Дмитрий Семушин: Норвежско-архангельский расизм: существует ли "поморская кровь"?
В современной этнологии существуют две фундаментальные теории этноса. Так, согласно одной из них, т. н. учению примордиализма, этничность рассматривается как объективная данность, изначально присущая человеку. Этничность есть некое состояние, с которым человек рождается, и то, что он не может выбирать. Другая теория этноса, получившая название конструктивизма, отрицает положение о врожденном, т. е. биологическом характере этничности. Этнос понимается учеными конструктивистами, как культурная группа, а явление этничности - как принадлежность человека к этой культурной группе. Согласно теории конструктивизма, этничность есть результат деятельности в конкретных исторических условиях различных социальных факторов. Этничность не наследуется, ей научаются. Человек обретает этническую идентичность в процессе своей социализации - в семье, школе, на улице. Этническая социализация является непрерывным процессом, в ходе которого интерпретируются этнические различия. Материал культуры дает этнические маркеры. Этнические границы и пространство формируются. Этнические мифы и традиции изобретаются. Воображением создается обобщенный портрет своего этнического сообщества. Вырабатываются и в сознание внедряются различные стереотипы, а также фобии и образы этнического врага и т. д.
На сегодняшний день в этнологии господствует конструктивизм, а примордиализм считается научно устаревшим. Высказавшиеся на страницах ИА REGNUM по проблеме поморского этностроительства российские этнологи академик
В своей практике примордиализм использует метод т. н. эссенциализма (от лат. essentia - сущность), имеющий своей целью поиск и открытие истинной природы этничности. Поскольку этничность понимается как вещь, скрытая где-то в глубинах человеческого существа, то сущностный метод примордиализма предполагает ее поиск, буквально говоря, в "крови". После открытия гена крайние приверженцы идей примордиализма дошли до буквального овеществления этничности, считая ее материальной субстанцией, сокрытой в структуры генетического аппарата человека. Поморские этностроители из Архангельска демонстрируют именно подобное дремучее понимание этничности.
Так, например, активистка поморского движения учитель из школы № 9 города Архангельска Тамара Зайцева верит в то, что изобретенный Иваном Мосеевым язык поморов у ее школьников "пробуждает, оживляет этноисторическую память на генном уровне". А пропагандист поморской идеи "координатор Международного движения по защите прав народов в Архангельской области" Вадим Беднов утверждает: "Волны переселений народов смешивались, сливались, образовав генетический коктейль, который ныне бродит в крови жителей Поморья". "Генетическая общность жителей Поморья и соседних финно-угорских народов доказана исследованиями генетиков: в наших жилах течет до 40% финно-угорской крови". Какими учеными? - спросим мы. Назовите их имена. И каким "лактометром" эти ученые пользовались для измерения в крови-коктейле означенного финно-угорского градуса? Как они брали и у кого эту кровь? Является ли эта кровь выборочной или среднестатистической? И почему 40, а не 41 или 45? Откуда берется в тексте "о почве и крови" поморов эта несообразность - коктейль и сорокаградусная? Все это ни на чем не основанные домыслы и прямая ложь. Более того, Вадим Беднов, используя примордиализм, решил еще и записаться в родство к своим богатым покровителям - норвежцам. Здесь он демонстрирует всем хорошо известный и презираемый европейцами комплекс "бедного родственника" и "американского дядюшки" (в случае Архангельска, норвежского). В.Беднов фантазирует, не стесняясь, дальше: "Некогда ушкуйники вывозили из Норвегии полонянок - вот откуда у нас еще и скандинавские гены!". "Теперь ученые гадают, откуда у поморов взялись скандинавские гены".
Какие ученые и о ком конкретно гадают, спросим мы? Пользуясь случаем, сообщаем здесь, что ушкуйники - это речные разбойники (пираты) на Волге во втор. пол. ХIV в. Никаких сведений в исторических источниках о деятельности ушкуйников на Двине, а тем более, в Белом или Баренцевом морях нет. Как и когда они могли на своих речных лодках-ушкуях плавать в Норвегию за женщинами, "поморам" следовало бы в свое время спросить у поморского исторического мифотворца проф.
В сентябре 2011 г. в только что образованном в Архангельске Северном Арктическом Федеральном университете по указанию норвежцев под поморское этностроительство и для поморских этностроителей был создан т. н. "Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера". Мы сразу же обратили внимание на тот факт, что в качестве подразделения означенного "Поморского института" САФУ будет создана "лаборатория популяционной генетики", что является еще одним подтверждением того, что в нынешнем поморском этностроительстве используется именно примордиалистская расистская модель.
Но почему тогда норвежцы, научная этнология которых давно стоит на современных конструктивистских позициях, в случае с Архангельском продвигают и поддерживают примордиализм, да еще в его самой ретроградной и дикой форме? Здесь в России давно подмечено, что западные научные фонды, да и сами тамошние этнологи-конструктивисты с симпатией относятся именно к работам наших специалистов, занимающихся конкретными исследованиями, особенно если те (а это обычное дело) исходят из эссенциалистской и примордиалистской методологии. Дело в том, что поморское этностроительство и этносепаратизм в Архангельске с нач. 2000-х гг. от стадии мифотворчества уже перешли в сферу политики, а примордиализм, как практика, является самым простым средством мобилизации этничности и ее дальнейшей политизации. Политик, вынужденный решать срочные задачи, как правило, почти всегда говорит на языке примордиализма.
Так примордиализм стал практическим инструментом для этносепаратизма и территориального расчленения России.
Выбор именно примордиалистской модели этностроительства архангельскими "поморами" только отчасти может быть объяснен низким образовательным уровнем их "вождей". Нынешним самозванным "поморам" в Архангельске, бывшим советским интеллигентам, городским людям, не имеющим ничего общего с традиционной культурой настоящих промысловиков, нужно во чтобы то ни стало доказать, что именно они являются настоящими и "коренными". Вот здесь они наивно и решили прибегнуть к примордиалистскому трюку - к генетическим исследованиям. Что в научном плане для исследования поморов может дать "лаборатория популяционной генетики"? Да ровным счетом ничего. Докажет ли она финно-угорские корни "поморов"? На самом деле, предметом генетических исследований будут не поиски каких-то этнических генов, а определение генетического маркера носителей Y-хромосомы, т. е. у мужчин - т. н. гаплотипов и гаплогрупп. Гаплогруппы будут давать при картографировании очень широкий размытый ареал. В итоге, окажется, что гаплогруппы жителей Архангельской области ничем не будут отличаться от гаплогрупп владимирцев или новгородцев. Ведь у русских, подразделяющихся, как известно, на "северных" и "южных", а в нашем случае конкретно у "северных", т. е. у их предков новгородцев и владимиро-суздальцев, в основе был именно финно-угорский субстрат.
Переселившиеся на Русский Север новгородцы и владимирцы и принесли сюда эти, условно говоря, финно-угорские гаплогруппы. Гаплогруппы, унаследованные от финно-угров, у настоящих поморов с берегов Белого моря будут общими с частью жителей современной Новгородской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Владимирской областей. Но какое отношение исследования гаплогрупп будет иметь к этничности, в основе которой лежит, как объясняет современная теория конструктивизма, явление культуры?
Самое интересное во всей этой истории то, что дремучее научное невежество поморских этностроителей в данном конкретном случае с "лабораторией популяционной генетики" руководство САФУ, а именно, ректор этого заведения