Зафар Гулиев: Азербайджан в стратегии России
Часть третья
4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРЕССИНГ
"КОHТРАКТ ВЕКА". Противоречия между Россией и Азербайджаном в энергетической сфере обнаружились задолго до подписания контракта. Было понятно всем, что для Азербайджана этот вопрос имеет принципиальное значение. Руководство страны связывало с ним большие надежды не только в сфере политики, экономики, укрепления суверенитета и государственности, но также в своих планах решения карабахской проблемы и ослабление влияния российского фактора. Россия, естественно, с самого начала была настроена негативно на энергетический разворот Баку в западном направлении и взяла на вооружение многовариативную тактику "нефтяного шантажа". Если вначале (до подписания "контракта века" в сентябре 1994 года) это давление явно себя не обнаруживало, то в дальнейшем оно стало приобретать открытый и временами жесткий характер.
Россия была недовольна, что Азербайджан с момента обретения независимости ориентировал свою нефтяную стратегию на западные компании (
Азербайджан, наращивая нефтяное партнерство с Западом, усиливал естественное недовольство России, которая воспринимала происходящее как ущемление своих стратегических интересов. Ратификация парламентом Азербайджана "контракта века" послужила для Москвы сигналом к новым решительным шагам. В этом ей активно помогал и Тегеран, также весьма недовольный энергетическим партнерством официального Баку с Западом. Над Азербайджаном в тот период сгущались "тучи" - предвестники скорой политической бури. Достаточно отметить, что за шесть месяцев (октябрь 1994 - март 1995) Азербайджан пережил две серьезные попытки военного путча, в которых просматривался "московский след". Все это время Москва в тесном союзе с Тегераном наращивали давление на Баку. Вскоре этот прессинг стал приносить им определенные дивиденды. 1О ноября 1995 года Азербайджан создал новый консорциум по разработке месторождения "Карабах" (
ПРОБЛЕМА СТАТУСА КАСПИЯ. Впервые Москва приступила к открытому нефтяному шантажу летом 1994 года, осознав практическую невозможность серьезно воспрепятствовать подписанию "контракта века". Новые российские интерпретации статуса Каспия пришлись на пик переговоров вокруг проблемы Карабаха и нефтяного контракта. Намерение Кремля можно было просчитать: использовать "карабахский фактор" вместе с проблемой статуса Каспия как мощный рычаг давления на Баку. С первого дня надежным союзником Москвы в вопросе статуса Каспия стал Тегеран. И их альянс был, в частности, скреплен общностью позиций в этом вопросе. Суть их претензий сводилась к тому, что проблему статуса Каспия должны решать исключительно сами прикаспийские страны и только после достижения консенсуса можно распоряжаться ресурсами моря. Соответственно, Россия и Иран могли усилить давление на Азербайджан, лишь получив одобрение своих позиций Казахстаном и Туркменистаном.
Строго говоря, Азербайджан вначале не очень "реагировал" на этот аргумент. Но после подписания "контракта века" Баку, не без помощи западных стран, стал налаживать контакты с Ашгабатом и Алма-Аты в вопросе статуса Каспия. Было понятно, что сохранение полной неопределенности в этом вопросе не очень устраивает и западные нефтяные кампании, требующие некоторой ясности при заключении нефтяных контрактов с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и особенно в процессе их реализации. Вскоре обнаружилась близость позиций Азербайджана и Казахстана при нейтральности Туркменистана. Таким образом, Москва и Тегеран не получили явного преимущества - им не удалось привлечь на свою сторону хотя бы еще одну прикаспийскую страну. Тем не менее, проблема статуса Каспия долгое время оставалась в арсенале российского шантажирования нефтяной стратегии Азербайджана. В дальнейшем России, Азербайджану и Казахстану удалось максимально сблизить свои позиции по вопросу статуса Каспия, но проблема еще далека от окончательного решения и этот фактор по сей день продолжает играть сдерживающую роль в реализации транскаспийских проектов.
ПРОБЛЕМА ТРУБОПРОВОДОВ. Без стратегических трубопроводов Азербайджан не смог бы реализовать свою нефтяную политику и планы экономического процветания. Транспортировка нефти на мировые рынки имела важное политическое и экономическое значение для страны. Но конкретное решение вопроса транспортировки упиралось в выбор маршрута нефтепровода. А это уже не только технический и экономический вопрос, но и геополитический. Причем с самого начала политический (геополитический) аспект данной проблемы приобрел приоритетное значение и эта тенденция сохраняется до настоящего времени.
Выбор маршрута трубопроводов был важен для Азербайджана и как способ преодоления традиционной зависимости от России и, в конечном счете, для упрочения политических и экономических основ государственной независимости. Так что, выбирая маршрут трубопроводов, Баку фактически выбирал будущее страны. И потому, наверно, Азербайджан с первого же дня предпочел турецкий маршрут (через Грузию, с выходом на Средиземное море и далее в Европу). Кроме того, турецкий маршрут отвечал планам западных компаний и к тому же создавал предпосылки для наращивания партнерства Азербайджана с Западом. Естественно, что такая перспектива никак не вписывалась в планы Москвы и она с самого начала открыто сопротивлялась реализации плана транспортировки нефти, а затем и газа по южным маршрутам в обход России. В качестве альтернативы Россия однозначно отстаивала свой маршрут Баку-Грозный-Новороссийск.
Москва понимала, что потеряв контроль за каспийскими энергоресурсами, она может потерять все: и дивиденды за их транспортировку, и рынок южных стран
Фактически проиграв первую глобальную битву за контроль и транспортировку каспийских энергоресурсов, прежде всего, азербайджанской нефти, Россия в последующем не отказалась от тактики энергетического прессинга. Она решила сполна отыграться на газе. В последние годы Россия предпринимает активные шаги для усиления своих позиций газового монополиста на всем постсоветском пространстве, блокирования всех альтернативных (в обход России) маршрутов транспортировки газа и, в частности, недопущения реализации проектов "Набукко" и Транскаспийского газопровода. Так что, энергетический прессинг России в отношении постсоветских соседей, в частности Азербайджана, сохраняется.
5. ПЕРСПЕКТИВЫ
Вместе с тем, на нынешнем этапе российско-азербайджанских отношений позитивные тенденции постепенно начинают брать верх над доминирующими ранее негативными тенденциями. Этому во многом способствует высокий уровень личных взаимоотношений на уровне руководства обоих государств, а также соответствующий контекст политических изменений в России, Азербайджане и во всем постсоветском регионе, содействующий расширению партнерских отношений. В немалой степени это обусловлено также усилением геополитической роли, политико-экономического потенциала и сбалансированным (диверсификационным) курсом самого Азербайджана. В последние годы Азербайджан стал получать огромные нефтяные доходы, что позволило достичь значительных темпов развития во всех сферах жизни и создать реальные основы для обеспечения взаимовыгодного политико-экономического сотрудничества со всеми заинтересованными странами и, в первую очередь, с Россией.
Сегодня Россия и Азербайджан являются друг для друга важными внешнеэкономическими партнерами. Двусторонний товарооборот составил в 2009 г. 2,4 млрд долларов, а в 2011 г. эта цифра может составить 2,7 млрд долларов. Импорт из России составил 1,56 млрд долларов (первое место среди внешнеторговых партнеров Азербайджана), а экспорт из Азербайджана в Россию - 385,6 млн (увеличение на 23,8%). В Азербайджане проживает самая крупная русская община на Южном Кавказе, насчитывающая порядка 160-170 тысяч человек. В свою очередь, число азербайджанцев, проживающих в России на временной и постоянной основе, шагнуло далеко за миллион человек. В Азербайджане сохранен самый крупный на Южном Кавказе ареал русского языка и культуры: более 200 школ, десятки газет и журналов на русском языке, функционирует Русский драматический театр, Русский культурный центр, православные храмы, многочисленные совместные бизнес предприятия и т.д.
Вместе с тем, в отличие от экономических и культурных связей, в политической и военной сферах между Баку и Москвой все ещё сохраняются существенные расхождения интересов, сдерживающие темпы развития партнерских отношений. Основными раздражителями отношений являются: для Баку - Карабахская проблема, реального урегулирования которой Кремль особо не добивается, а для Москвы - военно-политическое и энергетическое партнерство Азербайджана с Западом, в чем Россия традиционно усматривает вызов своим интересам. В силу многих причин независимый Азербайджан обречен на преодоление старых и поиск новых форм сотрудничества с Россией. Азербайджан активно пытается наладить тесные контакты со всеми странами, занять достойное место в мировом сообществе. При этом, Россия была и есть приоритетная для него страна, а Азербайджан, естественно, все ещё продолжает оставаться в зоне российских геополитических. экономических, энергетических и даже военных интересов. На данном этапе сохраняются значимые расхождения в стратегических позициях: Азербайджан не может принять имперские амбиции России, а последняя пока не готова адаптироваться к новым геополитическим реалиям и равноправному формату сотрудничества. Цели северного соседа достаточно прозрачны - сохранять постоянную возможность (прямого или косвенного) вмешательства в дела всех постсоветских стран, включая Азербайджан, что мы и наблюдаем все время. Россия из года в год объективно проигрывает Западу борьбу за сферы влияния. Она не имеет возможности предложить своим постсоветским соседям, включая Азербайджан, более выгодные и привлекательные формы политико-экономического партнерства и не может без традиционных державных комплексов помочь в решении их насущных проблем и в реализации энергетических и прочих планов.
Вместе с тем, геополитический климат Южного Кавказа меняется быстро и Россия ищет приемлемые способы адаптации с сохранением своего державного статуса. Южный Кавказ постепенно втягивается в новую фазу геополитической борьбы, в которой, наряду с США и Россией, активно наращивают инициативу