"Поморов" начали возрождать для "торговли этнонимом": профессор Ю.П.Шабаев о поморах
Хрестоматия ИА REGNUM
Кто такие поморы? Поморы как этнографическая группа русских сформировались к XVIII в. В начале XX в. поморская идентичность практически исчезла. [I. 60] Поморы или поморцы проживали на побережье Белого и Баренцева морей, которые были освоены русскими очень рано. Поморы издавна занимались морскими промыслами, торговым мореплаванием и судостроением. С конца ХVII в. среди них существенно возрастает доля раскольников, вынужденных в силу гонений покидать центральные районы страны. [II. 14-15] Осознание себя единой этнотерриториальной общностью произошло лишь после строительства Архангельска, куда поморы приезжали для торговли рыбой и где их и стали называть "поморами". [II. 16] Население Поморья делилось на целый ряд локальных культурных групп: мезенцы, пинежане, лешуконцы и т. д., которые обладали собственными самоназваниями и локальным самосознанием, культурными и языковыми особенностями. Сам этноним "поморы" и локальное поморское самосознание по существу были размыты уже к концу XIX в., а в XX столетии поморская идентичность полностью перестала быть актуальной. [IV. 22]
О начале этностроительства в Архангельске. Необходимо отметить, что этническая дифференциация в последнее время стала характерна не только для финно-угров, но и для других этносов России. В русском этносе уже длительное время идет "рекультивация" казаков, а перепись 2002 г. зафиксировала и возрождение поморов. [III. 65] Самым показательным примером новой идентичности, которую пытаются сформировать на реальной исторической основе, являются поморы. [IV. 20] Этнографические исследования показали, что поморы давно утратили свою специфику - хозяйственную специализацию, особые поморские говоры (в лингвистическом плане единого поморского диалекта не существовало), старообрядческие традиции (часть поморских общин были старообрядцами), культурные особенности. [VI. 102] Примечательно, что на рубеже 1980-1990-х гг., когда в России начались процессы так называемого этнического возрождения и у большинства народов и этнографических групп возникли свои национальные организации, никто о поморах не вспомнил. Их "возрождение" началось лишь тогда, когда появились реальные перспективы политической и экономической "торговли этнонимом". [V. 62] Поморская идея была включена в региональную идеологию с начала 1990-х годов, но актуализация этничности в Архангельской области началась лишь в начале ХХI века, когда регион стал очевидно проигрывать в конкуренции за инвестиции, транспортные потоки, а традиционные сферы экономики все более приходили в упадок. Поморы (а точнее - их лидеры) заявили о своих претензиях на территорию, ресурсы и культурный приоритет. [II. 18] При этом следует заметить, что идею самостоятельного поморского этноса разделяет не только узкая группа идеологов движения. Она находит поддержку и у активистов на местах: учителей, краеведов. [IV. 21] Численность выборочной совокупности в исследовании [опроса общественного мнения] явно недостаточна для однозначной оценки настроений жителей Архангельской области, можно все же говорить о возрастающей поддержке поморского движения. [IV. 24] Можно сомневаться в том, что поморы являются сегодня некой этнической реальностью и для этого есть серьезные основания, ибо группа не консолидирована, не имеет выраженной культурной специфики, а теоретики движения явно путают этническую и гражданскую идентичность, не понимают значения языковой классификации народов, но это им и не нужно как политическим антрепренерам - их политическая цель состоит в консолидации группы и идейном оформлении ее политических и иных притязаний. [IV. 22]
Культурная политика норвежцев и поморское этностроительство в Архангельске. Возникновению национально-культурной автономии поморов и "реанимации" самой группы способствовали и некоторые общественно-политические и этнополитические реалии современной России. В последние годы Архангельская область стала активно включаться в международное сотрудничество, развивать разнообразные контакты со странами Скандинавии, превратилась в один из ключевых звеньев Баренц-региона. Одновременно с возрастающим региональным значением Архангельска происходило и изменение статуса местной интеллектуальной элиты: бывший провинциальный пединститут получил громкое имя Поморского университета им. М.В.Ломоносова (как и Московский университет), а его профессура стала активно сотрудничать с коллегами из Финляндии, Норвегии и Швеции. Культурная жизнь Архангельска стала более интенсивной и он стал восприниматься как некая интеллектуальная и культурная столица историко-культурного региона, называемого не Русский Север, а Поморье. [II. 21]
Современная поморская идентичность в этностроительстве в Архангельске. Поморы, согласно идеологическим разработкам лидеров автономии, не этнографическая группа или даже субэтнос, а самостоятельный этнос. [III. 65] Четко проявилось двоякое понимание этнической природы поморов, которое имеет место среди современных идеологов поморского движения. С одной стороны, заявляется, что поморы - самостоятельный этнос, и финно-угры сыграли решающую роль в их формировании. С другой стороны, идея принадлежности к финским народам не аргументируется и не развивается, а все более усиливается тезис о "древнерусском" происхождении поморов, о том, что славянская основа их языка более древняя, нежели у русских, что это самостоятельный славянский язык. [IV. 21] Что касается поморской идентичности, то она понимается разными группами по-разному и реально сегодня в регионе существует не одна поморская идентичность, а "поле идентичностей", в котором есть и понимание поморов как особого финно-угорского этнического сообщества, и восприятие поморов отдельным славянским сообществом, и признание их субэтнической группой ("русские поморы"), и осознание поморской идентичности не как этнической, а как локальной и региональной. Систематизация поморской идентичности сложна, поскольку, как сказано выше, она достаточно неопределенна и сильно мифологизирована. В ее основе лежит некая мифологизированная связь поморов с морем, с территорией, прилегающей к морю и осознание этой территории не периферией, но порубежьем. [II. 19] Новые идентичности строятся на реальной исторической основе, используя прежние этнонимы и историческую память, но по своему содержанию - это уже совершенно иные идентичности. [IV. 26] В этой связи весьма осторожно нужно подходить и к решению вопроса о том, можно ли считать названные группы самостоятельными этническими сообществами или надо оценивать их как субэтнические подразделения. [IV. 26]
О создаваемом
Цель нынешнего движения поморов в Архангельске. Конструирование поморского этноса как особого финно-угорского сообщества преследует как политические, так и экономические цели. [III. 65] Сегодня поморский "бренд" активно используется и лидерами поморского движения, и местными властями, и интеллектуалами для сугубо прагматических целей [II. 18] Культурное позиционирование поморов как самостоятельной этнической общности преследует цель сформировать особую региональную идентичность и использовать ее как инструмент для укрепления социальной солидарности, привлечения внимания федеральных властей и иностранных инвесторов/спонсоров, которые не выделяют регион в числе прочих субъектов РФ. Но более значимы другие цели. Главная из них - получение официального статуса коренного малочисленного народа и включение поморов в Перечень коренных малочисленных народов РФ. [II. 17] Статус коренного народа не только позволяет получать определенные преференции со стороны федерального правительства, но и гарантирует финансовые поступления от компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории проживания такого народа. [II. 19] Разворачивающиеся нефтеразработки в Архангельской обл., Ненецком округе и на шельфе арктических морей являются для общин коренных народов основанием добиваться от нефтяных компаний солидных денежных компенсаций. Такая практика все более узаконивается, а в будущем станет повсеместной и обязательной, поскольку потребители российской нефти на Западе требуют от своих поставщиков урегулирования отношений недропользователей и землепользователей. [III. 65] Если поморские общины получат статус коренных народов, проживающих на землях, где разворачивается интенсивная добыча нефти и газа, они могут рассчитывать на солидные компенсации. Иначе говоря, политико-экономический проект "поморы" в случае реализации может принести его участникам солидные дивиденды. [VI. 102]
О движении "поморского возрождения", региональном сепаратизме элит и плане расчленения России. Важно отметить, что территориальный аспект является значимой составляющей идеологических конструкций поморского движения. [V. 62] В основе этих попыток сконструировать новую поморскую идентичность лежат помимо уже названных причин политические интересы местных элит. Региональная архангельская элита выдвигает идею превращения Архангельска в экономическую и культурную столицу Европейского севера России и объединения вокруг него северных регионов. Поэтому поморская идея стала возрождаться в начале 1990-х годов как идея некоего регионального общественно-политического движения, противопоставляющего себя федеральному центру. Тогда же родилась и идея Поморской республики (в это же время активно пропагандировалась и идея Уральской республики, Вологодской республики и ряда других "республик"). Для реализации идеи в 1992 г. ряд политических партий и организаций Архангельской обл. зарегистрировали Национальный культурный центр "Поморское возрождение". Это движение уже на начальном этапе предложило политически консолидировать регионы Европейского севера России. [IV. 23] Не перестала пользоваться поддержкой среди архангельских интеллектуалов и идея Поморской республики, и одним из более поздних вариантов этой идеи стало предложение о создании Поморско-Ненецкой республики (Лукин Ю.Ф.). [IV. 24] Для создания Поморско-Ненецкой республики надо было актуализировать значение исторической области Поморье и нужна была некая этническая составляющая этой республики, в качестве которой одни ненцы выступать не могли, поскольку они уже являются титульным этносом в трех автономных округах. И тут на политической сцене появились поморы, которых в их современном виде можно рассматривать как одно из тех воображаемых сообществ, способы формирования и методы интеграции которых описана Бенедиктом Андерсоном [II. 22] Иными словами, процесс северной регионализации и формирования Баренц-ЕвроАрктического региона (
Общая оценка деятельности нынешнего поморского движения в Архангельске. Возрождение поморов объясняется в большей мере политическими и экономическими интересами, но не стремлением к культурному обособлению и сохранению традиций. [II. 16] Несмотря на отсутствие официальной поддержки, активность "этнических сепаратистов" на Севере не ослабевает, а наоборот, усиливается. [I. 60] Поморское движение приобретает негласный статус одной из основных оппозиционных сил. При этом общественные инициативы, которые можно бы успешно использовать для созидательных целей, все более работают на дестабилизацию ситуации в северных регионах. [I. 60] Видимо, можно говорить и о том, что на севере возник конфликт государства и местных сообществ. [II. 20]
Рекомендации геополитическому противнику. Опыт этнополитических исследований и анализ политических реалий свидетельствует, что не стоит недооценивать политический ресурс мобилизованной этничности. [III. 66] Актуализация локальных идентичностей и концентрирование политических интересов на уровне локальных этнических сообществ неизбежны, так как на этом уровне политические интересы и цели ясны и понятны большинству активистов, вовлеченных в деятельность национальных организаций. Эти цели, как правило, весьма актуальны, и их реализация непосредственно влияет на реальное положение всех членов сообщества. Что же касается таких широких идентичностей, как финно-угорский мир, то они ясны очень узкому слою этнической элиты, и именно она получает некие реальные дивиденды от эксплуатации подобных идей. Отсюда очевидно, что массовой поддержки данные идеи получить не могут, а значит, активность национальных организаций будет все больше сосредоточиваться на локальном уровне. [III. 65-66] Заметим, что именно в локальных сообществах и на уровне этнических меньшинств этничность может в большей мере быть задействована как политический ресурс, нежели это возможно и приемлемо на общенациональном уровне. Именно здесь чаще всего проявляют себя так называемые этнические предприниматели или политические антрепренеры, вокруг которых, "возникает корпоративная группа", и которые используют политику как своеобразный бизнес. Деятельность этих антерпренеров может быть весьма успешной и ведет к серьезным социальным изменениям. [IV. 25] Сделать поморскую идею и поморскую идентичность органической частью региональной идеологии можно лишь примирив в интеллектуальном дискурсе идеи Русского Севера и Поморья, а в массовом сознании идею "поморов" и "северян". Пока идеологи поморского движения сами невольно провоцируют конфликт идентичностей в Архангельске, ибо противопоставляют поморов северянам [II. 19] Новый национализм будет смещаться в сторону гражданского национализма, ибо в конкуренции между этничностью и гражданством перевес оказывается на стороне последнего. [III. 66]
Источники:
I. Шабаев Ю.П. Народы Европейского Севера России: положение, специфика идентичности // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 54-63.
II. Шабаев Ю.П. Европейский Север России: конфликтный регион // www.syktsu.ru/files/a1d8493a892fd1f0da3ea9e7fcb04e8a.doc
III. Шабаев Ю.П. Конструирование нового национализма финно-угров: конкуренция глобального и регионального // Мир России. 2004. № 3. С. 48-70.
IV. Шабаев Ю.П. "Новые идентичности" у финно-угров как политические инструменты // Этнографическое обозрение. 2006. № 1. С. 13-27.
V. Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности // Социологические исследования. 2009. № 10. C. 57-66.
VI. Шабаев Ю.П. Национальные отношения. "Бунтующая этничность" на Европейском Севере России // Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 95-104.