Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич прокомментировал состоявшиеся 18 сентября 2011 года в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана "выборы" в органы местного самоуправления, подтвердив "поддержку принципов территориальной целостности, неприменения силы, равно как и других основополагающих принципов и норм международного права". "Как известно, Россия не признает "Нагорно-Карабахскую Республику" в качестве независимого государства", - подчеркнул представитель МИД РФ.

Данное заявление можно расценить как демонстрацию понимания официальной Москвой основ международного права по части самоопределения и определенный намек на их непонимание, злоупотребление и неверное толкование со стороны Еревана. Упоминание в документах ОБСЕ и действующей в ее рамках Минской Группы трех базовых принципов международного права - неприменение силы, территориальная целостность государства и право народов на самоопределение - как основы для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта исходит из Устава ООН и Хельсинкского Заключительного Акта 1975 года, закрепляющих принцип территориальной целостности и недопустимость насильственного изменения государственных границ, а также поощряющих право на самоопределение при условии ненарушения принципов, отраженных в Уставе ООН, в частности тех, которые относятся к территориальной целостности государств.

Непризнание МИД РФ Нагорного Карабаха как "независимого государства" логически означает признание этого края в качестве составной части Азербайджана. Нагорный Карабах, как вытекает из заявления российского официального лица, не будучи независимым государством, не может не входить в состав Азербайджана. Поддержка МИД РФ принципа территориальной целостности - а это в равной мере относится к Армении и Азербайджану - и отказ рассматривать Нагорный Карабах в качестве "независимого государства" означает признание вхождения этой области в состав Азербайджана, о целостности территории которого Москва зaявляет открыто.

В то же время сознательное (не иначе!) неупоминание официальным представителем российского МИД права на самоопределение, на котором строит всю свою карабахскую доктрину Армения, можно расценить единственным образом: Москва посылает Еревану четкий месседж о том, что использование последним данного принципа в том виде, в каком он это делает, неуместнo при решении армяно-азербайджанского конфликта. Тем самым Россия дает Армении понять, что самоопределение части населения вплоть до отделения ареала ее расселения от государства и изменение вследствие этих процессов территории государства недопустимо без согласия этого государства.

Заявление Александра Лукашевича содержит скрытый подтекст, адресованный Еревану, который часто ссылается на появление на карте мира за последние десятилетия новых государств и увеличение количества членов ООН со времени образования этой международной организации, не учитывая при этом разные правовые контексты и условия достижения этими новыми государствами своей независимости. Для сравнения, апелляция Армении к "праву на самоопределение", включенному ОБСЕ в число правовых принципов для урегулирования конфликта, с целью обоснования ею конечной цели - насильственного отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана без согласия на то последнего, похожа на апелляцию серийным насильником и маньяком-убийцей к объявленной частичной амнистии для совершивших мелкие экономические правонарушения, которая, разумеется, не распространяется абсолютно на всех осужденных. Право на самоопределение не означает автоматическую и безоговорочную независимость для всех желающих. Существуют разные контексты, при которых в одних случаях допускается создание независимого государства, а в других - нет. Упрощенное понимание, злоупотребление и неверное толкование Арменией права на самоопределение вынудило МИД РФ послать ей, наконец, ясный месседж, выразившийся в заявлении его официального представителя, который осознанно заменил "право на самоопределение" на "другие основополагающие принципы и нормы международного права". Однако даже использование фразы "право на самоопределение" вряд ли поможет официальному Еревану обосновать оккупацию и попытку насильственного отделения Нагорно-Карабахского региона от Азербайджана и его аннексии.

Решение Международного Суда по Косово подтвердило, что принцип территориальной целостности относится к области межгосударственных отношений. В контексте армяно-азербайджанского конфликта такими государствами являются Армения и Азербайджан. Нагорный Карабах не является игроком (или субъектом) межгосударственных отношений. Таким образом, вопрос территориальной целостности может и должно обсуждаться только между Арменией и Азербайджаном. А право на самоопределение относится к внутригосударственной сфере. То есть применительно к рассматриваемому конфликту основной заявитель на данное право - население Нагорного Карабаха в полном составе (а не только одни армяне) - выступает как часть ВНУТРИгосударственных (intra-state) отношений, а не "межгосударственных" (inter-state).

Следовательно, при совмещении формулировок решения Суда по Косово и документов МГ ОБСЕ представленные сторонам и принятые Азербайджаном Мадридские принципы предполагают на первом этапе восстановление территориальной целостности Азербайджана путем вывода за государственную границу ВС Армении (а не "AO Карабаха", так как последний - не государство, а часть Азербайджана), предоставление Нагорному Карабаху такого временного статуса, который не ставил бы под сомнение территориальную целостность Азербайджана (иначе какой смысл ее восстанавливать, чтобы потом опять нарушать), возвращение всех беженцев и перемещенных лиц. Реализация же права на самоопределение, являющегося вопросом внутригосударственных отношений между Баку и его регионом, предполагается в форме определения окончательного ПРАВОВОГО статуса путем проведения голосования (где именно, когда и с чьим участием - не уточняется) "при условии согласия сторон" (последняя деталь была раскрыта Президентом Азербайджана в мае этого года). Иными словами без согласия Баку голосование невозможно, что, впрочем, не отменяет самоопределения, у которого есть множество других форм и лимитов.

Заявление Александра Лукашевича - это первый за многие годы ясный сигнал того, что Россия не согласна с тем, как Ереван трактует принципы международного права.