7 октября 2011 года Тбилиси и почти вся Грузия жила ожиданием двух событий: в этот день на центральной площади столицы должен был выступить президент Франции Николя Саркози, а миллиардер Бидзина Иванишвили планировал публикацию своего обращения к народу.

Несмотря на то, что власть согнала на площадь несколько десятков тысяч человек, все же не речь президента Франции вызвала по-настоящему живой интерес у людей (отметим, что граждан действительно согнали на митинг: множество очевидцев рассказывали, как у них на работе - в государственных структурах, школах и т.д. - людей обязывали прийти на площадь, в противном случае грозили служебными неприятностями им и их близким).

Тбилисцев больше интересовали газеты, в которых было опубликовано обращение Иванишвили к гражданам и к власти, и которые разбирались, как горячие пирожки. Текст обращения действительно оказался довольно любопытным и даже в некотором роде скандальным. Иванишвили заявил, что разочаровался в политике Саакашвили и его команды, которую поддерживал несколько лет до этого, и решил пойти в политику. Он заявил, что обязательно выиграет следующие выборы и придет к власти. По его словам, разочарование наступило в тот момент, когда Саакашвили решил разогнать митинг оппозиции 7 ноября 2007 года, а окончательно их сотрудничество развалилось после того, как Грузия под руководством Саакашвили начала военные действия в Цхинвали в августе 2008 года.

Оказалось, что до этого многие проекты, которые Саакашвили перед телекамерами торжественно приписывал себе, финансировались таинственным миллиардером. Ему же принадлежала и пресловутая "соросовская зарплата" членов грузинского правительства - ее, оказывается, выдавал не Джордж Сорос, а Бидзина Иванишвили. По недавно опубликованному отчету фонда Иванишвили, в 2005-2010 г.г. миллиардер потратил на благотворительные проекты в Грузии свыше миллиарда лари (около $700 миллионов).

В статье от 7 октября Иванишвили обвинил некоторые оппозиционные партии в том, что они являются сателлитами власти, и отказался сотрудничать с ними. Остальным оппозиционерам пообещал выслушать их, а республиканцев и Ираклия Аласания даже похвалил. Новоиспеченный политик также обрушился с критикой на два оппозиционных телеканала, обвинив их в скрытой работе на правящую партию. Все это вызвало бурную реакцию в обществе и оживленное обсуждение. Впрочем, в последующем Иванишвили снизил критический накал и даже принес извинения телекомпаниям, пообещав тесно сотрудничать с ними.

Буквально через 2-3 дня после появления Иванишвили на политической арене президент Саакашвили предпринял ответные действия. Под предлогом того, что бизнесмен получил французское гражданство уже после того, как в 2004 году Саакашвили своим указом дал ему гражданство Грузии (к тому времени у Иванишвили был еще и российский паспорт), грузинское гражданство у него отобрали. Соответственно, если Иванишвили не сможет вернуть гражданство, он не только не сможет участвовать в выборах, но и легально финансировать политические силы. Конечно, есть вариант, что миллиардер оформит партию на близкого родственника, и через него будет осуществлять политическую борьбу. Встречаясь 7 ноября с представителями гражданского сектора, то есть неправительственных организаций, Иванишвили рассказал о своих планах ввести в свою партию 19-летнего сына (кстати, у супруги Иванишвили также отобрали грузинское гражданство).

Но власть наверняка попытается перекрыть все обходные пути. Уже в октябре, через несколько дней после громких заявлений Иванишвили, против него и его структур были предприняты резкие шаги, вплоть до силовых действий. Как известно, полиция остановила инкассаторскую машину, которая перевозила несколько миллионов долларов валюты из одного коммерческого банка в банк "Карту", принадлежащий Иванишвили и отобрала деньги. Захват машины с деньгами был объяснен тем, что у полиции и Национального банка появились подозрения в "отмывании денег". Чуть позже представители Национального банка, под предлогом "тяжелой ситуации" в банке, вошли в "Карту" и учредили наблюдение над всеми происходящими в нем операциями. Поступали сведения, что власти вынуждают коммерческие структуры и частных лиц изымать вклады из банка и закрывать счета, провоцируя банкротство и тем самым переход банка под управление Национального банка Грузии. Несколько лет назад, в случае с другим опальным олигархом - Бадри Патаркацишвили - этот прием удался.

Но недавно бизнесмен и его сторонники "перешли в контрнаступление" на банковском фронте. Активисты некоторых неправительственных организаций развернули кампанию среди населения, призывая их открывать путь даже символические счета в банке "Карту", тем самым спасая его от атаки властей. Кроме того, распространились слухи, что те, кто в этом году откроет счет в банке Иванишвили, в случае его прихода к власти получат $20 тысяч. В результате в некоторых филиалах банка скопились толпы граждан, которые несли свои скромные сто лари и клали их на счета. По данным руководства банка, только за три дня было открыто свыше 4 тысяч счетов и вкладов.

Этот факт показывает, что у Иванишвили есть определенная популярность в народе, что не удивительно, учитывая колоссальные для масштабов маленькой Грузии объемы благотворительности. Поступают данные, что бизнесмен выдавал (и продолжает выдавать) зарплату на регулярной основе сотням и тысячам людей, в том числе актерам, певцам, писателям и другим представителям интеллигенции. Он, оказывается, финансирует также лечение и операции многих пациентов в разных клиниках Грузии. Большинство объектов, которые были восстановлены или построены в Грузии за эти годы и на торжественных открытиях которых Саакашвили резал красные ленты, также были финансированы бизнесменом.

Через несколько дней после своего нашумевшего письма в газетах Бидзина Иванишвили дал интервью агентству Reuters. В нем он изложил свои взгляды на множество проблем, в том числе внутренней и внешней политики. Что касается последней, чувствовалось, что новоиспеченный политик пытается изо всех сил рассеять предположения, что он является "российским проектом". Иванишвили заявил, что собирается продать все свои активы в России. Он также подчеркнул, что отказывается от российского гражданства и пока не получил гражданство Грузии, оставит себе только французский паспорт. Говоря о внешнеполитической ориентации Грузии, бизнесмен-политик не сказал ничего принципиально нового, подтвердив, что прозападный вектор является единственно возможным для Грузии, но при этом, по его словам, Грузии надо налаживать отношения и с Россией. Каким образом он собирается это сделать, Иванишвили не уточнил, сказав лишь, что Грузия должна найти баланс между США, Евросоюзом и Россией, чтобы согласовать на своей территории интересы всех крупных игроков.

"Связь" Иванишвили с Россией является главным пунктом "обвинений", с которыми сейчас выступает правящая партия. Главным аргументом ее представителей является то, что свои капиталы бизнесмен нажил в России и значительная часть его активов и поныне расположена в этой стране. Они также вытащили на свет тот факт, что в 1996 году Иванишвили финансировал предвыборную кампанию генерала Лебедя. Под предлогом этого националы и их сторонники истерически оповещают общество о том, что человек, который хочет возглавить Грузию, финансировал "кровавого генерала", принимавшего когда-то участие в разгоне митинга 9 апреля 1989 года (во время которого погибло около 20 человек). Сам Иванишвили объяснил свой выбор финансировать Лебедя тем, что он помогал сохранению власти Бориса Ельцина, который соперничал тогда с коммунистическим конкурентом Геннадием Зюгановым. По словам Иванишвили, так как Зюганов хотел восстановить "империю", то получается, что грузинский миллиардер придумал "хитрый план", как спасти Грузию и весь мир от "красной угрозы".

Благодаря усилиям власти и ее сторонников, Иванишвили вынужден теперь часто говорить о своей внешнеполитической ориентации и, в конце концов, он уточнил некоторые свои воззрения. В частности, миллиардер категорически отказался от идеи нейтралитета Грузии, заявив, что в нынешних условиях это нереально. Он также четко подтвердил, что в случае прихода к власти продолжит курс на сближение с НАТО, хотя признался, что вхождение Грузии в эту организацию не является близкой перспективой. При этом Иванишвили обвинил Саакашвили в том, что Грузия "отдалилась от НАТО", так как, по его словам, без проведения демократических реформ не может быть членства Грузии в этой организации, а Саакашвили создал крайне авторитарную систему правления. Насчет перспектив возвращения Грузии в СНГ, ее вхождения в Таможенный союз или другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве Иванишвили не сказал ничего, очевидно, что такую возможность он не рассматривает всерьез.

То, что Иванишвили очень хочет выглядеть умеренно прозападным политиком, но твердо следующим этому курсу, подтверждается и тем фактом, что своими партнерами в грузинском политическом спектре он выбрал чисто прозападные силы и персоны. Почти в каждом своем интервью Бизнесмен подчеркивает, что его будущая партия вступит в блок с партией, возглавляемой Ираклием Аласания и с Республиканской партией. Недавно Иванишвили сделал сенсационное заявление, сказав, что рассматривает возможность сотрудничества и с бывшим спикером парламента Нино Бурджанадзе. Это вызвало бурную и в целом негативную реакцию сторонников Иванишвили в социальных сетях, и явное неудовольствие предполагаемых партнеров миллиардера - Аласания и республиканцев. В результате пресс-служба Иванишвили поспешила заявить, что сотрудничество с Бурджанадзе не подразумевает создания предвыборного блока или какого-то объединения.

Выше мы уже упомянули, что один из сыновей Бидзины Иванишвили может формально возглавить его партию, но не остаются в стороне и другие наследники миллиардера. С самого начала появления миллиардера на политической арене ему активно помогает еще один сын, которому всего 16 лет. Он пишет музыку и тексты политического содержания, распространяет свои клипы с помощью интернета. Страница Беры Иванишвили в социальной сети Facebook намного превзошла по популярности страницу Михаила Саакашвили, которая тоже там есть. Конечно, этот факт не является отражением реальных социологических предпочтений, так как грузинский сегмент сети Facebook, хотя и довольно политизирован, носит все же развлекательный характер.

Что же дальше? Иванишвили стремительно вошел в грузинскую политику и сделал это с таким размахом, уверенно заявив об обязательной победе его партии на предстоящих парламентских выборах, что пути назад у него нет, во всяком случае, в ближайшие годы. В таком случае он выглядел бы несерьезным человеком. Но так как гражданство Грузии у него отобрано, то лично возглавить свою партию и в случае ее победы занять какой-нибудь пост в стране он, скорее всего, не сможет. Правда, есть еще возможность возвращения гражданства.

Интересно отметить, что если в интервью агентству Reuters Иванишвили жестко заявил, что без его личного участия выборы в Грузии будут нелегитимными, то за последние дни тон его заявлений на эту тему стал намного более мягким, и уже не звучит тезис нелегитимности выборов, если Иванишвили не сможет в них избираться. Активисты некоторых организаций на данный момент ведут сбор подписей граждан с требованием к властям вернуть гражданство Бидзине Иванишвили и его супруге. Несколько дней назад распространились сведения, будто за три дня было собрано свыше 100 тыс. подписей, однако 9 ноября выяснилось, что пока что собрано значительно меньше, и что многие люди боятся подписывать листы, опасаясь потерять работу или столкнуться с другими неприятностями. Впрочем, это и предполагалось, так как механизмы запугивания людей работают в Грузии все еще очень сильно и эффективно.

Учитывая этот фактор, трудно ожидать быстрого крушения нынешнего режима, как того ожидали многие граждане Грузии, пребывавшие в эйфории от появления миллиардера и мецената Иванишвили на политической сцене. Признаком такого развития событий могли бы стать громкие "предательства" в рядах националов, то есть переход кого-то из "тяжеловесных" фигур от правящей партии в будущую партию Иванишвили. Но пока такого не наблюдается. Правда, ходят разговоры, что некоторые представители низших звеньев в правящей партии, точнее, тех неформальных структур, которые работают в корпусах и в селениях и помогают партии власти контролировать ход предвыборной кампании, собираются переметнуться к Иванишвили, и возможно, так и произойдет. Но вряд ли это серьезно ослабит националов, к тому же, можно предполагать, что среди перебежчиков немало будет и "двойных агентов". Но все эти рассуждения корректны в том случае, если внешние игроки, а в случае Грузии самое веское слово за последние годы всегда говорят западные страны, особенно США, не изменят кардинально своей позиции по отношению к внутриполитическому раскладу страны.

Спекуляции на эту тему уже появились, когда аккредитованные в Грузии послы многих стран, в первую очередь США, нанесли неожиданный визит в резиденцию Иванишвили и провели там встречу с политиком-бизнесменом. Некоторые восприняли этот факт так, что США уже "сдают" Саакашвили и готовят Иванишвили на пост президента. Но подобные, довольно смелые предположения, на наш взгляд, имеют сейчас мало оснований. Признаков разложения правящей партии, как уже говорилось, пока не наблюдается, а именно этот процесс предшествовал передаче власти от Шеварднадзе к Саакашвили в 2003 году. Властная группировка в Грузии, которая состоит как минимум из трех мощных кланов, пока выглядит монолитной. Во главе этих мини-группировок власти стоят соответственно министр внутренних дел Мерабишвили, министр юстиции Адеишвили, и есть еще группировка братьев Ахалая, один из которых возглавляет министерство обороны. Хотя журналисты часто рассказывают истории о дрязгах и разборках между этими кланами, но ни один из них не переметнулся к Иванишвили, и по-видимому, не намерен делать это в ближайшем будущем. Кстати, в самом первом своем обращении Иванишвили уделил много внимания персоне министра внутренних дел Мерабишвили и советовал ему подать в отставку. Однако, по всей видимости, последнего мало волнуют подобные "рекомендации".

Непонятна и причина, по которой американцы пошли бы на слом нынешнего правящего режима в Грузии и форсированную передачу власти от Саакашвили к Иванишвили и его партнерам. Это вызвало бы довольно бурные процессы в Грузии, а американцы, которые и так плотно заняты процессами на Ближнем Востоке и Северной Африке, вряд ли горят желанием заиметь еще одну головную боль - теперь уже на Кавказе. К тому же никто не знает, сможет ли Иванишвили управлять страной, несмотря на свой опыт в бизнесе. Его политические партнеры, на которых он сейчас делает ставку - Аласания и республиканцы - довольно слабы и не обладают серьезной поддержкой в обществе, особенно в регионах. Наверно, европейцев и американцев волнует то, что Саакашвили слишком засиделся и его режим все менее походит, даже чисто внешне, на так называемую либеральную демократию. Но в нынешние смутные времена уже всем не до соблюдения таких "приличий". Поэтому можно ограничиться вбросом в политическую систему новой силы, которая оживит ситуацию и создаст некую интригу на выборах. Это позволит западным странам признать следующие выборы "шагом вперед" в демократическом строительстве и произнести традиционные слова о том, что Грузия продолжает движение на пути реформ. Ну, а на то, что Саакашвили, после 10-летнего президентства, вероятно, перескочит в кресло премьер-министра, можно закрыть глаза и объяснить подобную "недемократичность" пресловутой "русской угрозой". Хотя Михаил Саакашвили сейчас заявляет, что его не интересует кресло премьер-министра, эти заявления надо воспринимать осторожно, так как до выборов еще почти год, и эти слова к тому времени мало кто вспомнит.

Гурам Шария (Тбилиси)