Обзор прессы Чувашии с 12 по 17 сентября 2011 г.

На минувшей неделе основная тема республиканских изданий - дороги и транспорт.

Среди республиканских автоперевозчиков, курсирующих на всех маршрутах - внутригородских, пригородных и междугородных, не на шутку разгорелась конкуренция, констатирует "Советская Чувашия". Началось все с Чебоксар, с объявленного городской администрацией конкурса на право осуществления внутригородских регулярных пассажирских перевозок. Пятилетний срок истек, пришла пора заключать с автотранспортниками новые договоры. Конкурс, объявленный столичной администрацией в январе нынешнего года, должен был завершиться к июню. Формально так оно и есть, но итоги этой тендерной борьбы до сих пор не утверждены, идут судебные разбирательства. Их инициировали, по словам заместителя начальника отдела транспорта Минстроя Чувашии Д.Савельева, "недостаточно конкурентоспособные перевозчики с целью затягивания процедуры открытого конкурса". Эти транспортники недовольны как самой конкурсной документацией, так и критериями оценки. А председатель недавно появившегося в столице Чувашии некоммерческого партнерства "Союз перевозчиков" С.Беляев, намекая на некую коррупционную составляющую, поведал, что все началось с нелегальных перевозчиков, которые в ходе конкурса чуть было не узаконили свои маршруты. Но тут пожаловались в суд легальные перевозчики, тоже частные предприниматели, и "конкурс развалился". И хотя в такой трактовке уже совершенно непонятно, кого считать законопослушным перевозчиком, а кого "серым", совершенно ясно одно: на этом рынке в разгаре передел собственности, говорится в статье.

Среди массы частных перевозчиков встречаются нелегалы - организаторы экскурсионных и заказных перевозок, полностью или частично дублирующие узаконенные наиболее выгодные направления. По Чебоксарам в Минстрое назвали 4 "серых" маршрута. Источники же, сами занятые этим бизнесом, считают нелегальными 30-50%, но не маршрутов, а перевозчиков, работающих на них.

Волна судебных разбирательств уже докатилась до тендеров на пригородные и междугородные маршруты, которые курирует Минстрой. Министерским специалистам пока удалось провести лишь три конкурсных этапа, утвердив итоги по 8 направлениям из около 500.

Социальные карты не выдают два месяца, сообщает "АиФ-Чувашия" в статье "Что за карта такая". Еженедельник пишет, что уже два месяца ждут получения социальных карт федеральные и региональные льготники республики. Эксперимент, который изначально был призван облегчить жизнь пенсионерам и инвалидам, вызвал у них разочарование. Эту версию подтверждает и проведенное в закрытом для прессы режиме заседание рабочей группы по ее внедрению, делает вывод издание.

Газета напоминает, что сразу же после монетизации льгот в Чувашии решили реализовывать проект по замене льготного удостоверения социальной картой, обобщающей всю информацию о льготнике. В качестве пилотной площадки для внедрения унифицированной социальной карты выбран Канаш. "В первый год реализации проекта (2009 год) мы выдали сто социальных карт, в 2010 году - 1000, в этом году интересуются ими не так активно. Те 980 рублей, которые мы переводим на карту, можно использовать для оплаты услуг ЖКХ, телефона, оплачивать проезд в общественном транспорте. Это очень удобно, но интерес льготников к ней ослабел, потому что им проще использовать для оплаты своих счетов обычную банковскую карту", - рассказала начальник отдела социального обеспечения администрации Канаша Надежда Маркелова.

В этом году социальную карту надеялись выдать и всем желающим льготникам Новочебоксарска. Таковых набралось 87, но дело встало. "Вот уже два месяца прошло с начала реализации проекта на территории нашего города, но ни один из льготников карту пока не получил, потому что эмиссия банком не была осуществлена", - сообщил начальник отдела социальной защиты администрации Новочебоксарска Василий Кочетов.

"Акция протеста?" - задаётся вопросом газета. И приводит объяснение главы Госкомсвязьинформ Чувашии Александра Сидоренко: "На сегодняшний день, действительно, существует небольшая задержка с выдачей социальных карт. Она вызвана тем, что в процессе реализации проекта пришлось вносить коррективы в технические параметры проекта, для того чтобы выдаваемая карта и создаваемая инфраструктура по ее обслуживанию была совместима с планируемой к выпуску универсальной электронной карты, которая с 2014 года придет на смену всем региональным картам. До конца сентября поступит все необходимое оборудование для организации приема документов на выдачу социальной карты. Для этих целей всего будет организовано 56 рабочих мест, которые будут располагаться в органах социальной защиты населения Чувашии и 10 рабочих мест в МФЦ г. Чебоксары. В этом году должно быть выдано 29.000 социальных карт. Но хочу отметить, что это пилотный проект, который является переходным и подготовительным этапом к внедрению Универсальной электронной карты в соответствии с федеральным законом 210".

Продолжая транспортную тему, "Советская Чувашия"сообщает, что слухи об отмене льготных проездных билетов не имеют оснований. В этом заверил глава Минстроя Чувашии Александр Гончаров. По его словам, ни профильным министерством, ни Минздравом, ни даже Минфином, по определению больше всех заинтересованным в экономии бюджетных средств, тема отмены льготных проездных не поднималась. Право на льготный проезд сегодня дает проездной билет стоимостью 500 рублей - это так называемая транспортная составляющая единовременной денежной выплаты. Практика показывает, что проездные покупают около 30% "льготников". Для возмещения затрат на эти цели в республиканском бюджете заложено 40 млн рублей.

В Чебоксарах появится свой аквапарк. Об этом сообщает "АиФ-Чувашия" в заметке "Поплаваем в парке". Издание приводит ответ и.о. министра градостроительства Чувашии Михаила Янковского о планах правительства. В частности, сообщается, что в рамках реализации проекта "Комплексное развитие Парка культуры и отдыха им. 500-летия Чебоксар" определен перечень объектов, запланированных для строительства в парке, в том числе и аквапарк с гостиничным комплексом. Проектируемая площадь аквапарка 12 тыс. кв. метров, с открытой зоной, используемой в летнее время, а также гостиницей на 600 мест для приезжих туристов и гостей республики. Строительство аквапарка в Чебоксарах запланировано на 2012-2013 годы.

"Советская Чувашия" в статье "Жаль, грузовики не летают" пишет о коллективном обращении жителей деревни Старые Высли Комсомольского района, которые подняли вопрос о ремонте дороги, проходящей через их населенный пункт. Авторы сообщили, что они уже обращались в вышестоящие инстанции, но получили "дежурные" ответы. Издание поясняет, что по республиканской целевой программе "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2005-2010 годы с прогнозом до 2025 г." успешно завершились строительство и реконструкция автодороги "Калинино - Батырево - Яльчики" на участке Ибреси - Комсомольское.

Вот как написали о проблеме В.Фадеев и 102 возмущенных жителя: "И было бы все хорошо, да только наша деревня оказалась "пострадавшей", а точнее сказать, деревенская дорога приведена в плачевное состояние. В течение всего периода строительства данного участка автодороги через нашу деревню шли огромные грузовики с песком и щебнем, с железобетонными трубами и иным грузом и разбивали и так не лучшее покрытие деревенской улицы. Порой, в период дождей, КамАЗы тонули посреди деревни. В действительности нашей дороги не стало после завершения строительства дороги на участке Ибреси - Комсомольское".

Жители рассчитывали, что после завершения строительства участка республиканской трассы дорожники восстановят разбитую по их вине сельскую дорогу. Однако о ней просто забыли. Вот и спрашивают обманутые люди, почему в целевой программе строительства и реконструкции автомобильных дорог не был предусмотрен "маршрутный" ремонт дорог. Авторы коллективного письма гадают: "Неужели дорожники просто сэкономили на нашей деревне. Получается как-то нехорошо: одно построили, другое разрушили. А ведь дорога, проходящая через Старые Высли, сокращает путь. Она соединяет многие населенные пункты не только республики, но и за ее пределами. И автомобилисты пользуются этим. Дорога через нашу деревню работает в режиме хронической перегрузки. Мы уже забыли, когда надевали другую обувь, кроме резиновых сапог".

"Советская Чувашия" сообщает, что вместо Духовного училища в Чувашии появится семинария - заведение, дающее высшее богословское образование. Чебоксарско-Чувашская епархия все документы, необходимые для открытия семинарии, в Святейший Синод подала и сейчас ожидает его решения. "Семинария верующим Чувашии крайне необходима. Дело в том, что в республике не хватает около 30 священников, - объясняет ректор Чебоксарского епархиального православного духовного училища, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Михаил Иванов. - Была бы своя семинария, этой проблемы бы не существовало. А выпускников нашего Духовного училища владыка Варнава рукоположить в сан права не имеет, они могут трудиться лишь диаконами, церковными работниками. Отсутствие перспективы, кстати, способно задушить работу и того училища, что имеется сейчас, - в него просто перестанут поступать. Что касается учебы в семинариях соседних регионов, то, увы, практика показывает: уехавшие возвращаются редко. Так что свои кадры необходимы как воздух - что же за храм без батюшки?".