Public.Ru: Новое слово во власти
Период президентства Дм. Медведева значительно обогатил политическую лексику. Яркой стилистикой речи, неологизмами и крылатыми выражениями руководители государства не раз "радовали" электорат, вдохновляли на словотворчество журналистов и блогеров. Подняты из небытия малоупотребляемые единицы речи, а также внелитературная узкосоциальная лексика. "Тандем", "преемник", "модернизация", "инновации", "полиция", "вертикаль власти", "кошмарить бизнес", "принуждение к миру", "чистый демократ" и даже "околокремля" и "медвепутия" - понятия, вошедшие в нашу жизнь и неоднократно зафиксированные в СМИ. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование информационного поля российской прессы и выявила те имена, эпитеты, определения и термины, которые присутствуют в СМИ с начала 2011г. рядом с именами премьер-министра и действующего президента и формируют облик публичной персоны.
За последние годы мы уже привыкли к активному использованию в политическом контексте слова "тандем". Причем популярность этого термина продолжает неуклонно расти.
Упоминаемость слова "тандем" в российских СМИ.
Прошедший в конце сентября XII предвыборный съезд партии
Период "тандемного правления" происходит в России уже довольно продолжительное время и традиционно наибольшее внимание СМИ уделяют действующему Президенту. Так и в 2011 году, несмотря на заявление Дм. Медведева о том, что "рейтинг В. Путина несколько выше...", в абсолютном отношении по количеству упоминаний лидирует именно он.
Однако, несмотря на то, что и президент и премьер публично декларируют "близкие убеждения и совпадение позиций по большинству стратегических вопросов развития страны", каждый из них играет свою роль на как на политической арене, так и страницах периодических изданий. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru оценила термины, эпитеты, политические характеристики и исторические ассоциации, в контексте которых наиболее часто "звучали" 2011 году имена премьер-министра и президента.
Так, "решительным" в прессе называются обе персоны (330 и 340 упоминаний), эпитет "лидер" со значительным перевесом употребляется по отношению к В. Путину, нежели к Д. Медведеву (1676 и 765 соответственно).
Определение "жесткий" в прессе 2011 года, также в равной степени фигурирует рядом и с именем президента и с именем премьера, но по отношению к Дм. Медведеву несколько чаще (1224 и 1104 соответственно). Этот отрыв стал особенно заметным после сентябрьского съезда партии "Единая Россия". Действия и заявления президента после съезда пресса, чаще обычного, характеризовала, как "жесткие".
Почти с одинаковой частотой СМИ в 2011 году употребляли по отношению к Дм. Медведеву и Вл. Путину такие эпитеты, как "активный", "честный", "искренний", "умный". Политические характеристики "демократ", "либерал", "патриот" примерно в три раза чаще употребляется в СМИ по отношению к Дм. Медведеву.
Также преобладают в прессе по отношению к Президенту такие характеристики, как "реформатор", "модернизатор", "западник", "технократ". Дм. Медведев с подачи СМИ выглядит более "гибким", чем Вл. Путин. Эта характеристика в 2.5 раза чаще встречается в связи с именем президента, нежели премьер-министра.
Эпитет "авторитарный" в 8 раз чаще, в средствах массовой информации, употребляется по отношению к премьер-министру Вл. Путину (240 упоминаний против 30 соответственно). Лидерство премьер-министру принадлежит и по упоминанию в СМИ рядом с его именем эпитетов "спортсмен", "консерватор", "мужик", "опытный политик", "державник". Эти характеристики фигурируют в прессе примерно в 4,5 раза чаще по отношению к Вл. Путину.
Необычность формы правления в современной России и попытки объяснить электорату "кто есть кто" в правящем тандеме неоднократно побуждали как российских, так зарубежных экспертов проводить ассоциации с историческими или известными личностями. На страницах СМИ политологи неоднократно "оценивали" президента Медведева как продолжателя идей Горбачева, называя модернизацию - "перестройкой-2". С М. Горбачевым действующий президент сравнивается в прессе и по части риторики: "перезагрузка" вызывает ассоциации с "новым мышлением", "модернизация" с "ускорением", "борьба с коррупцией" - с "борьбой с бюрократизмом", "административная реформа" - с "коренной перестройкой управления".
Также СМИ ставят Дм. Медведева в один ряд с такими историческими лидерами как
Премьер-министр Вл. Путин удостоился в прессе не менее замечательных ассоциаций с явными или тайными лидерами различных исторических эпох. Например, СМИ обозначают В. Путина, как второго Распутина при Медведеве - Николае II. Из российских исторических персонажей премьер-министра поставили в один ряд со Столыпиным, Витте и И. Сталиным. А по следам последних предвыборных событий западные СМИ называют нынешнего премьера "Владимир Вечный" и приводят сравнение с Ф. Рузвельтом, который был президентом США четыре раза, что не стало причиной падения в Америке демократии.
Менее серьезно подходят к оценке участников тандема зарубежные эксперты. Российские СМИ активно цитировали рассуждения американских дипломатов о взаимоотношениях в тандеме Путин - Медведев, где они ассоциируют их с Бэтменом и Робином. Произошедшая в сентябрьские дни 2011 года "рокировка" дала жизнь новой политической ассоциации: на этот раз пресса сравнивает Вл. Путина с "Брежневым времен заката", в том числе и по времени нахождения у руля власти. Пресс-секретарь премьер-министра продолжил традицию политического словотворчества и вынес на всеобщее обозрение новый термин (неологизм) "брежневизация". Остается только предполагать вернутся ли в активное обращение такие слова как "дефицит", "очередь", "застой", "блат", "кумовство", "холодная война", "вражеские голоса".