Предлагаем вашему вниманию доклад губернатора Мурманской области "Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Мурманской области" (по состоянию на 1.08.2003), опубликованный пресс-службой областной администрации.

Уважаемые северяне!

В соответствии с принятым решением о предоставлении средствам массовой информации, населению ежеквартальных докладов о моей позиции по актуальным вопросам, затрагивающим интересы большинства северян, в своем "летнем" докладе я решил остановиться прежде всего на некоторых социальных аспектах региональных проблем.

Основная задача этого доклада - способствовать движению вперед, добиваясь в откровенном диалоге полного взаимопонимания исполнительной власти и населения именно в социальной сфере как необходимого условия общественно-политической стабильности. Великих потрясений у нас, по-моему, уже более чем достаточно. Надо двигаться вперед не скачками из стороны в сторону, из крайности в крайность, а пусть по шажку, но вперед.

Рыночной реформе в этом году исполнится уже 12 лет. При темпе экономического роста 4 % в год, намеченном Правительством РФ, мы выйдем на уровень 1989 года лишь в 2012 году. Поэтому поставленная президентом Владимиром Владимировичем Путиным задача обеспечить темпы роста экономики до 10 % ежегодно объясняется не прихотью, а необходимостью избежать серьезных социальных конфликтов, экономических и даже территориальных потерь, неизбежных при продолжительном сохранении отрицательных социальных результатов, вызванных пробуксовкой рыночных реформ.

Терпение людей не беспредельно. Даже из кризиса, вызванного первой мировой войной и революцией 1917 года, наша страна вышла менее чем через пять лет после окончания гражданской войны - к 1927 году. Вместе с тем, берусь утверждать, что низкие темпы экономического роста в настоящее время - не основная проблема, возникшая в результате реформ. И самое главное - она не может быть разрешена только экономическими методами. В основе низких и неустойчивых темпов роста российской экономики лежат две причины: высокий уровень бедности и еще более высокий уровень дифференциации доходов населения.

Я всегда придерживался той точки зрения, что нельзя решать все проблемы за счет населения. Сегодняшний доклад не случайно почти всецело посвящен социальным вопросам. Они сейчас, как никогда, важны для людей. И их нужно решать во благо северян, используя все возможности на региональном и федеральном уровнях. Такая задача стоит в настоящее время передо мной и областным правительством.

Согласно статистическим данным доля бедных в России в процессе реформ составляет от 1/4 до 1/3 населения. Такой же она является у нас в регионе и в соседних областях. Тревогу вызывает не только уровень бедности, но и тенденция к ее стабилизации или даже росту, несмотря на все до сих пор принимаемые меры по ее сокращению.

Уровень, показывающий, что 1/4 населения - люди бедные, является высоким, а реально он еще выше. В 1991 году была принята новая методология расчета черты бедности, которая существенно снизила планку, существовавшую в дореформенный период. По нормативам, действовавшим в советское время, практически каждый второй житель современной России относится к категории бедных.

Однако с введением поправок в статистическую методологию у людей не возникло чувство, что их жизненные условия улучшились и бедность отступила. По данным областной системы мониторинга общественного мнения, 40-43 % северян утверждают, что имеют уровень доходов ниже среднего. Субъективные ощущения бедности подтверждаются объективными данными реального личного дохода на душу населения, который снизился по сравнению с дореформенным. Сегодня россияне в среднем реально способны потреблять вдвое меньше благ, чем до начала реформ. Понятно, что хуже всего приходится той части населения, источником существования которой является только заработная плата.

В последнее время мне неоднократно задавали вопрос, как, на мой взгляд, выглядит оптимальный сценарий федеративного строительства России. Уверен, для нашего государства оптимально устройство по принципу "сильные регионы - сильный центр". Лишь динамичное развитие, богатство российских территорий будут залогом формирования и наполнения сильного федерального бюджета. А это, соответственно, требует от федерального центра, органов государственной власти еще более энергичной и эффективной социально-экономической политики.

И здесь считаю важным остановиться на вопросе, который беспокоит как меня, так и региональное правительство уже несколько лет. Из-за постоянно изменяющегося российского налогового законодательства и несовершенства межбюджетных отношений Мурманская область теряет часть доходных источников и несет дополнительные расходы, не в полной мере учитывающиеся при расчете финансовой помощи из федерального бюджета.

За период с 2000 по 2002 год в связи с изменением налогового законодательства РФ и порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы Мурманская область потеряла 4,7 млрд. рублей доходов консолидированного бюджета. Между тем только в 2002 году дополнительные расходы консолидированного бюджета Мурманской области в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы составили 1,6 млрд. рублей. В качестве компенсации из федерального бюджета регион получил только 136,8 млн. рублей, или 8,5% от требуемого.

Благодаря "усилиям" некоторых известных думских политиканов Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2003 год" был принят с опозданием. Финансирование расходов областного бюджета и оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в первом квартале производилось в размере 1/12 в месяц от сумм расходов, утвержденных на 2002 год. Результат - задержки выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы и непрекращающийся рост кредиторской задолженности консолидированного бюджета области. При этом финансовая помощь региональному бюджету из федерального оказана в сумме 790538 тыс. рублей, или 56,6 % от уточненного плана.

Недостаток средств заставил нас жестко подходить к исполнению расходной части бюджета. В приоритетном порядке они направлялись на финансирование социально-значимых расходов бюджета, таких, как оплата труда, начисления на оплату труда, стипендии, а также на оказание финансовой помощи городам и районам. В первом полугодии 2003 года оказано финансовой помощи муниципальным образованиям на сумму 1447374 тыс. рублей, или 67 % от годового плана. Кроме того, выдавались бюджетные ссуды.

Просроченная же кредиторская задолженность на 1 июля текущего года по оплате труда работников бюджетной сферы по консолидированному бюджету составила 19648 тыс. рублей, или возросла в 2,5 раза по сравнению с началом года, в том числе по бюджетам муниципальных образований - 19648 тыс. рублей. По областному бюджету просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

Учитывая это, мной и региональным правительством в первом полугодии направлен ряд обращений в адрес Правительства РФ и Министерства финансов РФ по вопросам выделения Мурманской области дополнительно 920 млн. рублей. Предполагалось, что они пойдут на выплату заработной платы и отпускных работникам организаций бюджетной сферы, для расчетов с энергоснабжающими предприятиями, закупку топлива и на решение других крайне важных вопросов. Наши просьбы были удовлетворены только частично. Но благодаря этому удалось дополнительно привлечь в консолидированный региональный бюджет средства в сумме 400 млн. рублей в виде ссуд из федерального бюджета.

Именно поэтому Правительство Мурманской области совместно с муниципальными образованиями были вынуждены в приоритетном порядке направлять имеющиеся средства на выплату заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы. За полгода 49,9 % доходов консолидированного бюджета области (за исключением доходов, носящих целевой характер) направлено на такие цели. Предпринятые нами и руководителями муниципальных образований меры позволили избежать негативных социальных последствий и выплачивать заработную плату и отпускные работникам бюджетной сферы с минимальными задержками и в полном объеме. Среднемесячная заработная плата одного работника в январе - мае 2003 года составила 7740 рублей. То есть она увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,7 %.

Правда, с другой стороны, все это усугубило положение с финансированием остальных расходов бюджета, что привело к росту кредиторской задолженности. Всего просроченная задолженность по расходам консолидированного бюджета на 1 июля 2003 года возросла по сравнению с долгами на 1 января 2003 года почти на 0,6 млрд. рублей. Она составляет 3,3 млрд. рублей, или 42,6 % к расходам консолидированного бюджета.

Несмотря на принимаемые меры, проблемы в сфере оплаты труда требуют своего разрешения государством. Требуют они и постоянного внимания Правительства Мурманской области. Основной проблемой является низкий средний уровень оплаты труда. Кстати, очень показательны цифры соотношения производительности труда, исчисляемые принятым в международной практике показателем величины добавленной стоимости на одного работника промышленности. По этому показателю Россия отстает практически от всех стран Западной Европы, США, Японии, Южной Кореи и даже Венгрии и Польши. Причем такое отставание значительно: от Польши и Венгрии - в 3 раза, от Великобритании и Италии - в 16, от Нидерландов и Южной Кореи - в 22, от Японии - в 30, а от США - более чем в 40 раз.

Причиной значительного отставания России в производительности труда от других стран является и отсутствие на протяжении длительного периода инвестиций, необходимых для развития человеческого потенциала. Доля фонда оплаты труда в ВВП снизилась с 44,1 % в 1990 году до 20,6 % в 1999-м. Ситуация в Мурманской области в этом отношении очень похожая, хотя по ряду показателей данные по региону несколько лучше среднероссийских.

Недостаточный уровень оплаты труда сопровождается нередкими задержками с выплатой заработной платы предприятиями и организациями, включая бюджетные. К сожалению, на такое нарушение трудового законодательства идут не только убыточные, но зачастую и экономически устойчивые предприятия. За последние годы принято достаточное количество законов, защищающих работников от таких нарушений, как задержка заработной платы, но они на деле выполняются не всегда.

Нельзя признать нормальным и такую особенность сложившегося у нас рынка труда, как выплата работникам "неформальной" заработной платы. Подобные выплаты в большинстве случаев превышают официальную заработную плату, нигде не регистрируются и выплачиваются либо наличными, либо в неденежной форме с целью уклонения от налогов, базой начисления которых является фонд оплаты труда. По данным Российской академии наук, у 20 % работников фактическая зарплата превышает формально определенную условиями трудового соглашения от двух до двадцати раз.

Все эти проблемы, создающие в совокупности серьезную социальную напряженность, в том числе и у нас в регионе, можно решать только сообща.

Человек обязательно должен быть защищен. Этому предназначен способствовать и институт мировых судей. В июле мной были вручены служебные удостоверения первым шести мировым судьям Мурманской области. Новые судебные институты теперь появятся в Полярных Зорях, Терском районе, Ковдоре, Заозерске и Снежногорске. Ведь только на первый взгляд дела, отнесенные к компетенции "мировых" - административные правонарушения, мелкие уголовные, гражданские дела, связанные с оплатой труда, детскими пособиями, социальными льготами и компенсациями, алиментами и защитой прав потребителей - можно назвать незначительными. В действительности это то, что чаще всего волнует жителей Кольского Заполярья, составляет их повседневную жизнь со всеми ее сиюминутными заботами и надеждами.

Всего же на нашей территории утверждено 45 должностей мировых судей. Им предстоит взять на себя значительную часть тех дел, в которых зачастую вязли суды более высоких инстанций. Хорошо известны последствия таких издержек: у многих людей пропадала вера в правосудие, в возможность добиться правды в суде.

Но все же мы не намерены форсировать процесс назначения судей. Потому что ясно понимаем: работа такого института может быть эффективной лишь при условии достаточного финансового, кадрового и материально-технического обеспечения. Однако думаю, что в следующем году начнут свою работу еще 20 новых участков (половина из них в Мурманске), и людям не придется впредь годами ждать решения своих вопросов. Вот тогда действительно каждому гражданину будет обеспечено право на судебную защиту.

Существует еще один фактор, обостряющий социальную напряженность. Это беспрецедентный рост неравенства оплаты труда между регионами и отраслями экономики, профессиями и группами работников. Так, по данным ООН, если в России в 1991 году средняя заработная плата десяти процентов наиболее высоко оплачиваемых специалистов превышала среднюю заработную плату того же числа работников с наименьшей оплатой труда в 7,8 раза, то к 1999 году это соотношение возросло до 32,1 раза. Внутриотраслевая дифференциация размеров заработной платы еще выше. Причем такой разрыв в оплате наблюдается не только в высокодоходных отраслях. В том же сельском хозяйстве коэффициент дифференциации заработной платы достиг 32 раз.

Растущая дифференциация доходов в стране стала одним из реальных препятствий экономического роста. Для Мурманской области тоже характерна высокая межотраслевая дифференциация оплаты труда. Разница в оплате труда работников бюджетных организаций и промышленных предприятий в мае текущего года составила 1,9 раза, предприятий электроэнергетики - 2,8, цветной металлургии - 2,6, транспорта - 2,3, геологии, геодезической и гидрометеорологических служб - 2,1, финансово-кредитных учреждений - 3,5 раза.

По данным Госкомстата России, суммы доходов самых бедных и самых богатых 20-процентных групп населения Мурманской области в 2001 году отличались в 10,5 раза. В целом же по России эта разница, называемая коэффициентом фондов, составила 13,8 раза. Перераспределение доходов, доведенное до нормального уровня дифференциации, помимо прямого эффекта сокращения масштабов бедности, способствует расширению внутреннего спроса, а значит, и достижению необходимого экономического роста. И я согласен с теми, кто считает, что проблема искоренения бедности - первоочередная. Невозможно обеспечить экономический рост только на основе внутреннего спроса, если основная часть населения обладает покупательной способностью, достаточной лишь для приобретения товаров первой необходимости.

Правительство Мурманской области постоянно уделяет внимание проблемам безработицы. Нам удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда. С 1999 года официально регистрируемая безработица держится на уровне около 4,5 %. На 1 июля 2003 года ее уровень снизился по сравнению с июнем 2002 года и составил 4,2 %. С удовлетворением могу отметить: в нашей области положение с занятостью молодежи обстоит намного лучше, чем в целом по России.

За первое полугодие численность занятых в экономике области увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,6 тыс. человек и составила 433,4 тысячи. Число граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости, снизилось до 21,8 тысячи (на 3,9 % к уровню 2002 года). Нагрузка на одно вакантное место уменьшилась с 4 до 3 человек.

Особую тревогу правительства области сегодня вызывает тот факт, что для значительной части населения безработица приобретает длительный характер. Люди, остающиеся без работы на длительный срок, превращаются в преобладающую группу безработных. Отмечу, вследствие принимаемых нами мер положение с занятостью населения в Мурманской области обстоит намного благополучнее, чем в целом по стране. Доля безработных, которые более 12 месяцев не имели работы, на конец 2000 года оставалась на уровне 16,3 %. К слову, задолженность по выплате пособий по безработице в июне 2003 года погашена полностью.

Известно, что численность длительно безработных, быстро нарастающая в период кризисов, очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть их может стать постоянно безработными со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими последствиями. Поэтому в условиях тесной зависимости между безработицей и бедностью снижение безработицы, особенно длительной, становится важным элементом нашей стратегии борьбы с бедностью.

Вопросам реформы жилищно-коммунального хозяйства мне приходится уделять внимание в каждом докладе, так как они затрагивают в той или иной степени интересы всех жителей Мурманской области. В частности, сейчас на первом плане стоит вопрос о подготовке к предстоящему отопительному сезону. Сани, как известно, надо готовить летом, как и топливо закупать.

Напомню, в минувшем мае вопросы подготовки к отопительному сезону в масштабах всего Северо-Западного федерального округа были рассмотрены на совещании у полномочного представителя Президента РФ Валентины Николаевны Матвиенко. На нем прозвучало немало критики по ситуации, сложившейся минувшей зимой в ряде регионов. Мурманская область выглядела в этом плане достаточно успешной. Серьезных сбоев в системе ЖКХ у нас допущено не было. А работу нашей жилищной инспекции поставили в пример всему Северо-Западному округу.

Действительно, крупных сбоев в этой сфере в Мурманской области не зафиксировано. Однако в ряде населенных пунктов, в основном Кольского района, отопительный сезон был завершен досрочно в связи с отключениями электроэнергии, введенными ОАО "Колэнерго".

В целях подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства области к новому отопительному сезону в мае текущего года Правительством Мурманской области принято постановление "О подготовке предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса к работе в осенне-зимний период 2003-2004 годов". В соответствии с ним создана областная комиссия, в которую вошли ведущие специалисты Правительства области и жилищно-коммунального хозяйства. Утверждены графики проведения выездных заседаний комиссии, задание по подготовке к осенне-зимнему периоду.

В июле российское правительство своим постановлением выделило Мурманской области для проведения подготовительных работ, на ремонт, замену ветхих и аварийных сетей тепло- и водоснабжения и котельных жилищно-коммунальной сферы беспроцентную бюджетную ссуду в размере 200 млн. рублей. Поэтому муниципальные образования должны подготовить необходимые документы для своевременного ее получения.

Не могу не остановиться на действиях руководства "Колэнерго", ставших сегодня предметом обсуждения широкой общественности.

10 июля на заседании областного правительства, где возник вопрос о стремлении энергетиков вновь повысить тарифы, я заявил: "Хватит об этом говорить. Хватит мучить людей". Но уже 30 июля этого года в Москве Постановлением Федеральной энергетической комиссии требования "Колэнерго" о повышении тарифов на электрическую и тепловую энергию для предприятий и населения были признаны обоснованными. ФЭК постановила пересмотреть тарифы в сторону увеличения и ввести их в действие до 15 августа.

Проще говоря, энергетикам удалось при поддержке федерального центра форсировать вопрос о повышении тарифов. Если это случится, то основной удар примут на себя малые предприятия, для которых тарифы повысятся на 98 %, бюджетные организации, где тарифы увеличатся в среднем на 25 %. А население будет вынуждено платить за электричество и тепло в среднем на 35-40 % больше! При этом практически не пострадают только крупнейшие промышленные предприятия Кольского Заполярья.

Однако известно, статья 2-я Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" гласит, что срок действия установленных тарифов или их предельных уровней не может быть менее чем один год. Региональная энергетическая комиссия изменяла их в последний раз 19 декабря 2002 года. Поэтому по закону тарифы до декабря трогать нельзя.

В той же статье закона говорится: изменение тарифов в течение финансового года не допускается без одновременного внесения изменений в бюджеты соответствующих уровней, то есть - в областной. Есть и другие нарушения закона со стороны ФЭК. Поэтому региональная энергетическая комиссия готовится обратиться в суд по поводу решения ФЭК. А я, в свою очередь, хочу проинформировать жителей Мурманской области, что остаюсь на прежней позиции: предлагаемое сегодня Москвой повышение тарифов негативно отразится на бюджете области. Обернется значительными финансовыми потерями для среднего и малого бизнеса, для бюджетных структур. И что немаловажно, вновь ударит по карману населения. Так что и я, и областное правительство сделаем все возможное, чтобы этого не случилось.

В то же время, несмотря на принимаемые нами меры по расчетам с поставщиками тепло-, электроэнергии, коммунальных услуг, задолженность перед ними не снижается. На 1 июля текущего года она составила 875,6 млн. рублей. В структуре платежей населения за жилищно-коммунальные услуги наибольший удельный вес занимает плата за отопление и горячее водоснабжение, что в среднем составляет 59 %.

В связи с этим в течение отопительного сезона 2002-2003 годов в ряде городов и районов области вводились ограничения при подаче тепла и горячей воды в бюджетные учреждения и жилые дома.

Постановлением Правительства Мурманской области утверждена региональная программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы". Первым этапом ее является проведение технической и экономической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации основных фондов жилищно-коммунального комплекса. В настоящее время по предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, уже проведена инвентаризация задолженности со всеми потребителями с подписанием актов сверки. Это позволит определить реальную задолженность как предприятий, так и бюджета, провести работу по погашению или реструктуризации долгов.

На упомянутом выше совещании у полномочного представителя Президента РФ практически все его участники, а их было более двухсот, согласились, что далее "давить" на население, поднимая процент оплаты услуг жилищников, нельзя. Так что стопроцентной оплаты "коммуналки" в недалеком будущем быть не должно.

В Мурманской области предельный уровень платежей граждан в целом по всем видам жилищно-коммунальных услуг на первое полугодие этого года в среднем установлен в размере 75 %. Но пока, по предварительным данным, он доведен до 73 %. В то же время федеральный стандарт предельной стоимости платежей граждан утвержден в размере 90 %.

Фактически собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги составила на 1 июля 2003 года 56,7 %. Что выше аналогичного периода прошлого года на 3,9 %. Но долги населения за жилищно-коммунальные услуги по-прежнему растут. На 1 января в сумме они составляли 912,7 млн. рублей, на 1 июля - 1007 млн. рублей.

В этих условиях наряду с предоставлением населению жилищных субсидий, отдельные категории граждан пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемыми на основании федеральных законов и других законодательных актов. За минувшее первое полугодие выплачено субсидий малообеспеченным слоям населения 465,3 млн. рублей (за тот же период 2002 года - 190,3 млн. рублей). Предоставлено льгот в соответствии с действующим законодательством на сумму 270,9 млн. рублей, в том числе по закону "О ветеранах" - 190,5 млн. рублей (за аналогичный период прошлого года соответственно 186,8 млн. рублей и 102,2 млн. рублей). Правда, например, за первый квартал этого года число граждан, обратившихся за субсидией, увеличилось незначительно. Однако за счет роста стоимости услуг в два раза возросла среднемесячная сумма субсидии на семью. В среднем субсидии в месяц на одну семью в 2003 году составляли 869,5 рубля. В 2002 году они составили 416,9, в 2001-м - 185,6 рубля.

Конечно, квартплата для многих семей Кольского края, несмотря на все наши усилия, неподъемна. Бесконечно расти она не может. Поднимая ее, соответственно надо и поднимать уровень оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Иными словами, нам надо по возможности быстрее реформировать ЖКХ.

Вместе с тем нельзя забывать о тех, кому сегодня живется труднее всего - о семьях, где растут дети и доход ниже величины прожиточного минимума, о ветеранах Великой Отечественной войны, труда, пожилых людях и инвалидах.

На 1 июля этого года адресная социальная помощь назначена 34830 семьям (72859 чел.) на сумму 48,1 млн. рублей. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается родителям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, на 81164 детей (без ЗАТО - 72028 детей). За первое полугодие 2003 год на это затрачено 85,4 млн. рублей. Долг по детским пособиям сократился с начала года на 32,7 %, в частности, за июнь 2003 года - на 6,9 %. Задолженность же органов социальной защиты населения области (без ЗАТО) перед получателями детских пособий за такой период составила 66,2 млн. рублей.

Мы решили в первую очередь выплачивать ежемесячное пособие на ребенка за текущий месяц, а оставшиеся средства направлять на погашение задолженности. Подобный порядок расходования денег позволил за период с января по июль 2003 года снизить задолженность по детским пособиям на 32,1 млн. рублей. А до конца года за счет целевой субсидии предполагается погасить задолженность еще на 33,0 млн. рублей.

Специалисты подсчитали, что при сохранении аналогичного порядка финансирования из федерального бюджета на 2003-2005 годы проблему с погашением можно будет закрыть. И мы приступим к решению вопроса о повышении размеров детских пособий.

Правительство Мурманской области жестко контролирует и выполнение норм Федерального закона "О ветеранах". Предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, абонентской плате за пользование телефоном и радиоточкой, по оплате проезда в транспорте городского и междугородного сообщения всем имеющим на это право ветеранам.

В первом полугодии 2003 года для обеспечения инвалидов войны в муниципальные органы социальной защиты населения направлено 204 санаторно-курортных путевки. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не получавшим путевки в течение двух лет, выплачивается денежная компенсация, размер которой постановлением Правительства Мурманской области установлен в сумме 1853,2 рубля.

Областное правительство заботится о том, чтобы инвалиды Великой Отечественной войны и те, кто приравнен к ним по льготам, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались автомобилями марки "Ока" с ручным и обычным управлением. Только во втором квартале 2003 года 23 инвалида войны стали хозяевами новеньких машин. Кроме того, инвалидам войны и лицам, приравненным к ним по льготам, имеющим в пользовании легковые автомобили, выплачивается денежная компенсация на их эксплуатацию в размере 1,5 тыс. рублей в год.

А вообще для более эффективной и скоординированной работы органов исполнительной власти утверждена региональная целевая программа "Старшее поколение" на 2003-2004 годы. Эта программа комплексная. И в ней предусмотрен ряд мер по поддержанию здоровья граждан пожилого возраста, развитию и совершенствованию различных форм социального обслуживания, созданию благоприятных условий для участия пожилых людей, в том числе ветеранов, в жизни общества.

В муниципальных органах социальной защиты населения состоят на учете 39,7 тысячи инвалидов различных категорий, в том числе детей-инвалидов - 3,6 тысячи человек. Проблем с финансовым обеспечением социальных услуг, вспомогательных технических средств реабилитации хватает и тут. Да и объемы финансирования из федерального бюджета не отвечают существующим потребностям и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению. Отсюда и возникают вопросы, связанные с обеспечением инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, лекарствами, техническими средствами реабилитации.

Однако Правительство Мурманской области предпринимает все возможное для людей, которые и так лишены многого.

На Мурмане осуществляется региональная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2002-2005 годы". Основные цели ее - усиление социальной защищенности инвалидов, дальнейшее улучшение качества их жизни, максимально возможная социальная интеграция в общество. Программа реализуется за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

Остро стоит проблема трудовой занятости инвалидов. Мы работаем над тем, чтобы вернуть налоговые льготы для предприятий, использующих труд таких людей, и отменить налог на прибыль. Будем всегда работать и во благо детей, оставшихся без тепла и защиты родителей, детей-сирот.

В июне текущего года в центре Кандалакши состоялось торжественное открытие самой северной в мире детской деревни. Она сегодня готова принять почти девяносто детей-сирот и двенадцать мам-воспитателей. Сегодня в мире 430 таких деревень. В России с учетом построенной в Кандалакше их насчитывается четыре. Подобные деревни считаются лучшей формой негосударственных образовательных учреждений, где дети-сироты будут расти в условиях, максимально приближенных к семейным. Финансировали строительство в основном наши северные соседи - норвежцы. Уверен, Международная благотворительная организация SOS выбрала Кандалакшу потому, что здесь не только благоприятные климатические условия, но и накоплен богатый опыт работы с детьми- сиротами.Я надеюсь, ребята там будут жить полнокровной жизнью, чувствовать себя защищенными.

Набирает ход движение "Помоги сироте". Также открыты группы воспитанников - "сынов полка" в воинских частях, дислоцирующихся на Кольском полуострове.

Между тем для снижения уровня бедности необходимо провести структурные реформы, создать системы устойчивого управления природными ресурсами. Нужно реформировать системы государственного управления, здравоохранения и образования. Подчеркну, такие задачи, по большому счету, под силу государству. Однако они, например проблемы здравоохранения, всегда находятся и в поле нашего зрения.

Надо признать, начиная с 1991 года капитальное строительство объектов здравоохранения в области практически свернуто. А значительная часть зданий и сооружений учреждений здравоохранения ветшает и разрушается.

Денег в областном бюджете на все не хватает. Поэтому ежегодно на нужды капитального ремонта выделяется не более 10 % от расчетной потребности. Эти средства направляются главным образом на устранение аварийных ситуаций и подготовку учреждений к работе зимой.

Начиная с 2002 года в соответствии с Бюджетным кодексом Минздрав РФ выступает госзаказчиком по объектам здравоохранения, находящимся в ведении субъектов РФ и частично финансируемым за счет средств федерального бюджета в соответствии с ежегодно утверждаемым перечнем. Поскольку невозможно финансировать строительство и реконструкцию социальнозначимых объектов только из регионального бюджета, исполнительной властью в этом году проведена большая работа с Минздравом РФ по включению ряда наших объектов здравоохранения в перечень федеральных адресных инвестиционных программ.

В настоящее время для улучшения качества жизни больных, снижения уровня госпитализации, для того чтобы повысить уровень оказания медицинской помощи, а следовательно, снизить затраты на дорогостоящую стационарную помощь, в нашей области разработаны и реализуются региональные целевые программы по наиболее значимым медико-социальным проблемам.

В июне 2003 года общественность нашего региона отметила пятилетие благотворительной акции "Спаси ребенка", которая с самого начала находилась под моим патронажем. И я хочу подчеркнуть, что горжусь своими земляками - за прошедшие годы удалось оплатить лечение 237 детей. Среди них самую многочисленную группу составляют ребятишки с врожденными пороками сердца. Для некоторых из них акция была единственной надеждой, надеждой на жизнь. Поскольку кардиологические операции, проводимые в центральных клиниках, по своей цене недоступны для большинства северян. К тому же порой времени на ожидание бесплатной операции уже нет.

Всех участников акции "Спаси ребенка", благотворителей, добровольных помощников невозможно назвать. Всем им - огромная моя благодарность за их доброту, сердечность, неравнодушие к самому дорогому, что есть на Земле, - к нашим детям. И напомню, акция не закончена. Она продолжается.

Есть чем гордиться нам и в сфере образования. Завершен первый этап эксперимента по введению Единого государственного экзамена. Он проводился по математике, русскому языку, истории и биологии. Причем экзамены по русскому языку, истории, биологии выпускники сдавали по выбору. И предварительный анализ результатов свидетельствует: выпускники области показали результаты, по ряду показателей превышающие среднероссийские. А 60 человек окончили школу с золотой медалью.

Тема детского отдыха волнует многих северян. Она - на контроле у областного правительства. Как результат нашей работы с региональным отделением соцстраха - в июне этого года распоряжением председателя Фонда социального страхования России Юрия Косарева Мурманской области на финансирование детской оздоровительной кампании дополнительно выделено 10 млн. рублей.

По предварительным данным, в системе образования в 2003 году организованно отдохнут около 30 тысяч человек, что составляет 25 % от общего количества учащихся (на уровне прошлого года). Дети-сироты выедут на отдых все.

В загородных оздоровительных лагерях, санаториях и пансионатах отдохнут около 8 тысяч детей и подростков, в лагерях труда и отдыха - 655 человек. Летом смогут потрудиться 4,2 тысячи подростков.

Правда, за пределы Мурманской области в июне смогли выехать всего 4,5 тысячи детей. То есть на тысячу меньше, чем в 2002 году. Это произошло из-за того, что на федеральном уровне не финансировался проезд к месту отдыха и обратно. Большинство детей проведут летние каникулы в лагерях на территории России, расположенных в Ленинградской, Ростовской, Белгородской областях и Краснодарском крае. Как и в прошлом году, для организации отдыха значительной части детей, не имеющих возможности выехать за пределы области, используется местная база.

Отмечу: для проведения круглогодичной оздоровительной кампании детей и подростков утвержден экспертно-координационный совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при Правительстве Мурманской области и принято постановление, являющееся программным документом. Потому в этом году все заинтересованные структуры приступили к работе по организации отдыха и оздоровления детей области сразу же после подведения итогов оздоровительной кампании 2002 года с учетом пожеланий и замечаний, поступивших от организаторов кампании на местах. С такой целью были разработаны и утверждены социальные программы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

При организации летней кампании в текущем году исполнительной власти пришлось столкнуться с большими трудностями, чем прежде. Главная из них - необходимость изыскания дополнительных средств на оплату проезда детей к месту отдыха и обратно. Повышение стоимости железнодорожных билетов, принятые нормативные акты Госсанэпиднадзора по санитарно-эпидемиологическому обеспечению летнего отдыха детей в части обязательного горячего питания в вагонах-ресторанах поездов, обязательному сопровождению медицинским работником каждой группы детей привели к повышению расходов на проезд. А поскольку они составляют значительную часть общих затрат, это обернулось тем, что ряд организаций и родителей отказались от путевок. К тому же Распоряжение Правительства Российской Федерации, нормативные документы Госсанэпиднадзора были опубликованы со значительным опозданием, и как следствие - дополнительные проблемы в организации летней оздоровительной кампании.

В июне этого года я принял участие в заседании президиума Госсовета Российской Федерации, которое проходило под председательством президента. На нем обсуждались проблемы оздоровления экологии в стране. Как глава региона, где вопросы радиационной безопасности стоят очень остро, я в своем выступлении обратил внимание руководства государства на то, что необходимо безотлагательно решать накопившиеся за десятилетия проблемы и привлекать мировое сообщество для снижения угрозы радиационного заражения Кольского полуострова и всего северо-запада страны.

Мы немало сделали за последние годы для сокращения выбросов в атмосферу сернистых газов наших металлургических предприятий, заметно уменьшили загрязнение водной среды, приступили к реализации мероприятий, снижающих угрозу радиационного заражения территории, и привлекли к такой работе зарубежных партнеров. Тем не менее и это, как мне кажется, наша общая проблема, для качественного прорыва в решении экологических вопросов средств пока выделяется крайне мало. Экономические же стимулы для хозяйствующих субъектов, влияющие на реализацию природоохранных мероприятий, по существу, отсутствуют. Здесь нам предстоит очень серьезная работа на всех уровнях государственного и регионального управления, которую нельзя отложить "на потом".

И в первую очередь это вопросы радиоэкологической безопасности, являющиеся трансграничными по возможному воздействию как на сушу, так и на морскую среду, включая биоресурсы. Они вызывают особое беспокойство наших северных соседей. В этом направлении мы активно сотрудничаем с Норвегией и Швецией. В настоящее время подписаны и успешно реализуются контракты на сумму около 60 миллионов норвежских крон по реабилитации радиационноопасных объектов, расположенных на территории области. Норвегия и Швеция в рамках регионального международного сотрудничества в качестве безвозмездной технической помощи выделила средства на разработку проекта реконструкции мурманского "Радона". Уже разработано технико-экономическое обоснование, практически готова рабочая документация. Стоимость самой реконструкции составляет немногим более 100 млн. рублей. Вместе с Минатомом и Госстроем будем продолжать работу по изысканию этих средств.

Мы отчетливо осознаем, что многие экологические проблемы достались нам как тяжелое наследство. Это не вина наша, а самая настоящая беда. Тем не менее решать их необходимо. С учетом этого и строится наша политика в области экологии и охраны окружающей среды, которая на Севере наиболее ранима и требует к себе особого внимания. Убедительный пример тому - сто АПЛ, выведенных из эксплуатации, и сопоставимое количество атомных реакторов, находящихся по-прежнему на Кольском полуострове и требующих соответствующего отношения.

Выступая на заседании Госсовета, я поддержал идею создания новой нормативно-правовой базы охраны окружающей среды, включающей, в частности, федеральный закон "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", разрабатываемый в настоящее время. Но одновременно призвал к разумному подходу при определении размеров экологических платежей. Они не должны стать непомерным финансовым бременем для предприятий, а наоборот, должны стимулировать осуществление природоохранной деятельности.

Нанести ущерб природе можно в одночасье. Но потом для ее восстановления потребуются годы, десятилетия, а иногда и столетия. Примеров тому достаточно. Предложения по разработке и внедрению экологически безопасных технологий, оснащению предприятий современным оборудованием, реабилитации территорий и акваторий, обеспечению населения чистой водой и экологически безопасными продуктами питания всегда найдут поддержку у Правительства Мурманской области.

О том, что Россия подошла к той черте, за которой промедление с решением экологических проблем, связанных с радиацией, смерти подобно, я сказал и в открытом письме депутатам Государственной Думы Российской Федерации. Оно так и называется - "Ратификация Стокгольмского соглашения откроет путь к радиационной безопасности". В нем подчеркнуто, что значимость Соглашения МНЭПР как дополнительного инструмента управления рисками в сфере атомной энергетики трудно переоценить. И если Государственная Дума законодательно обеспечит деятельность западных предприятий, работающих в России, Мурманская область сможет эффективнее решать экологические проблемы, много лет копившиеся на Европейском Севере.

В обращении к депутатам мной отмечено, что от их доброй воли зависит будущее уникальных экосистем Арктики и здоровье северян. Правительство области сделало все возможное в рамках своих полномочий для привлечения иностранных средств для осуществления программы утилизации АПЛ, ядерных отходов и реабилитации радиационноопасных объектов на Мурмане. Мы вели переговоры с партнерами из пограничных с Кольским полуостровом стран. В орбиту работы над соглашением были вовлечены правительства Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, США, Италии, Франции, Швеции. За четыре года мы нашли общий язык с нашими партнерами - язык юридический и экономический. Теперь дело только за депутатами, которые вправе ратифицировать Стокгольмское соглашение. Ратификация Соглашения МНЭПР нужна Северо-Западу России как воздух. Как воздух, свободный от рентгеновского излучения.

Решению ее призваны помочь реализация проекта трубопровода Западная Сибирь - Мурманск и строительство причального терминала отгрузки нефти. Что в перспективе должно принести бюджету нашей области 700 миллионов долларов и от двух до шести тысяч новых рабочих мест. Об этом я говорил на первом российском нефтегазовом конгрессе, прошедшем не так давно в Москве.

Судя по всему, строительство Мурманской трубопроводной системы не составит конкуренции другим существующим системам. Поскольку может быть нацелено не только на американский, но и на европейский рынок. При этом следует учитывать естественные ограничения (мелководные, закрытые моря, проливы, порты), а также возможное экологическое ужесточение и ограничения по объемам перевозок через балтийские и турецкие проливы.

Уверен, к строительству системы целесообразно привлекать не только американский, но и европейский капитал. А первоочередной задачей геолого-разведочных работ в Баренцевом море является подтверждение перспектив нефтегазоносности его Кольского участка, который требует на порядок более низких инвестиций, чем Штокмановское месторождение. Этот объект, а его предполагаемые суммарные запасы 150-200 млн. тонн, после подтверждения нефтегазоносности может оказаться наиболее инвестиционно привлекательным и, соответственно, быстро разработанным.

На нефтегазовом конгрессе мной снова было подчеркнуто: региональное правительство и предприятия Кольского края готовы к экономическому и научно-техническому сотрудничеству со всеми заинтересованными компаниями. О том должно быть известно всем потенциальным инвесторам. Мы считали и считаем, что нефть и газ - это как второе дыхание для нашего Мурмана.

Да, потенциал Мурманской области весьма велик. И не случайно то внимание и понимание, с которым президент и глава российского Правительства относятся к нуждам и проблемам региона. Богатые природные ресурсы, незамерзающий глубоководный порт, расположенный в непосредственной близости от стран Европы и являющийся начальным пунктом Северного морского пути. Развитая инфраструктура и самое главное - высокий уровень образования, квалификации работников, в чем, по мнению многих экспертов, нас превосходит только Москва и Санкт-Петербург. Северяне - народ трудолюбивый и что особенно важно - динамичный, восприимчивый, думающий.

Маленький пример. Совсем недавно в рамках российско-шведского проекта по губе Андреева в области провели социологический опрос, чтобы выяснить отношение жителей к атомной энергетике и вообще ядерной проблематике. И свыше 65% опрошенных высказали положительное отношение к развитию атомной энергетики! Если учесть насыщенность Кольского полуострова военными и гражданскими ядерными объектами, масштабы и серьезность проблем с обеспечением радиационной безопасности факт просто парадоксальный. И он свидетельствует, что жители области, как говорится, умеют видеть за деревьями лес.

В связи с этим хочу обратить внимание мурманчан, что 7 сентября текущего года в областном центре пройдут выборы главы муниципального образования, где они смогут снова подтвердить свое умение видеть за деревьями лес.

Между тем не могу не вспомнить, что 22 мая перестало биться сердце удивительного человека - первого всенародно избранного мэра города-героя Мурманска Олега Найденова. Невозможно говорить об Олеге Петровиче в прошедшем времени. Невыносимо трудно произносить: "Он был"... Словно перестало биться сердце Мурманска. Он ушел, оставив нам память о многих и многих его неизмеримо добрых и светлых делах.

Мы обязаны сохранить память о нем. Как обязаны избрать на предстоящих выборах человека, который сможет с честью продолжить начатое Олегом Найденовым. Который сможет, как и Олег Петрович, стать опорой Мурманска. Поэтому я призываю жителей столицы Заполярья прийти на выборы 7 сентября и отдать свои голоса самому достойному из кандидатов на должность мэра. Нельзя позволить победить на выборах господину "против всех" или человеку, помыслы которого нечисты. Нельзя пустить на самотек такое важнейшее дело, как выборы главы столицы мурманского края.

Я уверен, что избиратели Мурманска не останутся в стороне от выборного марафона. Потому что они, так же, как и все жители Кольского полуострова, - наш стратегический потенциал, на который, уверен, может и будет опираться Россия на пути реформ.

В конце мая этого года мы праздновали 65-летие Мурманской области. С гордостью и особыми душевными чувствами говорили о значении героического труда нескольких поколений северян, труда тех, кто первым пришел на эту суровую, но такую прекрасную землю. Лучшие качества северного характера - природная жизнестойкость, трудолюбие, доброжелательность, независимость в суждениях, доброта, скромность - это тот потенциал, который всегда помогал и, уверен, поможет нам, жителям Мурмана - горнякам и рыбакам, энергетикам и металлургам, нефтяникам и коммунальщикам, врачам и учителям, найти выход из самых трудных ситуаций.