство пытается уделять этому вопросу пристальное внимание. Однако ситуация далека от идеальной. По данным на 18 августа долги перед системой ЖКХ (/дебиторская задолженность) составляют 222 млрд. рублей, а кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет 196 млрд. рублей.
Впрочем, в масштабах отдельно взятого города проблема выживаемости ЖКХ становится еще актуальнее, так как там речь идет о жизни совершенно конкретных людей. Почти тупиковая ситуация с теплоснабжением сложилась на сегодняшний день во втором по величине городе Псковской области Великих Луках. По оценкам некоторых наблюдателей, предстоящая зима для великолучан может стать чуть ли не последней. С целью более подробно узнать о происходящем, корреспондент ИА REGNUM - Псков встретился с председателем Великолукской городской думы Лидией Голубевой.
- Лидия Григорьевна, последнее время ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством, сложившаяся в Великих Луках, продолжает быть в центре внимания. Многие региональные СМИ посвятили этой теме обширные материалы. В чем суть происходящего, и из чего возник сегодняшний кризис?
- К сегодняшней ситуации мы шли годами. И на протяжении всего периода времени существования в городе Думы, которая по закону должна утверждать тарифную политику в области ЖКХ, перед нашим городским предприятием тепловых сетей мы ставили очень много вопросов. И практически до настоящего времени в полном объеме ответа на эти вопросы не получили. Я все время просила обосновать тот тариф, который у них есть, потому что все остальные накрутки идут уже сверху. Теплосети всегда просили повысить тариф для предприятия, и они всегда это повышение для предприятия получали. Но с каждым повышением тарифов долги предприятия возрастали тоже. Поэтому мы сейчас задаем вопрос, если будет еще одно - два - три повышения, это опять вызовет увеличение суммы долгов теплосетей, или что-то изменится. Кроме того, каждый год мы продлевали действие зимнего тарифа на все лето, хотя, во многих городах тариф делится на зимний и летний. То есть, мы и так шли на очень многие уступки.
А прошлой осенью мэр Великих Лук Алексей Мигров самолично утвердил тарифы для предприятий, поэтому я считаю, что, начиная с декабря прошлого года, Великолукская городская дума перед местным предприятием тепловых сетей не несет никакой ответственности. Утвердив тарифы для теплосетей, не считаясь с Думой, мэр взял на себя всю ответственность. Тариф для предприятия вырос сразу с 384 рублей до 481 рубля без НДС. При этом разница, которую мы должны платить за бюджетные организации, тоже существенно увеличилась, а в бюджете города этой суммы нет. После этого мэр попросил увеличить тарифы для населения. Мы увеличили тариф сначала на 20%, и с 1 июля повысили еще в полтора раза.
- А информация о том, что в Великих Луках самые низкие тарифы соответствует действительности?
- Есть такое положение о соблюдении федеральных стандартов оплаты ЖКУ Российской Федерации. Да 1 рубль 60 копеек за отопление одного квадратного метра жилья был один из самых низких тарифов, но не самый. С июля у на 2 рубля 40 копеек. Вот можете посмотреть, сколько регионов имеют такую или же ниже, чем у нас стоимость. Вообще, население не интересует, сколько это составляет процентов от тарифа 17, 20 или 35, их интересует конкретная сумма в рублях и копейках, которую они выкладывают из собственных кошельков. При этом руководство теплосетей считает, что в идеале за 1 кв. м надо платить 9, 31 руб., и 8, 70 из этой суммы предполагается взвалить на плечи населения. Сегодня два сорок, а завтра восемь семьдесят, то есть в четыре раза! Мы с таким положением дел мириться не можем.
Я ставлю эту проблему шире. Я считаю, эта экономическая проблема должна рассматриваться и с технической стороны. На сегодня Великолукское предприятие теплосетей является фактически монополистом по подаче тепловой энергии. Когда-то были ТЭЦ локомотиворемонтного завода, котельные заводов "Импульс" и ЖБК, мебельного комбината, мелькомбината, которые отапливали жилые микрорайоны города. Потом тенденция пошла, чтобы монополизировать все источники в руках одного предприятия, лишь небольшой район отапливается котельной ЗАО "ЗЭТО". Но и там посредником по продаже тепла населению опять же является МУП. Естественно, если мы отдаем всю власть монополисту, в том числе по схеме и структуре теплоснабжения, то вы сами понимаете, чем это может грозить.
- Как Вы считаете, есть в существующих условиях реальные механизмы для борьбы с подобным монополизмом и развития конкурентной среды?
- Я один раз в Думе еще второго созыва задала мэру вопрос о том, кто у нас от администрации города Великие Луки отвечает за систему теплоснабжения. Или иными словами, кто является главным теплотехником города. Он долго делал вид, что ничего не понимает, но потом сказал, что если вам так это нужно, то главный теплотехник это мэр. На мой взгляд, должен быть человек или служба, которые будут отвечать за этот сложный комплекс, но не по линии муниципального предприятия-монополиста, а по линии администрации города или органов местного самоуправления. И тогда, может быть, очень многие вопросы стали бы на свои места.
Ведь есть в городе главный архитектор, и попробуйте что-нибудь построить без его разрешения. Это человек, который проводит общую политику в градостроительстве. Вот такой человек, по моему разумению, должен быть и в области энергообеспечения. Это очень широкая область. Это и электричество, и тепло, и вода, и канализация и так далее. Все должно быть в комплексе. Сегодня я не могу сказать, что такая политика не ведется, но, по крайней мере, результатов ее я не вижу.
- Что же должно быть в идеале?
- - Я хотела бы, например, увидеть структурную схему тепловых сетей, где бы были указаны все наши 17 котельных. По каждой должна быть четкая информация по проектной мощности, фактической нагрузке и резервному потенциалу. Конечно, эту информацию тепловики знают, но она должна быть и у депутатов, и у администрации, и того независимого органа, о котором я говорю. Дальше мы пишем, что себестоимость 1 гигокалории тепловой энергии на этих объектах - такая-то. Тогда, анализируя цифры, мы можем увидеть, что, прежде всего, нужно развивать и расширять котельные, работающие с низкой себестоимостью. Соответственно, нерентабельные котельные с высокой себестоимостью надо закрывать, так как они очень влияют на усредненный тариф. Но и с другой стороны, может быть, это мелочь, однако само предприятие тепловых сетей старается ни в чем себе не отказывать. Делают внешний и внутренний ремонт, покупают современную оргтехнику и т. д. Это хорошо и замечательно. Как говорят сантехники, если у тебя есть деньги, ты можешь купить себе золотой унитаз, но прежде ты задай вопрос, нужен ли он тебе. Может быть, стоит задать вопрос, покрасить фасад или отдать часть налогов. Я понимаю, что это несопоставимые цифры, но тем не менее. Когда ты делаешь какие-то траты, надо подумать, а может лучше рассчитаться с кредитором.
- Насколько известно, Великолукские тепловые сети являются крупнейшими должниками по электроэнергии и газу?
- С "Псковэнерго" они свои проблемы более-менее утрясли. По словам Тирмана, теплосети должны энергетикам всего 2 миллиона. По газу ситуация сложнее, там долг составляет 22 миллиона. Но сейчас нельзя же сказать с твердой уверенностью, что не были сделаны эти платежи, а были сделаны какие-то другие. Ведь мы не допущены к этой информации. А вот эта бы служба при администрации города имела бы право вникать в эти проблемы.
- Вы считаете, что органы местного самоуправления должны активно участвовать во всех этих процессах?
- Не должны. Депутатам лишь надо понять, почему необходимо повышать тариф. И если один раз этот тариф проверят и увидят его прозрачность, то затем повышение тарифов будет происходить чисто механически, в зависимости от роста цен на сырье и материалы. В выступлениях руководителей предприятий системы ЖКХ слышно одно: дайте нам денег, повысьте тарифы, а мы найдем, куда их использовать. Но, ведь, смысл-то не в этом. Органы местного самоуправления, давая возможность работать муниципальным предприятиям, должны защищать интересы горожан. Нельзя утверждать то, что великолукские депутаты категорически отказываются повышать тарифы. Но мы хотим знать, насколько это действительно объективно и неизбежно.
- Лидия Григорьевна, несмотря на эти, скажем, технические аспекты отношений Думы и в данном случае предприятия тепловых сетей, все равно создается впечатление, что кто-то хочет представить ситуацию, как политическое противостояние лично Вас с одной стороны, и городской администрации во главе с мэром с другой. Недавно в печати появились и статья руководителя великолукских теплосетей Тирмана, и даже открытое письмо Вашего коллеги по депутатскому корпусу Василия Михайлова, призывающего отозвать Вас с поста председателя. Как Вы можете это прокомментировать?
- Действительно, похоже на целенаправленную кампанию. А для чего эта кампания сделана, чтобы вызвать недовольство к этой Думе и ее председателю у населения города. Многим не нравится, что Дума работает. Создается впечатление, что у кого-то есть желание увидеть в Думе людей, которые будут тихо сидеть на заседаниях и не захотят влезать ни в какие проблемы. Так проще.
А насчет письма Михайлова могу сказать следующее. Я не учу господина Михайлова делать операции, он врач и пусть он делает эти операции сам. Вот смешно бы было, если бы я учила его, как взять в руки скальпель, как сделать надрез, как наложить швы. Это примерно тоже самое, когда Михайлов учит меня рассматривать схему теплоснабжения и устанавливать тарифы, когда я отдала этому профилю и этой специальности всю свою жизнь. Если ты некомпетентен в данной области, посиди, помолчи, послушай, что скажут другие. У меня сложилось впечатление, что Василий Михайлович пел чужие слова.
Вот когда десять депутатов, которые привели меня к власти, скажут, что я должна уйти, вот тогда этот вопрос мы будем рассматривать. Если будет нужно, мои коллеги, которые за меня голосовали, они меня отзовут. Я пришла сюда не для того, чтобы какие-то политические амбиции удовлетворять. Тем более, а в чем могут быть политические амбиции, если я ни в одной партии не состою? Насколько я знаю, Мигров - тоже.
- Но все-таки нагнетание атмосферы, может быть, искусственное оно происходит. Некоторые аналитики связывают подобное развитие событий с приближающимися выборами мэра Великих Лук. Поэтому противостояние нынешней администрации и Думы, может быть, является частью борьбы различных политических групп влияния за будущие перспективы?
- Понимаете, я никогда не откажусь от тех людей, с кем я работала. Но это не значит, что у нас какие-то общие политические дела и кто-то мною командует. Никто никогда мне никаких ни указаний, ни заданий, ни даже просьб в этой связи не давал. Я всегда гордилась тем, что имела свое мнение и умела его отстаивать.
То, что касается администрации города, лучше спросить, конечно, у Мигрова. Но я думаю, главная причина в том, что такому самолюбивому человеку, который давно у власти, и который давно делает то, что считает нужным, который, допустим, единолично утром делит все деньги в городе, ему не нужна сверху никакая структура, контролирующая и проверяющая его. Ему просто мешает этот контроль. А когда мы попытались сделать ему некоторые замечания о том, что и те люди по закону уже не имеют права находиться у власти, и на тех надо посмотреть, и те в неполном объеме исполняют свои обязанности, дальше пошли все эти процессы. Поэтому здесь дело не в политике, здесь дело просто в амбициях определенных людей.
Я готова со всеми сотрудничать. Но на все мои обращения к заместителям мэра, когда я говорила, что готова встретиться и довести до администрации свою позицию, ни разу со стороны мэра не последовало предложение о встрече. То есть, он раз и навсегда сказал, что Голубева ему, условно говоря, враг, и она ему не нужна. Такая ситуация остается до сих пор. Мы сидим вместе только на заседаниях Думы. На остальные официальные мероприятия меня попросту не приглашают. Я по-прежнему остаюсь персоной нон грата. Получается, что Думы у нас в городе, как будто и нет. Хотя по Конституции мэра может не быть, а представительные органы местного самоуправления должны быть обязательно.
- Вы полагаете, что местном уровне более разумно не выбирать мэра, а заключать с ним контракт?
- Да, конечно. Вот, например, в Смоленске городской совет на конкурсной основе выбирает и назначает после этого главу города. Там нет никаких противостояний. Ведь кто такой мэр города? Мэром может быть не каждый. Когда проходят выборы не говорят о профессиональных навыках данного человека. Давайте на секунду представим ситуацию, когда мэром избирают человека, который никогда не был руководителем предприятия, не знает основ экономики, не знает основ хозяйствования. Какой из него будет мэр? После прихода к власти он еще четыре года будет учиться, познавать, что такое бюджет, на что город живет, из каких областей он состоит, какие проблемы у здравоохранения, у образования и т.д. И поэтому одним из главных критериев мэра должны быть его профессиональные качества. Вот в Смоленске не может быть ошибки. Там к власти обязательно придет тот человек, который удовлетворяет всем этим требованиям. А у нас, к сожалению, может быть все.
- Чтобы реализовать подобную модель в Великих Луках необходимо, наверное, вносить изменения в устав города?
- При сегодняшнем раскладе сил у нас изменения устава не пройдут. Чтобы внести изменения требуется 11 голосов, а у нас расклад в депутатском корпусе десять на пять. Плюс еще сам мэр, который включен в численный состав депутатов. Ни та, ни другая сторона изменения в устав принять не могут, хотя устав надо было менять давно. У нас сегодня такой абсурд. Дума принимает решение. И даже если мэр голосует "за", то через день он может не подписать это решение, при этом присылает нам мотивированный отказ. И дальше мы должны повторно вносить этот вопрос и преодолевать вето. В Уставе много различных нюансов, и надо бы было его перерабатывать, но это не реально.
- Лидия Григорьевна, со стороны администрации Псковской области предпринимаются ли какие-то шаги, чтобы перевести великолукскую ситуацию в более конструктивное русло?
- Что касается губернатора и его команды, то до 9 июля у нас никаких встреч не было. В этот день заместители губернатора Моисеев и Котов проводили совещание, куда пригласили нас, и мы высказали свою позицию. В конце июля приезжал сам Евгений Михайлов. И из его выступления мне понравилась одна фраза. Губернатор заявил, что он до сегодняшнего дня не знал что за ситуация между Думой и горадминистрацией. Скорее всего, до него доводилось просто, что есть такая нехорошая Дума во главе с председателем, которые категорически не хотят повышать тарифы. Я думаю, что информация в администрацию области уходила в искаженном виде.
- Какими Вам видятся ближайшие перспективы Вашей деятельности?
- Надеюсь, что в ближайшее время положение будет улучшаться. Не хотелось бы мне работать так, как мы работали в прошлом году. Потому что было очень много конфликтных ситуаций. Но поверьте, не я их создаю. Моя заветная мечта нормально работать с мэром. И поработать хотя бы годика полтора - два, потому что я за год узнала столько проблем в отношении городского хозяйства. И мне бы очень хотелось кое-что решить именно в интересах города. И если бы я смогла подсказать и смогла бы помочь в решении этих проблем, я была бы счастлива.