24 октября, в Нью-Йорке на заседании Генассамблеи ООН состоялось повторное голосование по выборам последнего непостоянного члена Совета безопасности ООН - от группы восточноевропейских государств. Согласно регламенту, выборы непостоянных членов осуществляются тайным голосованием. На это место претендовали три страны - Азербайджан, Венгрия и Словения. После того как Венгрия сняла свою кандидатуру, на голосование были выдвинуты Словения и Азербайджан. В ходе первого раунда голосования Азербайджан набрал 116 голосов, а Словения - 77. Однако в связи с тем, что ни одна из сторон не набрала необходимые 129 голосов, был назначен новый раунд голосования. Но еще до начала очередного раунда голосования, министр иностранных дел Словении Самуэль Збогар, заявил, что представляемая им страна отозвала свою кандидатуру в непостоянные члены Совбеза ООН.

В результате этого в ходе последнего голосования, Азербайджан впервые в своей истории стал непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2012-2013 гг. За Азербайджан проголосовали 155 стран, 24 страны воздержались, 13 по-прежнему проголосовали за снявшую свою кандидатуру Словению. Напомним, что ранее по итогам голосования, новыми непостоянными членами СБ ООН стали также Гватемала, Марокко, Того и Пакистан. Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных членов - США, России, Великобритании, Франции и Китая и 10 непостоянных членов, которые избираются на два года. В отличие от постоянных членов, они не обладают правом вето, но в остальных вопросах имеют равные права с бессменной пятеркой стран, членов Совбеза ООН.

Еще в процессе выдвижения кандидатуры Азербайджана в непостоянные члены Совбеза ООН и в период голосования, ряд российских и армянских СМИ с опасением высказались относительно перспектив раскрывающихся перед официальным Баку в случае членства страны в Совбезе ООН. Основным лейтмотивом подобных опасений, стало то, что Азербайджан может использовать свое членство в Совбезе как рычаг давления на Армению в вопросе разрешения продолжающегося более 20 лет армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. К примеру, российский эксперт, президент научного общества кавказоведов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Александр Крылов, в интервью армянским СМИ посчитал, что "Азербайджан стремится в Совбез ООН, чтобы "насолить" Армении".

По мнению Крылова, за 20 лет Азербайджан добился весьма значительных успехов на международной арене, и его соседям не следует недооценивать этот факт. По его словам, результаты голосования служат наглядным тому примером. "Можно относиться к тем или иным странам без симпатии, но очень опасно недооценивать потенциал соседа, тем более, если в отношениях с ним имеются большие проблемы", - заявил Крылов. "Трибуна Совбеза ООН дает новые возможности для ведения дипломатической и информационной войны против Армении. Эта война ведется Азербайджаном уже многие годы и постепенно приносит свои плоды. Вся Европа завалена переведенной на многие языки азербайджанской литературой. На фоне пассивности армянской стороны, Азербайджан внедряет собственную трактовку истории конфликта, продвигаясь в плане дискредитации Армении как государства "агрессора" и "оккупанта", - отметил Крылов. По мнению эксперта, в случае получения Азербайджаном статуса непостоянного члена СБ ООН, начнется "новое дипломатическо-пропагандистское наступление на Армению". "Это будет делаться с целью добиться от нее односторонних уступок, а потом и капитуляции по проблеме Карабаха", - сказал ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, указывая на очевидность того, что Азербайджан в качестве непостоянного члена СБ ООН создаст много дополнительных проблем Армении. По мнению Крылова, в плане политического лоббизма, разнообразия форм информационно-пропагандистской войны, масштаба имиджевых мероприятий и т.п., азербайджанский опыт может оказаться для Армении весьма ценным.

Другой российский эксперт - обозреватель ИА REGNUM Станислав Тарасов, придерживается иного мнения и считает, что "вряд ли непостоянное членство в Совбезе ООН продвинет Азербайджан в направлении урегулирования карабахского конфликта в свою пользу". "Для Азербайджана, статус непостоянного члена Совета безопасности ООН - это вопрос международного престижа страны. Поэтому набранные им на первых выборах 113 голосов, среди которых есть и голос России, можно отнести к определенному успеху азербайджанской дипломатии. К тому же, Азербайджан играет заметную роль в развитии сотрудничества в прикаспийско-кавказском регионе, где разворачиваются сложные геополитические процессы. Но это в самом широком контексте. Если же говорить о новых возможностях в случае избрания в непостоянные члены СБ ООН, в плане, скажем урегулирования карабахского конфликта в свою пользу, то вряд ли это членство продвинет Баку в этом направлении. Более того, Азербайджан могут более активно подталкивать в сторону принятия уже разработанных Минской группой ОБСЕ принципов урегулирования этого конфликта" - заявил Станислав Тарасов.

Однако в этом вопросе позицию официального Баку сразу после голосования и избрания Азербайджана непостоянным членом СБ ООН в Нью-Йорке высказал глава МИД Эльмар Мамедъяров. "У Азербайджана имеются некоторые вопросы, которые можно вынести на повестку дня Совета Безопасности ООН. Одним из основных вопросов является вопрос о международной безопасности и мире", - отметил Мамедъяров. Министр в качестве других важных вопросов подчеркнул вопросы помощи бедным странам, окружающей среды и мультикультурализма: "Как страна с сильной и развитой экономикой, мы понимаем, что обязаны, помочь бедным странам".

Что касается нагорно-карабахской проблемы, министр заявил, что "внесение этого вопроса в повестку дня Совбеза, зависит не только от нашего желания и воли, а также от всех привлеченных в конфликт сторон". То есть глава МИД Азербайджана четко дал понять, что официальный Баку продолжит в прежнем формате - в рамках МГ ОБСЕ мирные переговоры по разрешению нагорно-карабахского конфликта. Возможно, продолжение переговоров в формате МГ ОБСЕ и было одним из условий для Азербайджана со стороны ведущих держав, в первую очередь США и России, взамен на поддержку кандидатуры Азербайджана в непостоянные члены Совбеза ООН. Отметим, что США и Россия являются странами-сопредседателями МГ ОБСЕ по разрешению карабахского конфликта. У России с Азербайджаном достигнуто согласие относительно транзитных маршрутов поставок газа в Европу, в связи с чем Москва видимо и не была изначально намерена чинить препятствия членству Азербайджана в СБ ООН. По поводу позиции и интересов США на голосовании в Нью-Йорке мы скажем вкупе с третьим сопредседателем - Францией.

Дело в том, что на голосовании в Совбезе ООН французская сторона сперва делала все, чтобы не дать Азербайджану набрать нужное количество голосов. По информации американского портала "Репортер" со ссылкой на дипломатические источники, стало известно, что в прошедшие выходные в Нью-Йорке, французские дипломаты активно лоббировали по всему миру кандидатуру Словении для избрания непостоянным членом Совета безопасности ООН.

Далее, по поводу хода голосования американское издание пишет: "После перерыва голосование продолжилось. С каждым новым туром Азербайджан перетягивал на свою сторону все больше и больше стран. По мнению наблюдателей, победа Баку была близка. Однако вмешательство Франции, потребовавшей обеспечения синхронного перевода на французский, фактически прервало наступательный ход голосования в пользу Баку. В итоге, выборы перенесли на понедельник". Однако в итоге Словения сняла свою кандидатуру, по всей видимости, по настоянию США, которые в самый последний момент, в кулуарах Совбеза выступили с поддержкой кандидатуры Азербайджана.

Причину такого поведения США, попытался объяснить в интервью SalamNews азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. По мнению политолога, "последнее слово" в вопросе непостоянного членства Азербайджана в Совбезе ООН - за США. "Я так думаю, что среди вопросов, которые недавно решали высокопоставленные дипломаты в ходе поездки в Баку, было зондирование мнения - поддержит или нет Азербайджан, право Палестины быть полноправным членом ООН", - отметил он. В случае, если Азербайджан признает независимость Палестины, продолжил он, США и страны-государства, голосующие вместе с ними, воздержатся от голосования в поддержку кандидатуры Азербайджана в непостоянные члены Совбеза, считает политолог. По мнению З.Ализаде, последние 20 лет показали, что ООН, как международная структура, потеряла свой вес и влияние в мире. "Членство в Совете безопасности ООН Азербайджану ничего не даст, результаты этого шага будут равны абсолютному нулю", - сказал эксперт, добавив, что членство в Совете никак не сможет отразиться на урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Насколько верно суждение З.Ализаде о том, что в кулуарах Совбеза между американской и азербайджанской сторонами состоялся торг относительно полноправного членства Палестины в ООН, покажет время. В любом случае, можно сказать, что Азербайджан, еще раз показал, что имеет свое место и вес не только в региональной, но и международной политике, в частности в таких щепетильных вопросах, как арабо-израильский. Еще один из интересных нюансов, имевших место в рамках гонки за место в непостоянные члены Совбеза ООН, раскрыл общественности президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая 24 октября в ходе заседания Кабинета Министров страны. "Возможно, азербайджанская общественность не знает об этом. Могу сказать, что на предварительном этапе Армения наряду с нами также внесла свою кандидатуру. Однако несколько месяцев назад, наверное, там подумали и поняли, что они не в состоянии конкурировать с Азербайджаном на дипломатической арене, и очень тихо, бесшумно отозвали свою кандидатуру", - отметил азербайджанский президент.

Ильхам Алиев выразил надежду на то, что и в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта Армения продемонстрирует такой же подход, вновь подумает и взвесит все факторы. "Надеюсь, что в Армении осознают, наконец, что они не могут и не смогут конкурировать с Азербайджаном ни в одной области. Чем раньше они это поймут, тем лучше для них. Так как не исключено, что их политический и дипломатический крах, неудача на выборах в Совет Безопасности ООН, не ограничатся лишь дипломатической ареной. Азербайджан - сильное государство, и соседи сильных государств обычно хотят дружить с ними", - подчеркнул глава Азербайджана. Подведя итоги, следует отметить, что по большому счету, избрание Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН на 2012-2013 гг., может иметь большую практическую пользу как для стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Прикаспийского региона, так и для соседних регионов. Активное участие в работе и подготовке различных проектов, программ и документов в Совбезе ООН, позволит Азербайджану шире вовлекать в них страны региона, а также заострять внимание мировой общественность на региональных проблемах. А что касается опасений относительно возможного злоупотребления Азербайджаном своим статусом в Совбезе ООН во вред Армении, то это не что иное как попытка некоторых представителей экспертного сообщества спекулировать и играть на фобиях армянских властей и общества относительно армяно-азербайджанского конфликта.

И без Совбеза ООН, у Азербайджана есть немало рычагов: экономических, дипломатических, политических и иных для влияния на позицию Армении по карабахскому вопросу. До сих пор не выполнены 4 резолюции Совбеза ООН о немедленном выводе армянских войск с азербайджанских территорий, что лучше всего демонстрирует отношение этой организации к армяно-азербайджанскому конфликту. На данном этапе нет альтернативы формату МГ ОБСЕ в вопросе продолжения мирных переговоров по разрешению карабахского конфликта, и если Азербайджан хотел бы искать иной формат или способ разрешения конфликта, то первым делом дал бы об этом знать странам-сопредседателям. Тем более, что все они: США, Россия и Франция являются членами Совбеза ООН и от перестановки слагаемых, то бишь смены формата МГ ОБСЕ на Совбез ООН, сумма держав, заинтересованных быть вовлеченными в рутину разрешения карабахского конфликта, фактически не изменится.