Иннокентий Адясов: ГТС и газ для Украины - Киев уверен в лёгкой победе над Россией
В последние недели вопрос о будущем газотранспортной системы (ГТС) Украины оказался в центре внимания как политического руководства России и Украины, так и экспертного сообщества. За это время Киев выдвинул уже несколько взаимоисключающих версий будущего своей ГТС. 2 сентября 2011 года президент Украины
Операция "Ликвидация", по мнению украинского премьера
Киев решил по факту продолжить политику шантажа как России, так и Европы. "Коль скоро Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины, Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли дальше Россия использовать украинскую ГТС. И от Европы Украина хочет узнать, каковы планы насчет украинского маршрута транзита газа", - озвучивал новую идею 15 сентября пресс-секретарь премьер-министра Николая Азарова
Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны
Все украинские магистральные газопроводы были построены еще в советское время, прежде всего, это касается знаменитого в 1980-х годах газопровода Уренгой-Помары-Ужгород За годы независимости Украине удавалось проводить лишь точечную модернизацию (хотя правильней было бы сказать - текущий ремонт) отдельных участков ГТС.
Не раз Киев заявлял, что заручился поддержкой ЕС планов по масштабной модернизации ГТС Украины. Правительство
В марте 2009 года в Брюсселе правительство Украины,
Вновь тема модернизации ГТС Украины была поднята практически сразу после избрания президентом страны Виктора Януковича. Янукович решил не повторять ошибки Юлии Тимошенко и заявил, что модернизация ГТС невозможна без участия России. Правда, президент Украины сразу выставил условие Москве - гарантии транспортировки через территорию Украины российского нефти и газа.
Недавно зампред правления НАК Нафтогаз
Пока Украина заявила о модернизации ГТС своими силами. В 2011 году в обновление планировалось вложить 3,1 млрд. гривен (около 390 млн. долларов). Презентованный Киевом первый этап реконструкции украинского участка газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, построенного в 1983 году, предполагает усовершенствование линейной части трубы и модернизацию двух компрессорных станций. Программа рассчитана на три года и оценивается примерно в $540 млн.
Вопрос о дальнейшей судьбе ГТС Украины вновь встал после подписания 16 сентября соглашения акционеров морского участка российского проекта "Южный поток". Документ подписали глава правления ОАО "Газпром"
Неслучайно практически сразу после подписания этого соглашения Виктор Янукович стал настаивать на скорейшей встрече с политическим руководством России. Также Янукович предложил реализовать проект "Южный поток" - трубопровод, который Россия намерена пустить в обход украинской территории, - по суше Украины. "Южный поток должен пойти по югу Украины по суше: этот проект намного дешевле, чем рассматриваемый сегодня "Южный поток" стоимостью 25 млрд евро. Наш будет в пять раз дешевле", - сказал Янукович, выступая на 8-й Ялтинской ежегодной встрече "Украина и мир: общие вызовы, общее будущее". "Газпром" сразу поспешил отказаться от столь "заманчивого" предложения.
После встречи 24 сентября Януковича с Медведевым и Путиным украинская сторона поспешила заявить, что "Газпром" согласился на пересмотр газовых соглашений с Россией. Украинский премьер Азаров рассказал,что на встрече Януковича и Медведева была достигнута договоренность о понижении тарифа на транспортировку газа по территории Украины до уровня себестоимости. В свою очередь Россия снизит цену на газ для потребностей Украины в двух сферах: бюджетной и социальной.
"Газпром" не подтвердил информацию о договоренностях, хотя чуть ранее Алексей Миллер сказал, что в переговорах о поставках российского газа на Украину наметился прогресс. Условия поставки российского газа на Украину и его транспортировки по украинской территории должны быть согласованы до конца октября.
По сообщению украинских СМИ, на встрече Януковича с Медведевым и Путиным вновь встал вопрос о создании газотранспортного консорциума на базе ГТС Украины. Здесь возникает стойкое ощущение дежавю.
Россия и Украина решили создать международный консорциум по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины на паритетных началах. В начале ноября 2002 года "Нафтогаз Украинs" и "Газпром" подписали учредительные документы. Совместную компанию предполагалось зарегистрировать в Киеве в соответствии с украинским законодательством. Бизнес-модель консорциума должна была быть подана на рассмотрение правительств обеих стран не позднее 30 августа 2003 года. Тогдашний президент Украины
Еще до "оранжевой революции" 2004 года на идее газотранспортного консорциума России и Украины по факту был поставлен крест -
Киев не готов поделиться контролем за ГТС Украины в любой форме. Премьер-министр Николай Азаров исключает развитие энергетической отрасли Украины по белорусской модели. "Украина идет своим путем, Беларусь - своим", - заявил Азаров в ответ на предположение главы "Газпрома", "что развитие сотрудничества в газовой сфере могло бы строиться по той же модели, по которой мы работаем с нашими белорусскими друзьями". При этом вице-премьер-министр, министр социальной политики
Киев явно раcсчитывает, что ему удастся добиться серьезных уступок от Москвы, не поступаясь никакими своими интересами в газовой отрасли.