Локомотив евразийской интеграции медленно, но верно набирает скорость, поскольку на постсоветском пространстве ему в настоящее время нет серьезной альтернативы. Акселератором интеграции, как об этом было сказано президентами России и Казахстана, является президент Белоруссии Александр Лукашенко. Эта констатация может кому-то нравиться или, наоборот, не нравится, однако заслуги белорусского президента очевидны и с этим приходится считаться. Настало время обсудить перспективы такого союза, определить его приоритеты, выделить основные функции наднациональных органов управления, обозначить сроки и условия введения и использования общей валюты и ряд других актуальных вопросов.

Главным приоритетами, как об этом сказано в Декларации о евразийской экономической интеграции, являются повышение благосостояния и качества жизни граждан, устойчивое социально-экономическое развитие, всесторонняя модернизация, усиление национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

Понятно также и то, что наднациональные органы управления должны быть наделены достаточными полномочиями, чтобы обладать определенной экономической свободой в принятии и реализации решений, иначе они вряд ли смогут выражать общий экономический интерес Белоруссии, России и Казахстана вместе взятых как единого целого. Только в таком случае и можно ожидать появления синергического эффекта от объединения.

У нового интеграционного образования должна быть (и это естественно) общая валюта. В самом деле: почему, например, Белоруссия приобретает в России нефть, газ, электроэнергию, лекарства и многие другие товары за доллары, когда есть полновесный и хорошо конвертируемый российский рубль, который мог бы занять особое место и в евразийском пространстве? Есть и другие проблемы формирования Евразийского союза, которые надо обсуждать, не пряча камень за пазухой. При этом, на мой взгляд, в честной дискуссии могут найти компромиссное решение как либеральные экономисты, так и экономисты-государственники. Консенсус - любимое слово первого и последнего президента СССР - вполне возможен. Пришла пора собирать камни на дороге интеграции - как евразийской, так и Союзного государства Белоруссии и России.

На теме евразийской интеграции, и это видно даже невооруженным взглядом, уже паразитируют некоторые "идеологи". Они относят себя к экономистам, юристам, политологам и откровенно лоббируют интересы олигархата. Назовем их "лоббиральными" экономистами, политологами, юристами. Они, как Шура Балаганов из известного произведения Ильфа и Петрова, энергично дают советы по любому поводу и без повода, даже когда их не просят, и категоричны в своих оценках, ибо за конечные результаты не отвечают. Эти люди весьма поверхностно усвоили суть экономической либеральной идеологии, пересыпают свои речи такими абстрактными понятиями, как "рынок", "частная собственность", "конкурентоспособная экономика", "спрос", "предложение", "свобода". Их вполне мог бы заменить и попугай, который, впрочем, не лоббирует чьи-то интересы. Они плохо понимают, что экономическая свобода в каждый конкретный момент времени есть величина постоянная и определенным образом распределена. Величина экономической свободы субъекта, прежде всего, определяется величиной ресурсов свободы. Подлинный либеральный экономист, в частности, отвечает на вопрос, как найти золотую середину между частной инициативой - с одной стороны и государственным регулированием и управлением - с другой. Но у "лоббиральных" идеологов на осмысление этой проблемы просто не хватает времени. В последние годы их любимым занятием является конструирование рассуждений о том, какой плохой президент Белоруссии. Он, оказывается - единственный камень, который надо убрать с дороги к светлому "лоббиральному" будущему. Чем, интересно, "лоббиралы" будут заниматься, когда Александра Лукашенко уйдет с поста президента Белоруссии? Писать, пожалуй, уже будет не о чем. Ныне же упражняются в этом словоблудии, в первую очередь, местечковые белорусские "лоббиралы", но не отстают от них и некоторые российские.

ИА REGNUM недавно были опубликованы два комментария профессора из России Сергея Лебецкого: "Экономист: Интеграция с Россией ослабит власть Лукашенко" и "Экономист: Скидка на российский газ препятствует реформированию белорусской экономики". В этих комментариях профессор в выражениях по поводу президента Белоруссии не стесняется, а сопутствующими продуктами евразийской интеграции, с его точки зрения, должны быть работа по перевоспитанию А. Лукашенко и реформирование в "лоббиральном" духе, естественно, белорусской экономики. Профессор не против интеграции, нет, но без А. Лукашенко. Складывается впечатление, что Лукашенко взял в долг у своего критика лет 10 назад 100 рублей и до сих пор не отдает. Аналитика в материалах практически отсутствует - одна ругань. По мнению критика, все беды от Лукашенко, которого Лебецкий называет диктатором, сохраняющим командную экономику.

Особенно огорчило профессора то обстоятельство, что 25 ноября в Москве было принято решение о том, что с 1 января 2012 года Белоруссия будет покупать российский газ по цене 165 долл. за 1000 куб. м. Лебецкий, естественно, этому не рад, поскольку это "позволяет сохранять дотационную модель". Песня о том, что белорусская экономика еще жива потому, что Россия ее дотирует, поется "лоббиралами" вот уже около 10 лет. Так ли это?

Принцип создания равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов был заложен еще в Договоре о создании Союзного государства (ст. 17). Тогда предполагалось, что цены на энергоносители для Белоруссии будут такими, как и в соседних российских регионах. И вот спустя 12 лет это решение было выполнено. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда. Этот шаг - доказательство того, что руководители России заинтересованы в интеграции с Белоруссией.

Можно рассуждать и по-другому. Как "лоббиралы" определяют величину дотаций по газу для Белоруссии? Предположим, что цена 1000 куб. м газа для потребителей России равна 80 долл., для Белоруссии - 240, а среднеевропейская - 400. В этом случае, как они считают, российская дотация для Белоруссии в 1000 куб м газа равна 160 долл. но это же - чистой воды шулерство. В таком случае можно сделать и другой вывод: российское государство в лице своего могучего "Газпрома" дотирует российских потребителей газа намного больше - на 320 долл.

В связи с этим обратим внимание читателя на то, что товарооборот России с Белоруссией в настоящее время (хотя год еще не закончился) превышает товарооборот России с таким государством, к которому "лоббиралы" относятся с особым почтением, как США. После того, как цена на газ для Белоруссии существенно уменьшится, товарооборот России и Белоруссии станет намного больше.

Президент Белоруссии, по мнению "лоббиралов" (в данном конкретном случае - в лице господина-профессора Лебецкого), совершает еще один страшный грех: препятствует реформированию белорусской экономики, ее преобразованию в конкурентоспособную, рыночную систему. А как вам нравится такой перл профессора: как только стало известно о снижении цен на энергоносители, "белорусский правитель сразу же объявил о возвращении к модели командной экономики без всяких модификаций"? Под реформой, конечно же, подразумевается распродажа за бесценок олигархату всего, что еще шевелится в белорусской экономике, сведение государственного сектора к минимуму. Тем самым, предполагается, будет запущен вечный двигатель рыночной экономики и она, спустя какое-то время, разумеется, станет конкурентоспособной. Между тем исследования МВФ и Всемирного банка показало ("Инициативы ХХI" за 02.2009 г.), что слишком большое уменьшение доли госсобственности неизбежно снижает управляемость экономикой и ведет к диспропорциям в развитии отраслей и связанных с этим огромным финансовым потерям. В России, например, эта доля колеблется от 9% до 20%, в Германии составляет 48%, а во Франции составляет 52%.

Что же касается разразившегося в Белоруссии валютного кризиса, то он обусловлен не столько белорусской моделью, сколько ростом цен на энергоносители. Если, например, сальдо торгового баланса у Белоруссии с Россией в 1999 г. было еще равно 0,5 млрд. долл., то в 2008 г. оно уже превзошло 13 млрд. долл. - т. е. выросло в 26 раз. Какая либеральная экономика смогла бы такое выдержать? Были, конечно, допущены и свои собственные ошибки, в частности - не сбалансированными оказались производство и торговля. Но не в этом главное. Дело в том, что современная смешанная экономика и состоит из двух секторов: рыночного и нерыночного. Развивать же только рыночный сектор в ущерб нерыночному - это то же самое, что бегуну развивать только одну ногу. Проблема заключается не в том, чтобы угробить один из секторов, а в том, чтобы найти оптимальное соотношение между ними.

У каждой из трех экономик, образующих Евразийский союз, есть как достоинства, так и недостатки. И задача аналитиков из Белоруссии, России и Казахстана состоит не в том, чтобы прямолинейно лоббировать интересы одной социальной группы, а смоделировать перспективную модель союза, определить основные тенденции в его развитии. И с этой целью полезно было бы не вбивать клин между либералами и государственниками, а найти точки соприкосновения, что позволит ускорить формирование Евразийского союза.

Валерий Янчук - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.