Ценное признание чиновника УФМС Ленинского района г. Смоленска Захаренко Олега Григорьевича

"Папа, это военная база?" - показывает рукой на мрачное, обнесенное мощной стеной здание на окраине Минска мальчуган лет шести. "Нет, это не военная база, сынок, это посольство России", - поясняет отец. Этот примечательный диалог, произошедший недавно в одном из минских трамваев, показывает, какие неожиданные ассоциации рождает новое здание посольства России в Беларуси у молодых неискушенных минчан, не знакомых с цветами российского флага.

Посольство России в Минске действительно напоминает военную базу или, как минимум, нечто похожее на диппредставительства США во враждебных и опасных для янки странах. Сходство с режимным военным объектом российскому посольству придает не только усиленный режим безопасности, но и поведение его сотрудников, дозвониться до которых и получить требуемую информацию зачастую бывает невозможно.

В последнее время в России начали больше говорить о русских как о разделенном народе; стала чаще звучать критика этнократических элит ряда постсоветских государств, дискриминирующих местное русское население. Но есть и другой важный фактор, серьезно осложняющий положение тех граждан России, которые постоянно проживают за пределами своей исторической родины. Речь идет о российской бюрократии, которая может смело соперничать с русофобскими элитами постсоветских стран в умении отравлять жизнь местному русскому населению. В любом случае, искусство превращать мелкие технические вопросы в большие проблемы, для решения которых требуется затратить большой объем сил, средств и времени, освоено отечественной бюрократией в совершенстве. Один из примеров - банальный обмен внутреннего российского паспорта, который любой законопослушный гражданин РФ должен совершить по достижении им 45-летнего возраста. Для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами России, эта, на первый взгляд, нехитрая процедура может превратиться в длительную и мучительную головоломку.

Российские граждане, проживающие в Беларуси, сталкиваются с проблемой уже в самом начале, когда нужно позвонить в консульский отдел посольства России в Минске и узнать, что необходимо делать в этом случае. После долгих и бесплодных часов непрерывного "дозвона" раздраженный голос сотрудника консульской службы российского посольства первоначально воспринимается как чудо. Но это чудо быстро проходит, когда сотрудник посольства объясняет, что посольство России в Минске не занимается обменом внутренних паспортов граждан РФ, проживающих в Беларуси, и что для обмена паспорта нужно ехать в ближайший отдел Федеральной Миграционной Службы (ФМС) на территории России - либо в Смоленск, либо в Брянск.

Те, кто посетил учреждения ФМС в Смоленске для обмена паспорта, возвращаются с массой впечатлений - увы, в основном негативных. Прибыв в Смоленск чаще всего поездом, жаждущий обменять свой паспорт отправляется сначала в паспортно-визовый сервис ФМС по улице Нахимова, 21 и тратит на поиски этого тщательно законспирированного заведения изрядное количество времени, так как даже коренные смоляне, живущие на этой улице, затрудняются объяснить, где это находится. Заполнив анкету в паспортно-визовой службе и заплатив 200 рублей госпошлины, законопослушный проситель отправляется в ближайшее территориальное управление ФМС на ул. Нахимова 33 для подачи анкеты и прочих документов на оформление нового паспорта. Одному из недавних визитеров из Минска в Смоленск по паспортному вопросу очень не повезло - придя с уже готовыми документами для подачи на оформление паспорта в УФМС Ленинского района г. Смоленска он узнал от местного чиновника Захаренко Олега Григорьевича о том, что он явился в неприёмный день и нужно прийти завтра. В ответ на робкую просьбу просителя пойти навстречу, поскольку ехать ради подачи документов на обмен паспорта пришлось аж из Минска, Олег Григорьевич Захаренко не очень любезно пробурчал, что его совершенно не интересует, кто, откуда и зачем приехал - расписание превыше всего...

Кстати, заранее найти информацию о расписании работы не так просто, поскольку в Интернете она отсутствует, а дозвониться до управлений ФМС в Смоленске ничуть не проще, чем дозвониться в посольство России в Минске. Лаконичный ответ Олега Григорьевича, выдержанный в лучших традициях продавщиц ликероводочных отделов старых советских гастрономов, весьма архетипичен и потому особенно ценен, ибо в простой и доступной форме иллюстрирует истинное отношение отечественного чиновника к проблемам соотечественников за рубежом.

Получив категорический "от ворот поворот" в УФМС Ленинского района г. Смоленска, где добросовестно несет свою нелегкую чиновничью службу Олег Григорьевич Захаренко, проситель может попытать счастья в других управлениях ФМС в Смоленске, где их несколько. Однако даже если ему повезет и отдел, принимающий документы на обмен паспортов, будет работать, очереди в этих учреждениях таковы, что можно впустую простоять до окончания рабочего дня и в итоге так и не попасть на прием. Сами смоляне, стоящие в очередях по своим делам в местных ФМС, откровенно говорят о том, что организация работы в этих учреждениях отвратительна и что в них можно снимать фильмы о жизни в сумасшедшем доме. Но житель Смоленска, не попав на прием в первый день, имеет возможность прийти для решения своего вопроса на следующий день. Для граждан России, постоянно проживающих в Беларуси, проблема стоит куда острее, так как до Смоленска им нужно сначала добраться на поезде, билеты на который, во-первых, не всегда бывают, а во-вторых, стоят немалых денег. Поездка в Смоленск на автомобиле тоже сопряжена с приличными затратами времени и средств. Для тех, кто постоянно работает, и кому не так просто отпроситься на пару дней с работы, решение проблемы многократно усложняется.

Впрочем, все относительно и граждане РФ, живущие в Беларуси, находятся в куда лучшей ситуации, чем, скажем, их соотечественники, постоянно проживающие в Ашхабаде, Ташкенте или Бишкеке. Добраться из столиц Туркменистана, Узбекистана или Киргизии в ближайшее для них управление ФМС России - а это территория южной Сибири - куда дольше и сложнее, чем из Беларуси в Смоленск. Поэтому проблема банального обмена паспорта в связи с достижением 45-летия для граждан России в Центральной Азии становится колоссальной проблемой.

Опыт посещений смоленских УФМС дает богатую пищу для сравнения качества российской и белорусской бюрократий. Это сравнение российское чиновничество полностью проигрывает - при всех своих недостатках, белорусский бюрократический аппарат выглядит в целом эффективнее, конструктивнее и, пожалуй, дружелюбнее российского. Вынужденные экскурсионные поездки в Смоленск по линии местного ФМС вряд ли будут способствовать росту патриотической ностальгии у граждан России, постоянно проживающих на территории Беларуси.

* * *

В последнее время проблема соотечественников за рубежом стала удобным, эффективным и потому востребованным инструментом для получения политических дивидендов, солидных должностей и немалых бюджетных средств с их последующим аппетитным "освоением". В своей "презентационно-фуршетной" части помощь соотечественникам давно и успешно идет полным ходом, о чем периодически и с большой помпой информируют средства массовой информации. Но в сфере оказания конкретной помощи в решении многочисленных практических вопросов, стоящих перед гражданами России, живущими за ее пределами, делается крайне мало, может быть - вообще ничего.

"В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России, там - вековая тишина...", - писал Н.А. Некрасов о современных ему российских реалиях. Хотелось бы, чтобы вместо телевизионного шума и грома нынешних политических витий о соотечественниках за рубежом было больше конкретной и действенной помощи. Начать можно с малого - например, с решения вопроса о выдаче внутренних российских паспортов гражданам России за рубежом (хотя бы только в странах СНГ, где их больше всего) в соответствующих российских посольствах, избавив тем самым соотечественников от сомнительного удовольствия ехать за тридевять земель без какой-либо гарантии положительного решения их вопроса.