Публикация 18 октября 2011 года ИА REGNUM моей статьи "Стратегия Путина, откровения Азнавура и будущее Армении" удостоилась достаточно обстоятельных комментариев со стороны известного азербайджанского политолога и политика Зардушта Ализаде, который в пространном интервью ИА REGNUM от 22 октября ("На Южном Кавказе цивилизационный уровень народов упал до катастрофической степени") воспользовался информационным поводом для изложения собственных взглядов по широкому кругу актуальных вопросов, в том числе, возможностям урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Спустя несколько дней, 26 октября, ИА REGNUM опубликовало письмо в редакцию экономического обозревателя ТВ "Армньюз" и газеты "Жаманак" Грайра Манукяна, в котором автор "уличает" азербайджанского политолога в желании "уговорить армян не присоединяться к проекту Евразийского союза Путина" и категорически возражает против попыток "приписать армянам тюркофобию" (см.: "Зачем Зардушт Ализаде приписывает армянам тюркофобию?"). В ответ на письмо армянского журналиста Зардушт Ализаде 1 ноября дал ИА REGNUM второе интервью (см.: "Выходит не было обоюдных этнических чисток, пыток заложников и военнопленных, тысяч убитых"), в котором, в частности, заявил: "Насколько я помню, я не уговаривал армян не присоединяться к проекту президента Путина. Ранее господин Ованнисян своей политологической статьей пригласил читателей к обсуждению данного вопроса. Вот я и откликнулся. Просто высказал свое скромное мнение о том, что этот проект носит сугубо предвыборный характер. Я же не знал, что приглашение к обсуждению было только для армян, и что мнение азербайджанца будет воспринято как подкоп под благородный имидж армянского народа".

Смею заверить и господина Ализаде, и всех читателей ИА REGNUM, что мое приглашение к серьезному обсуждению опубликованной в "Известиях" статьи премьер-министра РФ В.Путина "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня" адресовано представителям всех без исключения народов бывшего Советского Союза. По моему глубокому убеждению, проблемы, с которыми мы столкнулись после распада СССР и которые я попытался частично обрисовать на примере моей родной Армении - чудовищная коррупция, обнищание подавляющего большинства населения, сосредоточение национального богатства в руках горстки олигархов, клановость и семейственность в кадровой политике, разгул преступности и бандитизма, криминализация власти, углубляющееся отчуждение граждан от собственных "национальных государств" и, как следствие этого, их паническое бегство в поисках лучшей доли в ближнее и дальнее зарубежье - являются по своей сути идентичными во всех без исключения постсоветских странах.

Наивно полагать, что в Азербайджане дела идут лучше, чем в Армении. Буквально на днях были опубликованы данные ООН о человеческом развитии, по которым Армения опережает всех своих соседей, в том числе Азербайджан и Турцию, но лишь безответственные политики могут на этом основании делать вывод о том, что у нас дела обстоят лучше, чем у соседей. Потому что все три южно-кавказских государства действительно в "цивилизационном плане", как справедливо отмечает в своем интервью мой азербайджанский коллега, "где-то рядышком с Зимбабве". И совершенно неважно, в какой степени "рядышком" - чуть в меньшей или чуть в большей.

Будучи в основном согласным со своим азербайджанским коллегой в том, что за последние двадцать лет "цивилизационный уровень" наших стран упал до катастрофической степени, считаю необходимым уточнить: речь должна идти о "цивилизационном уровне" образовавшихся в постсоветский период новых элит, а не самих народов. Цивилизационный уровень наших народов не в пример "цивилизационному уровню" наших элит все еще достаточно высок, свидетельством чего как раз и являются данные ООН, в соответствии с которыми по человеческому развитию Армения пока опережает такую благополучную по своим макроэкономическим показателям страну, как Турция. Историческим парадоксом является то, что наши новые политические элиты столь бездарно распорядились наследием, которое получили от советского прошлого, прежде всего наличием сплошь грамотного населения, высококвалифицированных инженерных кадров, ученых и специалистов. В определенной своей части эти люди до сих пор остались на родине и продолжают надеяться на лучшую долю - элементарную востребованность со стороны новоявленных "кормчих"...

В оценке стоящих перед нашими народами проблем между моей позицией и позицией моего азербайджанского коллеги, как видит читатель, принципиальных различий нет. Принципиальное расхождение между нами касается оценки возможностей решения этих проблем на путях предлагаемой Владимиром Путиным реинтеграции постсоветских государств на новой основе - реализации проекта создания Евразийского союза как интеграционного "кирпичика" в здании Большой Европы. Путинская логика вполне ясна и весьма прагматична: зачем нам, наступая друг другу на пятки и толкаясь, обивать пороги Европейского Союза в бесплодных попытках на правах "бедных родственников" пробиться в этот элитный клуб, куда в обозримой перспективе нас не собираются впускать, когда можно путем объединения "быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу". Если цель одна и та же - полноценная и полноправная интеграция со странами Европейского Союза, - то почему не идти к этой цели вместе? И почему уважаемый Зардушт Ализаде называет концепцию В.Путина "прожектом"? Ведь те же Армения и Азербайджан в 2001 году вместе, одновременно стали членами Совета Европы, и все европейские инстанции не только приветствовали, но и добивались, рассматривая в качестве необходимого условия, одновременности интеграции наших стран в эту авторитетную европейскую структуру. В качестве представителя правящего в то время в Армении политического блока "Единство" в составе армянской парламентской делегации в ПАСЕ я непосредственно участвовал в совместной работе по подготовке вступления наших стран в Совет Европы, и могу подтвердить, что вместе этот путь мы прошли весьма достойно и, несомненно, во благо наших народов.

Если оценивать статью В.Путина не с позиций "национальных" политических элит, заинтересованных в присвоении бесконтрольного "права" грабить собственные народы, то следует признать, что никакого "прожектерства" в ней нет, что речь в ней идет об обосновании вполне реалистичной стратегической цели. Другое дело, что российскому руководству во главе с В.Путиным на пути к достижению этой цели следует уповать не на взаимопонимание эгоистических политических элит, сформировавшихся на волне разрушения Советского Союза, ограбления собственных народов, удерживающих свою власть за счет насаждения ксенофобии, враждебности к соседним народам, но необходимо через головы этих ненавистных для собственных граждан элит искать и находить поддержку у самих народов наших стран.

Сегодня граждане ищут защиту от насаждаемого собственными элитами беспредела в европейских инстанциях. Посмотрите, сколько скопилось исков от тысяч и тысяч граждан наших стран в Европейском суде. Люди годами вынуждены ждать, пока наступит очередь рассмотрения их исков. Многим попросту не удается дожить до этого времени. Если правовым инстанциям нового Евразийского союза - по определению В.Путина, "мощного наднационального объединения" - действительно удастся взять хотя бы часть этого бремени по защите прав простых граждан наших стран на себя, реинтеграция получит такие импульсы народной поддержки, против которых автократические байские устремления местных элит окажутся бессильны...

Судя по всему, уважаемый Зардушт Ализаде сам не верит в то, о чем неоднократно заявляет в своих интервью, утверждая, мол, проект В.Путина "носит сугубо предвыборный характер". В уже процитированном в начале настоящей статьи отрывке из его второго интервью он буквально говорит: "Насколько я помню, я не уговаривал армян не присоединяться к проекту президента Путина". Не премьера, но уже президента? Нет, это не оговорка или, вернее, это такая оговорка, которая отражает действительное понимание моим азербайджанским коллегой того несомненного факта, что В.Путин не нуждается ни в каких предвыборных ухищрениях и заигрываниях с избирателями, являясь безусловным фаворитом предстоящей президентской избирательной кампании в РФ.

Наивно полагать, что В.Путин, признанный на днях журналом "Форбс" по своей влиятельности вторым после действующего президента США человеком на планете, нуждается в "спекулировании на чувстве ностальгии избирателей" и именно с целью "эксплуатации этой выгодной предвыборной темы", как пытается в своих интервью заверить читателей Зардущт Ализаде (см.: ИА REGNUM, 22 октября), выдвинул проект создания Евразийского союза. Интересно, что буквально через несколько абзацев после этих неуклюжих попыток как-то преуменьшить реальное значение и стратегическую нацеленность путинской статьи, представить ее своеобразной данью ностальгическим чувствам российских избирателей, азербайджанский политолог сам ударяется в откровенную ностальгию. "Из последних ста лет истории,- утверждает он,- азербайджанцы и армяне воевали 25 лет, а жили мирно 75. Взгляните на наши медиа, на наши учебники. Сколько места в них уделено этим 75 годам мирной жизни? Сколько добрых слов мы сказали друг о друге и друг другу?". Не стану упрекать моего азербайджанского коллегу в "проимперской ностальгии", хотя совершенно очевидно, что из этих 75 лет мирной жизни, по крайней мере 65 лет пришлись на время совместной жизни наших народов в Советском Союзе. Просто замечу, что эти действительно добрые и светлые воспоминания, которые лично мне близки и понятны, никак не вяжутся с обвинениями Армении в том, что она "продолжает быть форпостом недружественной державы, бывшей империи, вооружающей и науськивающей народы друг на друга".

Армения сегодня действительно является чем-то вроде осажденной крепости, однако вовсе не по своей вине или по вине своего стратегического союзника - России. "Форпостное" положение Армении обусловлено блокадой со стороны Турции и Азербайджана, постоянной агрессивной милитаристской риторикой и угрозами со стороны официального Баку. Неужели моему коллеге-политологу непонятно, что чем больше вооружений накапливает Азербайджан, чем громче бряцает оружием и расточает угрозы возобновления военных действий, тем меньше остается шансов на выведение армянских сил самообороны из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха? Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять: Армения, не говоря уже о Нагорно-Карабахской Республике, маленькая страна, которая в случае войны, не имея глубины тыла, рискует целиком превратиться в театр военных действий - фактически в сплошной фронт. В условиях, когда официальный Баку с сумасшедшим остервенением наращивает гонку вооружений, обзаводится самыми современными типами оружия массового поражения, надо быть самоубийцами или идиотами, чтобы вывести силы самообороны из прилегающей к Нагорному Карабаху и Армении зоны безопасности (по терминологии азербайджанской стороны, "оккупированных территорий"), тем самым уменьшив и без того мизерную глубину собственного тыла.

В памяти нынешнего поколения армян весьма свежи воспоминания о том, как во время развязанной в 90-е годы Азербайджаном войны именно с этих "оккупированных территорий" официальный Баку обстреливал из установок "Град" не только столицу Нагорного Карабаха город Степанакерт, но и Сюникскую область Армении, включая областной центр - город Капан. Предлагаю моим азербайджанским коллегам подумать над этим, поставив себя на наше место. Я уверен, что при честном подходе они признают: оказавшись на нашем месте, в существующих условиях они ни за что не пошли бы на сокращение глубины собственного тыла. Поэтому пенять надо не на нас или нашего стратегического союзника, а на милитаристский угар руководства собственной страны.

Согласен с тем, что "фобии успешнее всего лечатся через контакт и взаимодействие с предметом или человеком, вызывающим страх". Но почему в таком случае Азербайджан и Турция отказались от участия азербайджанских и турецких детей в конкурсе детского Евровидения, который пройдет 2-3 декабря в Ереване? Уж не потому ли, что на предыдущем конкурсе Евровидения победителем стал маленький Владимир - уроженец Карабаха? О каких контактах и сотрудничестве между гражданами наших стран можно мечтать, если даже детям, которые не обязаны нести в своих душах бремя вражды между ослепленными ненавистью родителями, запрещают общаться, дружить и радоваться непричастностью к "ошибкам отцов и поздним их умом"?

Да, нам с Зардуштом, действительно, есть о чем вспомнить - о светлом и добром между армянами и азербайджанцами старшего поколения. Я вот с теплотой вспоминаю профессора МГУ, известного азербайджанского литературоведа Азиза Алиевича Шарифа, его жену-армянку Марию Алексеевну, его зятя - грузина и внука - друга моего детства Сандро, в жилах которого течет кровь наших трех южно-кавказских народов. Зачем лишать нынешних детей возможности иметь в будущем столь же добрые и светлые общие воспоминания? Может быть, именно ностальгия по доброму и светлому, рационализированная "на новой ценностной, политической, экономической основе" и перенесенная в будущее, как раз станет тем спасательным кругом, который вытащит нынешнее поколение армян и азербайджанцев из пучины вражды и ненависти? Надо ли в таком случае высокомерно шуметь о мнимом "прожектерстве" В. Путина и невозможности реинтеграции постсоветских стран на новой, обращенной в будущее европейской и евразийской основе? В.Путин дает нам шанс и грешно его не использовать во благо примирения наших народов.

Армянский народ свой выбор сделал. Мы за европейскую интеграцию Армении. Мы искренне стремимся стать частью объединенной Европы, но не вопреки, а вместе со своим стратегическим союзником - Россией. Поскольку стержнем, несущей идеей путинского проекта создания Евразийского союза, является совместное продвижение по пути европейской интеграции, Армения, если даже не в лице сегодняшних своих руководителей, то, несомненно, уже в самой ближайшей перспективе и по воле нашего народа, примет активное участие в реализации этого важного проекта, нацеленного на преодоление негативных последствий распада Советского Союза - в том числе, разрушительных этнополитических конфликтов.

Амаяк Ованнисян - президент Ассоциации политологов Армении