В последние недели вопрос о будущем газотранспортной системы (ГТС) Украины оказался в центре внимания как политического руководства России и Украины, так и экспертного сообщества. За это время Киев выдвинул уже несколько взаимоисключающих версий будущего своей ГТС. 2 сентября 2011 года президент Украины Виктор Янукович заявил о ликвидации компании "Нафтогаз", которой сейчас и принадлежит ГТС Украины.

Операция "Ликвидация", по мнению украинского премьера Николая Азарова, должна повлечь за собой пересмотр соглашений 2009 года: "Появятся новые субъекты, а "Нафтогаз" как субъект хозяйствования прекратит свое существование. Естественно, в силу этого все соглашения, которые существуют на сегодняшний момент, должны быть пересмотрены". По мысли Киева, на базе украинской ГТС должна быть создана отдельная компания, которая будет заниматься транзитом российского (и, возможно, центральноазиатского газа) в Европу. Правда, украинская сторона упорно обходит молчанием тот факт, что крупнейшие кредиторы НАК "Нафтогаз" (прежде всего, это немецкие банки, которым НАК должен миллиарды евро) не выразили энтузиазма по поводу такого сценария реструктуризации украинского газового монополиста.

Киев решил по факту продолжить политику шантажа как России, так и Европы. "Коль скоро Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины, Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли дальше Россия использовать украинскую ГТС. И от Европы Украина хочет узнать, каковы планы насчет украинского маршрута транзита газа", - озвучивал новую идею 15 сентября пресс-секретарь премьер-министра Николая Азарова Виталий Лукьяненко. По его словам, если Россия не собирается использовать украинскую ГТС, "ее содержание для Украины нерентабельно, ее придется демонтировать или использовать в других целях". Весьма примечательно, что такое заявление было сделано буквально за полтора месяца до начала отопительного периода в Европе. Вообще что представляет собой ГТС Украины?

Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб.

Все украинские магистральные газопроводы были построены еще в советское время, прежде всего, это касается знаменитого в 1980-х годах газопровода Уренгой-Помары-Ужгород За годы независимости Украине удавалось проводить лишь точечную модернизацию (хотя правильней было бы сказать - текущий ремонт) отдельных участков ГТС.

Не раз Киев заявлял, что заручился поддержкой ЕС планов по масштабной модернизации ГТС Украины. Правительство Юлии Тимошенко получило от немецких банков несколько миллиардов евро под реконструкцию ГТС, но деньги по факту были потрачены на другие цели.

В марте 2009 года в Брюсселе правительство Украины, Еврокомиссия, ЕБРР, ЕИБ и Всемирный банк подписали Общую декларацию по модернизации ГТС Украины (этот документ вызвал негативную реакцию Москвы, поскольку Россия не была даже приглашена к обсуждению данной декларации и "Газпром" просто поставили перед фактом). Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако средства были выделены только на технические исследования ГТС Украины (несколько миллионов евро), европейские финансовые институты решили не рисковать большими деньгами.

Вновь тема модернизации ГТС Украины была поднята практически сразу после избрания президентом страны Виктора Януковича. Янукович решил не повторять ошибки Юлии Тимошенко и заявил, что модернизация ГТС невозможна без участия России. Правда, президент Украины сразу выставил условие Москве - гарантии транспортировки через территорию Украины российского нефти и газа.

Недавно зампред правления НАК Нафтогаз Вадим Чупрун заявил, что "по предварительным данным, модернизация и реконструкция приоритетных объектов ГТС Украины продолжится 7 лет, а инвестиции составят около 5,3 млрд долл.". При этом зампред правления НАК сообщил, что компания продолжает переговоры с международными компаниями о возможности и условиях финансирования ими этого проекта. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко прогнозировал, что Украина получит первые кредитные средства для модернизации ГТС в конце 2011 года. Однако после объявления о возможной ликвидации "Нафтогаза" такие заявления выглядят излишне оптимистичными.

Пока Украина заявила о модернизации ГТС своими силами. В 2011 году в обновление планировалось вложить 3,1 млрд. гривен (около 390 млн. долларов). Презентованный Киевом первый этап реконструкции украинского участка газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, построенного в 1983 году, предполагает усовершенствование линейной части трубы и модернизацию двух компрессорных станций. Программа рассчитана на три года и оценивается примерно в $540 млн.

Вопрос о дальнейшей судьбе ГТС Украины вновь встал после подписания 16 сентября соглашения акционеров морского участка российского проекта "Южный поток". Документ подписали глава правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, генеральный управляющий концерна ENI Паоло Скарони, член Совета исполнительных директоров BASF SE Харальд Швагер, президент и главный исполнительный директор компании EDF Анри Проглио. В соответствии с Соглашением немецкая компания Wintershall Holding и французская EDF получили по 15%-й доле участия в морском участке проекта "Южный поток" за счет сокращения доли ENI на 30%.В результате доли в морском участке проекта Южный поток распределились следующим образом: "Газпром" - 50%, ENI - 20%, Wintershall Holding и EDF - по 15%.

Неслучайно практически сразу после подписания этого соглашения Виктор Янукович стал настаивать на скорейшей встрече с политическим руководством России. Также Янукович предложил реализовать проект "Южный поток" - трубопровод, который Россия намерена пустить в обход украинской территории, - по суше Украины. "Южный поток должен пойти по югу Украины по суше: этот проект намного дешевле, чем рассматриваемый сегодня "Южный поток" стоимостью 25 млрд евро. Наш будет в пять раз дешевле", - сказал Янукович, выступая на 8-й Ялтинской ежегодной встрече "Украина и мир: общие вызовы, общее будущее". "Газпром" сразу поспешил отказаться от столь "заманчивого" предложения.

После встречи 24 сентября Януковича с Медведевым и Путиным украинская сторона поспешила заявить, что "Газпром" согласился на пересмотр газовых соглашений с Россией. Украинский премьер Азаров рассказал,что на встрече Януковича и Медведева была достигнута договоренность о понижении тарифа на транспортировку газа по территории Украины до уровня себестоимости. В свою очередь Россия снизит цену на газ для потребностей Украины в двух сферах: бюджетной и социальной.

"Газпром" не подтвердил информацию о договоренностях, хотя чуть ранее Алексей Миллер сказал, что в переговорах о поставках российского газа на Украину наметился прогресс. Условия поставки российского газа на Украину и его транспортировки по украинской территории должны быть согласованы до конца октября.

По сообщению украинских СМИ, на встрече Януковича с Медведевым и Путиным вновь встал вопрос о создании газотранспортного консорциума на базе ГТС Украины. Здесь возникает стойкое ощущение дежавю.

Россия и Украина решили создать международный консорциум по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины на паритетных началах. В начале ноября 2002 года "Нафтогаз Украинs" и "Газпром" подписали учредительные документы. Совместную компанию предполагалось зарегистрировать в Киеве в соответствии с украинским законодательством. Бизнес-модель консорциума должна была быть подана на рассмотрение правительств обеих стран не позднее 30 августа 2003 года. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма в конце января 2003 года во время визита президента Владимира Путина заявил, что "создание газотранспортного консорциума - в интересах Украины" и практически сразу стал настаивать на привлечении к участию в предполагаемом консорциуме Германии (а потом и Италии), чтобы максимально разбавить влияние России в консорциуме.

Еще до "оранжевой революции" 2004 года на идее газотранспортного консорциума России и Украины по факту был поставлен крест - Верховная Рада Украина утвердила законодательный запрет на отчуждение ГТС (этот запрет действует до сих пор). Весьма вероятно, что и нынешние разговоры о создании газотранспортного консорциума закончатся ничем.

Киев не готов поделиться контролем за ГТС Украины в любой форме. Премьер-министр Николай Азаров исключает развитие энергетической отрасли Украины по белорусской модели. "Украина идет своим путем, Беларусь - своим", - заявил Азаров в ответ на предположение главы "Газпрома", "что развитие сотрудничества в газовой сфере могло бы строиться по той же модели, по которой мы работаем с нашими белорусскими друзьями". При этом вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко отметил, что, по его мнению, оптимальным вариантом развития ГТС является тот, при котором у Украины останется контроль над ГТС, но в управление войдут как крупнейший поставщик (Газпром), так и европейские компании-потребители российского газа.

Киев явно раcсчитывает, что ему удастся добиться серьезных уступок от Москвы, не поступаясь никакими своими интересами в газовой отрасли.