1 декабря Киргизия обретет нового президента. На это число запланировано проведение инаугурации нового главы государства - победившего на прошедших 30 октября выборах Алмазбека Атамбаева. Примечательный факт: уход Розы Отунбаевой и приход на ее место Атамбаева станет первой в истории страны мирной сменой власти. Два предыдущих президента - Аскар Акаев и Курманбек Бакиев - бежали из страны в результате событий, которые в стране принято называть "революциями", а за ее пределами - "переворотами".

Новому президенту страны не позавидуешь - за 20 лет существования, и особенно за последние "революционные годы", в Киргизии накопилось немало проблем. Перед Алмазбеком Атамбаевым стоит задача: обладая ограниченными возможностями (с прошлого года часть президентских полномочий передана парламенту) вывести страну из кризиса, остановив падение практически по всем показателям.

"Президентские выборы, то, как они были сделаны, предельно натянули нить, соединяющую север и юг в одну страну, в один народ, - считает руководитель аналитического консорциума "Перспектива" Валентин Богатырев. - Регионализм, который уже неприкрыто исповедуют и проповедуют довольно многие политики, может привести к новым рецидивам в ходе формирования коалиции и правительства страны. Это заложит под нового президента и новое правительство мину, которая не замедлит с действием. Региональные игры развалят страну, особенно если кто-то поможет извне. А мы слышали с вами немало пророчеств на этот счет со всех сторон. Я напомню, что еще прошлым летом президент России Медведев говорил, что страна практически развалена, расколота. И ситуация сегодня намного лучше не стала".

Ближайшими событиями, исход которых в значительной мере определит шансы будущего президента на успех, станут: а) переформатирование правящей парламентской коалиции, б) выбор премьер-министра и создание нового кабинета министров. Не исключены также попытка смены Конституции, роспуск парламента и, через 1,5-2 года, - очередные президентские выборы.

4 варианта одной коалиции

В том, что нынешняя парламентская коалиция, состоящая на данный момент из партий "Ата Журт", "Республика" и СДПК в ближайшее время прекратит свое существование, уверены большинство киргизских экспертов и политиков.

За год, прошедший с момента ее создания расстановка сил ощутимо изменилась - часть членов ранее оппозиционных фракций "Ата Мекен" и "Ар-Намыс" де-факто присоединились к правящей коалиции, в то же время в изначально "рыхлой" "Ата-Журт" намечается явный раскол. Не лучшие времена переживает и упомянутый выше "Ар-Намыс". Прошедшая в парламент исключительно благодаря российской поддержке партия во главе с Феликсом Куловым распалась, сам лидер не контролирует часть членов фракции. Проблемы с внутренней солидарностью испытывает и без того не самая влиятельная "Ата Мекен".

Необходимость перемен диктует победа на президентских выборах Алмазбека Атамбаева, возглавляющего ряды СДПК. Для полноценной работы ему необходимо контролировать принимаемые парламентом решения. Ситуация в стране требует, чтобы из места для драк и споров парламент наконец стал работающим эффективным механизмом. Пока что, Жогорку Кенеш (парламент) этим похвастаться не может. Нынешние народные избранники за редким исключением ассоциируются у обывателей с такими качествами как "неадекватность", "агрессивность", "алчность" и "популизм".

Собственными силами Атамбаев достигнуть необходимых позиция в киргизском парламенте не может. Ему необходимо заручится поддержкой союзников. На данный момент Алмазбек Атамбаев может опереться лишь на лидера партии "Республика" Омурбека Бабанова. Оба политика фактически создали тандем и успешно проверил его на прочность на выборах. Первый - боролся за пост президента, второй - оказывал ему всяческую поддержку.

Примечательно, что именно Бабанов занял пост премьера, после того как его освободил ушедший на "предвыборный фронт" Атамбаев. За время нахождения в кресле премьера Бабанов развил бурную деятельность: 40-летний выпускник "Тимирязевки" успел объехать страну, несколько раз слетать за рубеж (в том числе на саммит глав правительств ШОС и Межгосударственный совет ЕврАзЭС, а также возглавить создание Среднесрочной программы развития страны на 2012-2014 годы.

Существует несколько вариантов того, какой будет новая правящая парламентская коалиция. Вот лишь несколько из них:

1. СДПК + "Республика" + "Ата Мекен" + "Ар-Намыс" - союз "северных" лидеров, оставляющий в оппозиции партию "Ата-Журт". Данная конфигурация гарантирует ощутимое противостояние по региональному признаку. В интервью местным СМИ депутат Равшан Джеенбеков подчеркнул - "вероятней всего, коалиция будет состоять из четырех фракций - СДПК, "Ата Мекен", "Республика" и "Ар-Намыс". Правда, если "Ата-Журт" окажется в оппозиции, то существует опасность того, что страна может разделиться на север и юг".

2. СДПК + "Республика" + "Ар-Намыс" + "Ата-Журт" - этот вариант характерен тесным тандемом СДПК - "Республика", а также попыткой учесть интересы "южных" элит ("Ата-Журт"). Слабая "Ар-Намыс" в данном случае сыграет роль "довеска", помогающего без проблем принимать нужные решения.

3. "Республика" + "Ата Мекен" + "Ата-Журт" - маловероятный вариант, озвученный на днях депутатом Омурбеком Абдрахмановым. Данная конфигурация с одной стороны отчасти нивелирует влияние президента Алмазбека Атамбаева и подконтрольной ему партии СДПК, с другой - создает заранее неустойчивую конструкцию, где "первую скрипку" будут играть члены "Ата-Журт".

4. СДПК + "Республика" + "Ата Мекен" + "Ата-Журт" + "Ар-Намыс" - вариант под кодовым названием "все вместе". Все партии, присутствующие в парламенте входят в правящую коалицию и успешно делят посты. Оппозиция выражена самостоятельно действующими депутатами (таковых в Жогорку Кенеше более 10-ти - ИА REGNUM).

Также надо отметить и еще один вариант, пока что имеющий довольно низкую вероятность. Алмазбек Атамбаев и его команда могут попытаться инициировать роспуск парламента. Технически это возможно сделать. В этом случае Атамбаев имеет шансы дополнительно закрепить успех, выведя из парламента ослабевшие партии и усилив позиции лояльных ему партий. Выиграть парламентские выборы СДПК и "Республика" смогут - их противники по результатам президентских выборов разгромлены, разрозненны и истощены.

Премьер - политический самоубийца

Имя будущего премьера зависит от состава будущей парламентской коалиции и исходов переговоров, которые активно ведутся на данный момент. При нынешнем разделении полномочий данный пост весьма важен. Глава правительства, по сравнению с президентской республикой, обладает большими возможностями, и в первую очередь от него, а не от президента зависит экономическое состояние страны.

В статье, написанной для Института общественной политики, директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов отметил: "Имея, по Конституции, существенные права, правительство, возглавляемое премьер-министром, может проводить независимую от президента политику. В случае расхождения их взглядов премьер-министру формально вполне по силам проигнорировать президента. Однако такой расклад сил имеет несколько "но". Президент, имеющий сплоченную фракцию в парламенте, имеет большое влияние на него в целом, а, следовательно, и на правительство, которое может быть отправлено в отставку парламентом.

Вероятно, что правительство, которое будет создано вскоре после вступления Алмазбека Атамбаева в должность, будет ассоциироваться с ним, поскольку новый президент, несомненно, будет играть одну из решающих ролей в его формировании. В значительной степени это будет зависеть от того, кто станет премьер-министром".

На данный момент озвучено 2 варианта того, как будет определено имя главы правительства Киргизии. Решение может быть предопределено консультациями между фракциями или посредством "мягкого рейтинга". Второй вариант подразумевает внесение в общий список более десятка кандидатур и голосование по каждой из них. Наиболее популярные кандидаты попадают в краткий список, по которому вновь проводится голосование.

Среди вероятных кандидатур на пост премьер-министра в последнее время звучат имена Омурбека Бабанова, Камчыбека Ташиева, Адахана Мадумарова, Равшана Жеенбекова, Темира Сариева, Наримана Тюлеева, Акылбека Жапарова, Феликса Кулова.

Камчибек Ташиев и Адахан Мадумаров - главные соперники Алмазбека Атамбаева, проигравшие ему на выборах. Появление одного из них на премьерской должности с одной стороны должно снизить недовольство "южан" победой "северянина" Атамаева, с другой - может спровоцировать противостояние по линии "Президент-Премьер" в украинском стиле "Ющенко-Тимошенко".

Учитывая предвыборные заявления, готовность и способность Ташиева или Мадумарова сотрудничать и продуктивно работать с Атамбаевым-президентом весьма сомнительна. Кроме того, ни Мадумаров, ни Ташиев не являются опытными экономистами.

Наиболее высоко эксперты оценивают возможность стать премьер-министром лидера "Республики" и союзника будущего президента Омурбека Бабанова. Причин несколько: хорошие отношения и опыт командной работы с Атамбаевым, значительные финансовые и медийные ресурсы (в Киргизии Бабанова нередко причисляют к олигархам), опыт работы в сфере экономики (будучи первым вице-премьером, он курировал экономический блок).

Среди минусов эксперты отмечают факт его работы в руководстве как при нынешних, так и при предыдущих властях. Справедливости ради надо отметить, что последнее обвинение можно предъявить практически всем киргизским политикам.

В то же время эксперт по конституционному законодательству Мурат Укушев в интервью местным СМИ отмечает "ценный опыт лидера "Республики" руководить правительством в разное время, знание реального положения современной экономики Киргизии и его приверженность рыночным методам".

Политолог Марс Сариев в интервью K-News так оценивает персону Бабанова: "До выборов я был противоположного мнения, думал, что Омурбек Бабанов не устоит. Однако сейчас я полагаю, что он наиболее органичен в этой роли. На переправе коней не меняют, к тому же Алмазбеку Атамбаеву нужна доверенная фигура, поэтому ему нецелесообразно менять Омурбека Бабанова".

Кто бы не стал премьером, работа ему предстоит нелегкая. Шансы угодить всем, занимая премьерское кресло, невелики. Премьеру либо придется принимать непопулярные, но в перспективе полезные решения, либо - идти на поводу у толпы и в конце-концов потерпеть крах. "Человек, который придет сейчас на пост премьер-министра - политический самоубийца. Что бы он не сделал - ему уготована незавидная участь быть осуждаемым", - считает руководитель аналитического консорциума "Перспектива" Валентин Богатырев.

По мнению аналитика, "надо поставить на эту должность и надо убедить парламент в необходимости прихода к управлению правительством на ближайшее время не удобной всем фигуры, а решительного и твердого управленца, который должен представить парламенту четкий план действий, причем действий достаточно жестких и далеко не популярных (...) тот объем работы, который ему предстоит сейчас проделать, если он действительно будет реальным менеджером, а не зиц-председателем, этот объем неминуемо приведет к тому, что он сильно потеряет свой и имиджевый, и политический ресурс".