Сформированное Единое экономическое пространство, которое в полную силу должно начать свою деятельность с 1 января 2012 года, в теории сулит ее участникам не только рост взаимного товарооборота, но и ускорение экономического развития трех стран. Однако, несмотря на то, что и Россия, и Белоруссия, и Казахстан декларируют вроде бы одинаковые цели - интеграция и наращивание экономических потенциалов в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках, а также повышение уровня жизни населения, необходимо понимать, что у каждой их трех стран стратегические задачи участия в ЕЭП отличаются друг от друга.

Для Казахстана на первом месте стоят задачи экономического плана - расширение рынков сбыта, привлечение новых инвестиций и более тесная интеграция с северным соседом, через территорию которого проходит львиная доля казахстанского экспорта. Россия, обладающая поистине огромным рынком сбыта и куда более серьезным экономическим потенциалом по сравнению с другими участниками ЕЭП, в большей степени заинтересована в политическом развитии данного объединения, к которому в ближайшем будущем будут вынуждены присоединиться и другие постсоветские республики, что создаст возможность стабильного развития внутренней экономики страны. Белоруссия же видит в ЕЭП возможность не только дотянуться до дешевых российских углеводородов, но и решить ряд своих внутренних проблем, среди которых сегодня можно выделить три основных блока.

Экономика. Ни для кого не секрет, что белорусская сторона неоднократно обвиняла Россию и процесс формирования ЕЭП в разразившемся в стране финансово-экономическом кризисе. По мнению руководства республики, Белоруссия очень дорого заплатила за Единое экономическое пространство, так как ей пришлось пойти на ряд "непопулярных мер" (например, повышение с 1 июля 2011 года ввозных пошлин на иномарки), которые привели к серьезному оттоку валютных средств из страны. Однако, несмотря на подобный укор в сторону России, официальный Минск не прекратил свое участие в формировании ЕЭП, рассчитывая рано или поздно получить ряд экономических преференций. В первую очередь, речь может идти о самом сокровенном желании белорусов вернуть прежние цены на поставляемые в республику энергоносители. Это, по мнению официального Минска, позволит Белоруссии восстановить свою экономику и продолжить построение "социально-ориентированной рыночной экономики", приведшей страну к нынешнему ее состоянию. Подтверждением таких надежд является недавно растиражированная всеми государственными СМИ информация о возможной цене на газ для Белоруссии в коридоре 150-180 долларов США за тысячу кубометров. Несмотря на то, что до сих пор нет никакого официального документа, подтверждающего подобное соглашение, в Белоруссии уже сверстан бюджет на 2012 год исходя из данной цены. Более того, белорусское руководство, которое якобы разделилось на два лагеря ("реформаторы" во главе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем и вице-премьером Сергеем Румасом с одной стороны и "консерваторы", возглавляемые президентом и главой его администрации Владимиром Макеем - с другой), вновь стало заявлять о своей приверженности идеям социально-ориентированного государства в ущерб всем законам экономики. Так, в ходе совещания по проектам прогноза социально-экономического развития страны, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год, прошедшего 22 ноября, было решено удержать рост ВВП страны на уровне 5-5,5%, что, по мнению большинства экономистов, приведет к еще большему обвалу белорусского рубля и новому витку инфляции (кстати, ее планируют удержать в рамках 19-22 %). Однако, по словам Лукашенко, "мы не можем завтра работать на полпроцента. Не можем! Экономика выдаст другой результат. Мы что, тормозить должны экономику?". Конечно, тормозить то, что практически уже стоит, не имеет никакого смысла, однако и говорить о возможности бурного роста белорусской экономики в рамках ЕЭП в ближайшие годы, на наш взгляд, не стоит. Главная причина этого - отсутствие желания проводить в ближайшее время какие-либо структурные реформы, позволяющие в будущем надеяться на развитие конкурентоспособной экономики Белоруссии.

Стремление Минска не столько пойти по пути дальнейшего развития, сколько решить свои финансово-экономические проблемы за счет сотрудничества с Россией в рамках ЕЭП, могут быть подтверждены фактом планомерного выбивания в рамках сообщества различного рода преференций, способных на некоторое время законсервировать сложившуюся в стране социально-экономическую модель. При этом со своей стороны белорусы весьма неохотно идут на уступки. Более того, как показывает статистика, Белоруссия, требуя льгот, сама предоставлять льготы своим партнерам не спешит. Например, на протяжении продолжительного времени белорусская идеологическая машина утверждает, что республика поставляет свою продукцию в страны СНГ (в том числе и в Россию) по невероятно низким ценам, чем "дотирует" их экономики. Однако если присмотреться к средним ценам поставок в страны СНГ и в страны вне Содружества, оказывается, что это весьма спорное утверждение. Так, цены на нефтепродукты для стран СНГ (за тонну) 932 доллара США, а для стран вне СНГ - 773 доллара; на калийные удобрения - 720 и 704 доллара; на азотные удобрения - 1683 и 960 долларов; на трактора - 18 560 и 16 233 доллара за штуку; на холодильники, морозильники и холодильное оборудование 307 и 267 долларов за штуку; на сельскохозяйственную технику 13 793 и 9518 долларов соответственно. И это далеко не полный список "братского" отношения с партнерами по СНГ, для которых лишь около 20 % всей экспортной белорусской продукции стоит дешевле, чем для стран за рамками Содружества.

По мнению ряда экспертов, сложившееся сегодня положение дел в рамках будущего сотрудничества Белоруссии со странами ЕЭП, которое характеризуется определенной двойственностью: дайте нам все, а мы потом, может быть, дадим вам больше - не позволяют Минску в полной мере рассчитывать на длительное сохранение нынешней модели социально-экономического развития. В случае же если официальный Минск и дальше будет использовать структуры ЕЭП только для затыкания дыр в бюджете, Белоруссии грозит не только потеря места в создаваемом Евразийском союзе, но и экономическая, а затем и политическая изоляция.

Политика. Единое экономическое пространство, как и Союзное государство, и Таможенный союз, и ОДКБ, и ЕврАзЭС - являются для руководства Белоруссии весьма значимыми проектами с точки зрения собственной политической значимости как внутри Белоруссии, так и за ее рубежами.

С одной стороны, из-за негативного к себе отношения со стороны западных стран белорусский лидер, как и большинство высших госчиновников республики, не имеет возможности участвовать в каких-либо серьезных международных процессах. Поэтому для Белоруссии единственно возможным вариантом сохранения статуса серьезного политического игрока в регионе является ее активное участие во всевозможных процессах на просторах бывшего СССР. Более того, проекты, где официальный Минск ощущает себя в качестве одного из инициаторов, позволяют белорусскому руководству вести более независимую политику относительно Запада, которому приходится не перегибать палку в надежде не допустить развития интеграции на постсоветском пространстве.

С другой стороны, ЕЭП позволяет белорусским идеологам непрерывно вещать о неизбежно надвигающемся росте благосостояния простых белорусов и преподносить его как одно из главных достижений нынешних властей: именно тот путь, который был выбран народом и президентом Белоруссии еще в середине 1990-х годов, и позволил стране включиться в интеграционный процесс, способный привести республику к процветанию.

Помимо этого, создаваемое Единое экономическое пространство дает белорусским властям определенное преимущество относительно оппозиции в борьбе за роль главного защитника белорусского суверенитета. Несмотря на многочисленные указания оппозиционных политиков на то, что ЕЭП, а затем и Евразийский союз станут "точкой невозврата" в процессе поглощения республики Россией, официальные власти, умело оперируя подписанными 18 ноября документами, стремятся доказать состоятельность Белоруссии как независимого политического субъекта международного сообщества. Опираясь по поддержку Назарбаева и Медведева, Лукашенко с чистой совестью сегодня может утверждать, что интеграционные процессы между Россией, Казахстаном и Белоруссией не ведут к какому-либо ущемлению суверенитета одной из стран. Более того, у Минска появляется возможность на равных со своими партнерами (чего долгое время и добивался белорусская сторона) участвовать в управлении ЕЭП: в Евразийской экономической комиссии, которая должна начать свою деятельность с 1 июля 2012 года, будет по одному представителю от каждой из стран, а решения будут приниматься лишь на основе консенсуса. Таким образом, то, чего, по сути, Минску не удалось сделать в рамках Союзного государства, было достигнуто в рамках ЕЭП. И это, по мнению белорусских властей, является прямым доказательством правильности нынешней политики.

Социальная сфера. Несмотря на то, что подобная сфера на сегодняшний день не представляет собой обширный блок проблем, напрямую связанных с созданием ЕЭП и деятельностью в его рамках Белоруссии, забывать о нем не стоит.

Во-первых, необходимо напомнить, что проблему трудовой миграции, которая только усилится в рамках Единого экономического пространства в ближайшие годы, никто не отменял. Для Белоруссии, с ее неповоротливой социально-экономической моделью, усиление потоков миграции может сыграть как отрицательную, так и положительную роль. В первом случае стоит ожидать массового оттока высококвалифицированных кадров из страны в поисках достойной оплаты своего труда (который, к слову, наблюдается уже сегодня). Во втором - миграционные потоки позволят белорусскому режиму и дальше отказываться от структурных реформ. На наш взгляд, в случае реального функционирования ЕЭП, Белоруссию ожидают серьезные потрясения, связанные с необходимостью приведения внутренней экономики в хоть какое-то соответствие с экономиками России и Казахстана. Результатом этого, по всей видимости, станет резкий рост безработицы. По мнению ряда экономистов, в скором времени без работы могут остаться от 20 до 30 % трудоспособного населения республики, что поставит перед страной вопрос о возможном трудоустройстве более миллиона белорусов. В случае отсутствия возможности свободного поиска работы за пределами Белоруссии и, в первую очередь, в России, Минск может получить рост социального недовольства, результаты которого для страны будут весьма плачевными. В подобной ситуации ЕЭП может стать выпускным клапаном для выхода социальной напряженности, позволяющего нынешнему руководству страны оставаться у власти как можно дольше. Примером чего-то подобно может служить современная Молдавия, где денежные переводы гастарбайтеров составляют около 30% ВВП, а около 40% работоспособного населения уже покинуло страну. При этом сколько-нибудь серьезных социальных потрясений за последние годы в Молдавии не наблюдалось.

Во-вторых, несмотря на многочисленные заявления о продолжении ориентации государства на социальную защищенность всех без исключения граждан республики, белорусское руководство не может не понимать того, что сегодня построить общество всеобщего благоденствия и социальной справедливости невозможно. Однако и отказаться от демагогии (которая, к слову, до сих пор обладает определенным эффектом умиротворения белорусского электората) в этом направлении ни президент, ни правительство, ни простые белорусские чиновники по своей воле не могут. При функционировании же Единого экономического пространства белорусскому руководству представится шанс идеологически обосновать поворот в социальной политике государства: например, повышение пенсионного возраста как в Казахстане (58 лет для женщин и 63 года для мужчин, против 55 и 60 лет соответственно для Белоруссии), сокращение льготного субсидирования сельского хозяйства и строительства жилья, замораживание заработной платы и т.п. При этом все это будет обосновываться "развитием интеграционных процессов в бюджетной, кредитно-денежной, социальной и налоговой политике на национальном уровне". Иными словами, вину за дальнейшее обнищание народа белорусские власти смогут переложить с собственных плеч на плечи России и Казахстана, якобы заставляющих Белоруссию отказаться от социальной ориентации в экономике в рамках ЕЭП.

Вырисовывающаяся картина возможного использования нынешними белорусскими властями Единого экономического пространства в собственных интересах ничего хорошего простым гражданам республики в ближайшее время не обещает. Период "экономической стабильности", о котором так любят рассуждать перед телекамерами белорусские чиновники, по всей видимости, окончательно канул в небытие, сменившись годами финансовых проблем и социальной незащищенности населения. В случае если руководство Белоруссии и дальше будет видеть в ЕЭП, а затем и в Евразийском союзе лишь инструмент стабилизации социально-политической обстановки внутри республики, говорить о скором выходе из финансово-экономического кризиса и перспективах развития страны абсолютно бессмысленно.