8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители Республики Беларусь, РСФСР и Украины заключили соглашение, в котором констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Одновременно было решено образовать некое подобие межгосударственного объединения под названием Содружество Независимых Государства (СНГ). Таким образом, была найдена формула завершения ползучего государственного переворота.

Однако вопреки замыслу организаторов переворота идея экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве стала пробивать себе дорогу как зеленая трава через асфальт. В 1994 г. президент Казахстана Н. Назарбаев озвучивает идею создания Евразийского Союза. Далее, 2 апреля 1996 года руководителями Республики Беларусь и Российской Федерации в Москве подписывается Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Затем интеграция двух стран двигалась, как по маслу. 2 апреля 1997 г. был принят Договор об образовании Союза Белоруссии и России. И, наконец, 8 декабря 1999 года президенты России и Белоруссии подписали два исторических документа: Договор о создании Союзного государства и Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

В результате у Белоруссии с Россией достигнута глубокая интеграция в ряде смежных и родственных отраслей народного хозяйства. В настоящее время, например, машиностроительный комплекс Белоруссии интегрирован с аналогичным российским комплексом - на 85%, сельскохозяйственный - на 65, строительный - на 80. Один из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов и другой автомобильной техники минский автомобильный завод около половины стоимости комплектующих получает из России. Продукция же в основном реализуется в России (более 60%), потребности же самой Белоруссии в названной продукции оцениваются в 20%. Белорусский автомобильный завод, который входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники, более 70% всей продукции отгружает в Российскую Федерацию для горнодобывающих предприятий.

Однако после смены высшего руководства России в конце девяностых годов интеграция притормозила свой бег и развивалась в вяло текущем режиме. Были, в частности, попытки отделить "мух от котлет", что негативно сказалось на темпах интеграции.

В 2010 году начинает набирать силу интеграция уже трех государств, экономики которых дополняют друг друга. С 1 июля 2010 г. вступил в силу единый Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана. В пределах Единой таможенной территории были отменены таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

И вот, наконец, происходит долгожданное событие - президенты трех стран Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев с целью дальнейшего развития взаимной интеграции сделали еще один шаг: 18 ноября ими была подписана Декларация о евразийской экономической интеграции. Это означает, что Белоруссия, Казахстан и Россия переходят к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству. В Декларации отмечается, что "дальнейшее развитие интеграции трех стран отвечает их национальным интересам, способствует решению стоящих перед ними общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики".

Важным итогом встречи руководителей трех государств в Москве является учреждение такого межгосударственного органа, как Евразийская экономическая комиссия. По этому поводу был подписан соответствующий договор. Эта комиссия станет преемницей Комиссии Таможенного союза. Она будет осуществлять свою деятельность на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон. Договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются. Предполагается, что Евразийская экономическая комиссия станет регулирующим и координирующим наднациональным органом как в Таможенном союзе, так и ЕЭП. В противном случае вряд ли всерьез можно говорить об эффективности решений, принимаемых на уровне ЕЭП. Вопрос состоит лишь в том, какими полномочиями будет наделена эта комиссия. Предусмотрена также возможность вынесения спорных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом.

Комиссия, на мой взгляд, также должна способствовать разработке и реализации крупных проектов в пространстве ЕЭП. Таковыми, к примеру, являются проекты, как об этом говорил президент А. Лукашенко, по созданию ТНК. Можно привести и другой пример. В настоящее время в практическую плоскость переходит реализация такого стратегического проекта ХХI века - строительства транспортного коридора из Западной Европы через Белоруссию, Россию и Казахстан в Юго-Восточную Азию. Этот проект может стать важнейшим для развития Евразийского союза. Далее, таковыми могут стать и крупные инновационные проекты. Совместное участие в них трех государств создаст синергический эффект и станет интегрирующей силой.

Вместе с тем, очевидно, что руками разработчиков Декларации и договора Евразийской комиссии водила тень эдакой доброй старушки Европы в лице ЕС и суровых, но справедливых США. Проявляется это как в малом, так и в большом. Термин комиссия заимствован у ЕС, хотя есть и другие термины, например, Совет министров, Исполнительный комитет. Зачем, спрашивается, нужно было подчеркивать, что "государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами Всемирной торговой организации. В декларации подтверждается важность присоединения к ней всех трех государств"? Кто тянул за язык? Ведь эффект от вступления в ВТО еще не просчитан до конца, и чем обернется такое вступление, до конца еще не ясно. Кроме того, некоторым руководителям кажется, что со временем нас пригласят на выгодных для нас условиях в ЕС, и мы с ним образуем единое пространство. Пора уже от таких иллюзий избавляться и самим набирать экономическую и политическую силу. Только тогда с нами будут считаться. Пока же у нас есть только декларация о намерениях.

Вслед за принятием Декларации о евразийской экономической интеграции напрашивается следующий шаг: формирование полноценного Евразийского союза, разработка и принятие соответствующий договора.

Враги у экономической и политической интеграции были, есть и будут. В первую очередь, это ЕС и США - им сильный конкурент, к тому уже обладающий большими запасами жизненно важных для экономики природных ресурсов, не нужен. Значительным влиянием в странах-союзниках обладает и пятая колонна. Однако собаки пусть лают, а караван Евразийской интеграции пусть идет вперед.

Валерий Янчук (кандидат экономических наук, г.Витебск, Белоруссия)