Сергей Шиптенко: Евразийский союз: возрождение на геополитическом пепелище
Для сдержанных оценок есть основания, учитывая разногласия сторон по вопросу будущей единой валюты Евразийского союза, отсутствия хорошо проработанных проектов Кодекса Евразийского союза и отсутствия консенсуса по ряду других вопросов. Вступление в действие соглашений Таможенного союза (ТС), принятие Таможенного кодекса ТС наглядно демонстрируют: путь к Евразийскому союзу не так прост, но может быть пройден, и движение к цели осуществляется.
Руководители России, Белоруссии, и Казахстана 18 ноября и оформили договорённости на краткосрочную перспективу:
Начало работы ЕЭП предполагает практическую работу по реализации уже выработанных решений, оформленных в соответствующих соглашениях. С 1 января 2012 года вступают в действие не только 17 соглашений о создании ЕЭП, но и десятки других документов, реализация которых ранее получила отсрочку. Таможенный союз выполнил важную задачу формирования внешнего контура ЕЭП и создал условия, при которых Россия, Белоруссия и Казахстан могут приступить к унификации общего для них экономического пространства.
Основы единой политики ЕЭК отработаны КТС. В ЕЭП предстоит продолжить начатую работу и выработать единые правила валютной политики, тарифной политики, конкурентной политики, единые правила для естественных монополий, усовершенствовать меры санитарного, ветеринарного и миграционного контроля, выработать механизмы распределения промышленных и сельскохозяйственных субсидий, а также мн. др. В итоге ЕЭП должно состояться на принципах ВТО (куда стремятся три страны) с учетом удачного опыта ЕС (откуда заимствуются стандарты) и не совсем удачного опыта
Начало работы ЕЭП не отменяет ТС, Евразийский союз не поставит крест на предыдущих стадиях постсоветской евразийской интеграции. За счет стран СНГ будет расширяться ТС и, возможно, ЕЭП, а в дальнейшем - Евразийский союз. Об этом руководители Белоруссии, России и Казахстана сделали ряд заявлений как в ходе ноябрьских переговоров в Москве, так и ранее. Например, 27 ноября президент России, комментируя перспективы расширения Евразийского союза, заявил: "Я рассчитываю, что в дальнейшем и другие нации присоединятся к нам, потому что наш проект - он привлекателен на условиях равноправия, на условиях исторической близости, равенства экономик". Ранее, 3 октября, премьер России
Таким образом, реализуется система "разноскоростной" евразийской интеграции, учитывающей положительный и отрицательный опыт как постсоветской интеграции, так и ЕС. Формируется несколько "интеграционных кругов" и каждая из потенциальных стран-участниц выбирает для себя наиболее приемлемый формат сотрудничества. Причем членство в ТС, ЕЭП и Евразийском союзе позволяет потенциальным членам данных интеграционных объединений существенно увеличить не только товарооборот со странами-партнёрами (что демонстрирует опыт ТС), но и существенно увеличить геоэкономический потенциал, более уверенно себя чувствовать в развитии сотрудничества как с отдельными странами (например, КНР), так и с другими интеграционными объединениями (ЕС, ШОС и др.).
Реализация интеграционных проектов не проходит гладко - даже союзные Белоруссия и Россия пережили немало конфликтных ситуаций. Но большее опасение вызывает отказ одной из сторон выполнять взятые на себя обязательства в то время, как под соответствующими договоренностями еще не высохли чернила: до официального запуска ЕЭП правительство Белоруссии дало понять, что к 2013 году официальный Минск не сможет осуществить взятые на себя договоренности в рамках ЕЭП. Уже сейчас Совмин Белоруссии заявляет о неготовности выполнить обязательства в рамках ЕЭП даже до 2015 года. В частности, 28 ноября зампред правительства
Таким образом, Белоруссия оказывается "слабым звеном" в той модели общего экономического пространства, которое должно возникнуть на просторах трёх республик бывшего СССР. В данном случае дело не в том, что Минск стремится выторговать себе некие "привилегии" или не понимает принципов ЕЭП. Дело в том, что власти Белоруссии считают "белорусскую модель" лучшей, более совершенной и принципиально правильной. Наверное, в рамках ЕЭП должен состояться некий "конкурс моделей", но особенность ситуации в том, что Белоруссия переживает системный кризис и время для конкурса выбрано не совсем удачно.
Подобного рода осложнения были предсказуемы. Опыт Союзного государства, ТС, СНГ и ряда других интеграционных объединений наглядно демонстрирует, сколь проблематично реализовать общие проекты странам с разными экономическими моделями, разными политическими системами. Экономические системы России и Белоруссии - разные, при этом страны стремятся к объединению, что было в очередной раз подтверждено на переговорах в Москве 18 и 25 ноября.
В Москве 25 ноября состоялся Высший госсовет Союзного государства Белоруссии и России, ставший логичным продолжением саммита 18 ноября. Подводя промежуточные итоги интеграционного сотрудничества Белоруссии и России, Дмитрий Медведев заявил: по итогам 2011 года объем товарооборота союзных стран может достичь $40 млрд., а за прошлый год товарооборот двух стран увеличился на 18,9% и достиг $27,9 млрд. Статистические ведомства Белоруссии и России подтверждают: Союзное государство позволяет существенно наращивать товарооборот, увеличивать доходы от экспорта, сохранять и создавать новые рабочие места и мн. др.
Однако не только лишь товарооборотом, "ядерным зонтиком", прикрытием в международных организациях измеряется союз двух народов, частей единой культурно-цивилизационной общности. Интеграция двух стран в рамках Союзного государства, сколь бы его критики не называли "мифическим", даёт вполне ощутимые выгоды, выраженные в десятках миллиардов долларов - не говоря уж о том, что при поездке из Минска в Москву не требуется визы, прохождения таможенного контроля и многих других унизительных формальностей. Это очень удобно. Но не менее комфортны и другие возможности Союзного государства, о которых граждане стран создаваемого
Рассматривая преобразования в постсоветских странах и интеграционные процессы на постсоветском пространстве эксперты (как правило - политэкономы левого толка) обращают внимание на опыт КНР. Стоит отметить, что Китай реализовывал схему "одна страна - две системы" не без проблем и было бы странно наблюдать отсутствие таковых в процессе постсоветской евразийской экономической интеграции, в опыте Союзного государства, ТС и ЕЭП.
В опубликованной 17 октября статье Александр Лукашенко ставится вопрос о том, что последует далее, при развитии успеха евразийской экономической интеграции: "Ведь достигнув максимально возможного уровня экономической интеграции, мы вплотную подойдем к необходимости создания прочной социально-политической надстройки - с общими ценностями, правовой системой, жизненными стандартами и ориентирами. Здесь не обойтись без постепенного консенсусного формирования неких наднациональных органов, в том числе, возможно, политических. Допускаем, что в таком случае в практическую плоскость перейдет и вопрос о введении новой единой валюты".
Действительно: все успешные проекты экономической интеграции выходили на уровень комплексного решения общих проблем, включая социальные, политические и иные, формирования наднациональных органов с передачей им значимых функций и соответствующих полномочий. Так было в случае Евросоюза, так было в случае Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (
На данный момент такой ценностно-мировоззренческой основы нет. Во всяком случае, она не обозначена явно, не артикулирована. Вместе с тем это ключевой вопрос, ответ на него определяет перспективы, жизнеспособность интеграционного объединения. Если в основе ТС и ЕЭП лежит сугубо меркантильный интерес, если интеграция вызвана не внутренними, а внешними обстоятельствами, носит вынужденный характер, то Евразийский союз ждёт судьба СНГ.
На самом деле в процессе объединения России, Белоруссии и Казахстана сложно вычленить лишь меркантильный интерес, свести всё к фобиям перед внешней угрозой, явно (или не явно) исходящей со стороны транснациональных ФПГ, отдельных стран и союзов (КНР, США, Евросоюза и др.). Оптимистичный взгляд на будущее постсоветской интеграции фиксирует стойкое устремление народов бывших республик СССР к восстановлению единства: еще не умерло поколение граждан Советского Союза, а новое поколение белорусов, казахов, украинцев более прагматично и даже иронично смотрит на такие фетиши, как ярлыки удельных князей.
В каждой из постсоветских республик немало проблем, которые вынуждают к интеграции как наиболее эффективному способу их решения. Лимитрофы изначально нежизнеспособны, по определению не могут продемонстрировать высокую культуру, экономическую самодостаточность, не в состоянии обеспечить свою безопасность, обречены лавировать между великими державами, пресмыкаться перед геополитическими полюсами. Становление и развитие Евразийского союза даёт шанс оформиться новому региональному центру, позволяет реализовать сценарий многополярного мироустройства. Поколение сирот Советского Союза вправе явить свою волю и создать на геополитическом пепелище новый союз - Евразийский, самодостаточный и не менее великий, чем их Родина.