Правительство Латвии хором заверяет своих жителей о том, что страна выходит из кризиса. Для того, чтобы люди верили этой информации, периодически появляются данные о росте ВВП. Однако так ли это на самом деле? Столица - Латвии, Рига, не может быть показателем, ведь любой градоначальник понимает, что от облика столицы зависит многое, как, например, рост инвестиций. Потому для экономического обзора состояния Латвии вернее выбрать Даугавпилс, известный также как Динабург, Двинск и Борисоглебск. Впервые город был упомянут в исторических источниках в 1275 году.

Университет

Даугавпилс - второй по величине город в Латвии, столица восточной провинции, Латгалии, и кроме того, самый большой русский город в Латвии. Русские жители города составляют приблизительно, по разным данным, 54 процента населения, латыши 17-18 процентов, остальные национальности - украинцы, белорусы, литовцы и поляки. Кроме того, в прошлом - это был крупнейший промышленный город в Латвийской ССР. Во времена СССР были построены новые жилые районы, Даугавпилсский завод приводных цепей, завод химического волокна, авторемонтный завод, мебельный комбинат, "Латремстанок" и другие предприятия, например, мясокомбинат, консервный завод. На закате СССР, по данным переписи 1989-го года, население этого города составило 126,7 тысяч человек, то есть население за годы СССР выросло вдвое.

Если обратиться к СМИ, то создаётся впечатление, что Даугавпилс, как и вся страна, успешно выходит из кризиса. Например, местный портал grani.lv пишет, что объем произведенной городскими предприятиями продукции остался практически на уровне начала прошлого года, а вот число работающих выросло на 426 человек. Более того, по сообщению того же источника, впервые за три месяца этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, строительные организации порадовали значительным ростом объема проведенных работ, да и число занятых в этой сфере возросло на 275 человек. К тому же за последний год безработица сократилась на 2%. За разъяснениями корреспондент ИА REGNUM обратился к Вячеславу Ширякову, представителю объединения "Центр Согласия", занимающего пост вице-мэра даугавпилской думы.

"Самый высокий процент безработицы - в Латгалии, он составляет свыше 19%, но в Даугавпилсе это всего 9,8%, что даже ниже среднереспубликанских показателей (11,5%). Намного выше безработица в Лиепае, Екабпилсе, Резекне",- пояснил вице-мэр. Комментируя ситуацию в экономике, он сообщил, что наметились устойчивые тенденции роста в металлообработке и в пищевой промышленности, а спад наблюдается, как ни парадоксально, в строительстве. По его словам, это обусловлено оттоком квалифицированной рабочей силы за рубеж, а также тем, что кроме государственных и самоуправленческих, у строителей практически нет иных заказов. Частные инвесторы не торопятся с возведением объектов.

Ширяков, рассказывая о дне сегодняшнем, сравнил ситуацию со временем СССР. "У нас было очень много заводов союзного значения. Завод химического волокна был вторым по мощностям во всём СССР. Завод приводных цепей выходил по объёму и качеству за пределы СССР. Также успешно работал завод "Электроинструмент", продукция которого котировалась и в Европе. На сегодняшний день мега-производства были бы нерентабельны. Рынок сбыта очень ограничен, так как себестоимость производимой продукции не позволяет нам быть самыми дешёвыми в ЕС, а рынок России для нас ограничен политико-экономическими взаимоотношениями. Бизнес ждёт более конструктивного отношения политиков, а потому чуть затаился на данном этапе. Хотя рынки сбыта всё равно крупнее на Востоке. Но завод приводных цепей всё же сохранён уже в виде предприятия Ditton Chain, и недавно в него вдохнули новую жизнь. Капитал предприятия латвийский. Благодаря новому производству автомобильных цепей, которое было открыто 7 октября, создано дополнительно 120 рабочих мест. Всего на предприятии занято порядка 300 человек, а экспорт продукции идёт в Россию и Европу. Наше муниципальное трамвайное предприятие сейчас обсуждает возможность сотрудничества с восточными партнёрами в сборке и последующей реализации в Европу трамваев.

Пожалуй, всё дело в том, как смотреть на наш город: окраина ли это Латвии или ворота в Европу? Я бы хотел видеть Даугавпилс - вратами в Европу. А ведь при выгодном географическом положении и дешёвой рабочей силе наш город интересен инвесторам".

Рассказывая об инвестициях, Ширяков упомянул еврофонды и прошедший инвестиционный форум. "Главный поток инвестиций направляется через банки. У нас в городе и регионе представлены банки как с латвийским, - государственным и частным - так и с иностранным капиталом, которые помогают осваивать еврофонды. К счастью, Krajbanka, недавно потерпевший крах, не оказывал существенного влияния на процессы в бизнесе. Не хотелось бы, чтобы от этого пострадали рядовые жители. Надеюсь, государство включит и применит определенный законом механизм компенсации вкладов.

Мы заинтересованы в инвесторах из России и СНГ, так как они способны в реализации проектов обойтись без со-финансирования со стороны еврофондов. Предприятия из России и Беларуси и других стран попадают, благодаря сотрудничеству с нами, на европейский рынок. При этом бизнес ведется вполне цивилизованно, и по моим наблюдениям, финансовых афер не было замечено.

Недавно у нас прошёл инвестиционный форум, который стал первым не только в нашем городе, но и во всей стране. Мы громко заявили о Даугавпилсе как городе возможностей и сделали большое число интересных инвестиционных предложений в виде каталога объектов для инвестиций. У нас нет иллюзий на предмет того, что через месяц после форума начнётся скупка недвижимости, но мы работаем над этим. К тому же мы предлагаем производственные площади, что отличает нас от Риги".

Стоит отметить, что, несмотря на некоторый прирост экономики, население Даугавпилса сократилось. По словам его вице-мэра, дело в трудовой миграции. После распада Союза масштабы промышленного производства в городе резко упали, заводов-гигантов больше нет, поэтому многие их работники, привлеченные в свое время из других республик бывшего СССР, вернулись на историческую родину. Сейчас, в основном, латвийцы вообще и даугавпилчане в частности, мигрируют в поисках лучшего трудоустройства на Запад: в Англию, Ирландию, Германию, Норвегию и другие страны. Причем уезжают наиболее квалифицированные и перспективные.

Рассуждая о всего 7.000 рабочих мест на промышленных предприятиях при 102.000 населения, Вячеслав Ширяков говорит о необходимости продолжения привлечения инвестиций, проведении форумов и диалоге между бизнесом и властью.

В завершение разговора вице-мэр отметил, что в сборе подписей за второй государственный русский язык Даугавпилс не имеет права подвести организаторов акции. "На сегодня в нашем городе нет националистической политики. Нет и этнической разобщённости. Также никто не откажет в ответе на русском языке. У нас порядка 20-ти национальностей, и у нашего города стоит поучиться тому, как жить в гармонии разным нациям!" Что же касается "русского вопроса" в жизни горожан, то эту тему раскрыл зампредседателя Даугавпилсской Русской Общины Евгений Дробот: "Проблемы одинаковы везде. Те организации, которые претендуют на решение "русского вопроса", можно назвать организациями-пустышками. Деятельности они никакой не ведут. Могу назвать всего две заслуженные организации - это Русский Дом и наша организация, являющаяся самостоятельной частью Русской Общины Латвии. Русский Дом в Даугавпилсе под руководством Гераиды Ивановны Богдановой известен по всей Прибалтике. Мы же занимаемся проектом "Русские гении" и работой с ветеранами Великой Отечественной Войны.

Возвращаясь к самой теме отсутствия единства среди русских, могу сказать, что причиной этого явления, присутствующего и в русской общине Даугавпилса, и в Латвии, служат попытки самоидентификации, отличные друг от друга, как Восток от Запада: кто-то считает себя "европейским русским", а кто-то по духу ближе к России. Думаю, что у нас наблюдаются все настроения, которые есть в обществе. Но радует то, что обстановка в целом здоровая: националистических настроений нет и за такие партии, как ВЛ/ТБ/ДННЛ, жители Даугавпилса не голосуют. К тому же местная муниципальная власть представлена во многом русскими депутатами от разных партий.

Что касается жизни людей, то Латгалия испытывает комплекс депрессивного региона. Но, несмотря на это, никаких сепаратистких настроений здесь нет, хотя такие обвинения или скорее боязнь со стороны латышской правящей элиты есть в адрес народа Латгалии. Могу сказать, что у нас "вопрос Приднестровья" не обсуждался. Но коль скоро мы говорим о депрессивности региона, то должен отметить, что - это далеко не макроэкономические показатели, а уровень безработицы, который так и не снизился. Для человека, прежде всего, важна стабильная работа, а если таковой нет, то кризис уже в нашей душе. Потому нельзя считать, что мы вышли из кризиса.

Когда говорят о снижении темпов безработицы, то я считаю, что предоставляемые данные неверные. Ведь часть безработных просто перестала получать пособия, а часть потеряла статус безработного. К тому же, если провести двойную проверку, а именно сравнить увеличение числа налогоплательщиков со снижением безработных, то мы увидим реальную, отражающую действительность, картину. В свою очередь в разговорах об увеличении числа рабочих мест, часто забывают о том, что никто не знает сколько в действительности уехало даугавпилчан. По статистике - в городе проживает 106 тысяч, а в реальности тысяч 70. Эту цифру, на мой взгляд, можно получить от числа избирателей на последних выборах. А вот темпы миграции связаны не только с экономическими причинами, но и с политико-экономическими. Когда человек чувствует себя в стране чужим, он ищет себя там, где теплее. Едут в Европу, и в Россию, но для ситуации с нашими людьми теперь подходит пословица: свой среди чужих, чужой среди своих". Слова Евгения Дробота, как и пустынные улицы города, заставляют задуматься: так ли всё хорошо, как говорит статистика. По словам Юрия Зайцева ("Двинский Народно-патриотический союз молодёжи"), последний завод закрылся в 1999 году, а со времен распада СССР заводы работают на 7-9 процентов своих мощностей. А ведь когда-то завод приводных цепей производил запчасти для автозавода в Тольятти. Также Зайцев готов подтвердить тот факт, что официальные данные переписи и реальные расходятся тысяч на 20-30. Юрию 24 года, и он посчитал, что из его класса уехали 14 человек из 28. Он предположил, что если такие же процессы наблюдаются среди других выпускников школ, то можно сказать, что экономически активные молодые люди стремительно покидают Даугавпилс. Также по наблюдениям Зайцева фонды Евросоюза поддерживают краткосрочные проекты, как например укладка дороги, и за счёт этого теплится жизнь. "Всего же всего работает около 6-7 предприятий, но на каждом число работников в среднем составляет 100 человек. Собственно и темпы строительства действительно ниже среднего: коренные жители сообщили, что 3-5-этажных домов построено около десяти, не беря в расчёт частный сектор и замороженные со времен СССР проекты", - рассказал Юрий.

Собственно и простая прогулка по городу оставляет впечатление о его депрессивности. Никто уже не спешит на полузаброшенные заводы, они не кажутся работающими от того, что открыты небольшие цеха, причём не всегда по профилю завода. А ведь рядом с заводами строили специальные общежития, для того, чтобы там жили люди. Живут ли они или многоэтажки тоже наполовину пусты? Новое жильё не строится, и это очень бросается в глаза в таком небольшом городе. Исторический центр местами ветшает. И почти нет детей.