Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 августа 2003 (часть 1)
"Норильский кризис разрешится в октябре".
(Газета 12.08.03 И.Саськов)
Вчера горизбирком Норильска назначил дату выборов нового главы города на 26 октября. Выдвиженец "Норникеля" Лев Кузнецов, исполняющий обязанности мэра Норильска по рекомендации губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, в этот день должен будет сложить свои полномочия. А с завтрашнего дня кандидаты на пост мэра смогут заявить о своих намерениях. Таким образом, норильский политический кризис близок к завершению.
Вчера избирком Норильска на своем чрезвычайном заседании установил дату выборов мэра города - 26 октября 2003 года. 13 августа это решение будет опубликовано в печати, после чего кандидаты смогут начать свое официальное выдвижение. Ранее выборы хотели совместить с выборами в Госдуму в декабре, но выяснилось, что по закону это невозможно. Решение о дополнительных выборах обернется для бюджета немалыми затратами. С учетом второго тура Норильск уже запросил на них 6 млн. рублей (предыдущие выборы обошлись бюджету в 4,5 млн. - Газета).
Напомним, что ситуация с выборами мэра Норильска накалилась в конце апреля - начале мая этого года. Тогда в борьбу за кресло мэра вступили четверо кандидатов, основными из которых считались ставленник "Норильского никеля", председатель местного горсовета Сергей Шмаков и лидер федерации профсоюзов ГМК "Норникель" Валерий Мельников. После 20 апреля стало ясно, что второго тура не избежать. На финишную прямую вышли Мельников (46, 95% голосов) и Шмаков (31,52% голосов). Второй тур был назначен на 4 мая. Однако выборы в итоге оказались сорванными, поскольку 28 апреля по решению суда за незначительное нарушение выборного законодательства был снят с регистрации лидер гонки Валерий Мельников. Его место в бюллетене должен был занять следующий по списку кандидат - не прошедший во второй тур начальник управления снабжения "Норникеля" Леонид Фрайман, не набравший в первом туре и 3% голосов. 29 апреля неожиданно для всех Сергей Шмаков заявил, что добровольно выходит из борьбы. Одновременно с заявлением Шмакова официально объявили о своем отводе и Леонид Фрайман, и последний по списку участник выборов - красноярский юрист Александр Глисков, который в первом туре набрал меньше 1% голосов горожан. Учитывая ситуацию, избирком выборы отменил, а на пост и.о. мэра по рекомендации Александра Хлопонина был назначен очередной выдвиженец "Норникеля" Лев Кузнецов.
"Норильский никель" получил право на реванш".
(Коммерсантъ 12.08.03. Б.Ельшин)
Назначены повторные выборы главы Норильска
Вчера избирательная комиссия единого муниципального образования "Город Норильск" назначила повторные выборы главы города на 26 октября. Весной этого года выборы главы Норильска закончились скандалом: первый тур ставленник градообразующего предприятия, "Норильского никеля", проиграл, а ко второму туру голосования желающих избраться мэром просто не осталось.
Досрочные выборы мэра Норильска были назначены в связи с тем, что 26 января 2003 года действующий глава города Олег Бударгин выиграл выборы губернатора Таймырского автономного округа. Первый тур городских выборов состоялся 20 апреля этого года, однако ни один из четырех кандидатов не набрал 50% голосов избирателей, необходимых для победы. Основная борьба развернулась между спикером горсовета Норильска Сергеем Шмаковым, которого поддерживало руководство ГМК "Норильский никель", и профсоюзным лидером комбината Валерием Мельниковым. Последний свою избирательную кампанию начал еще в конце прошлого года, организовав на "Норникеле" бессрочную забастовку, главным требованием которой стало повышение зарплаты рабочим комбината. Противники профлидера утверждали, что за его действиями стоит компания "Русский алюминий", пытающаяся взять реванш за проигранные в прошлом году выборы губернатора Красноярского края (тогда во втором туре бывший глава "Норникеля", а на тот момент губернатор Таймыра Александр Хлопонин одержал победу над спикером законодательного собрания края Александром Уссом, которого поддерживал "Русал").
Для "Норникеля" первый тур голосования в Норильске закончился поражением: Валерий Мельников, набрав 47% голосов, опередил своего основного конкурента Сергея Шмакова на 16% и практически не оставил ему шансовна победу во втором туре голосования. Но второй тур так и не состоялся. За несколько дней до голосования суд лишил кандидата Мельникова регистрации, после чего самоотвод взяли и все остальные кандидаты, а сами выборы были признаны несостоявшимися. Тогда в штабе господина Мельникова заявляли, что повальное снятие всех без исключения кандидатов было организовано "Норникелем", испугавшимся того, что кандидат Шмаков проиграет во втором туре "кандидату "против всех"". Это стало бы слишком серьезным ударом по репутации ГМК.
Теперь "Норникелю" предстоит во второй раз побороться за пост мэра Норильска. Ранее о своем намерении выдвигаться на повторных выборах заявляли и Валерий Мельников, и Сергей Шмаков. Однако в настоящий момент оба отказываются от комментариев. "Только после того, как решение избиркома примет законную силу, можно будет говорить о выдвижении и регистрации", - заявил "Ъ" Валерий Мельников, пояснив, что иначе его могут обвинить в преждевременной агитации. Такой же точки зрения придерживается и его главный противник.
Впрочем, список претендентов на пост мэра может претерпеть значительные изменения. Например, в Норильске не исключают, что серьезную конкуренцию профлидеру может составить нынешний исполняющий обязанности мэра Норильска Лев Кузнецов, рекомендованный на эту должность губернатором Красноярского края Александром Хлопониным (Норильск входит в состав края, а "Норникель" является основным налогоплательщиком в краевой бюджет) и единогласно утвержденный городским советом. Лев Кузнецов работал в Альфа-банке и банке МФК, затем вместе с Александром Хлопониным перешел в "Норильский никель", где с 1996 года в течение пяти лет был неформальным "начальником штаба" по выводу комбината из кризиса. Он занимал должности заместителя и первого заместителя гендиректора Норильского комбината. С Александром Хлопониным в должности вице-губернатора он работал и на Таймыре, и в Красноярском крае. Местные аналитики считают, что в случае своего участия в выборах господин Кузнецов сможет одолеть Валерия Мельникова. Впрочем, и вопрос об участии в выборах господина Мельникова пока остается открытым: после его победы в первом туре апрельских выборов ему поступали предложения баллотироваться в Госдуму (в частности, от Народной партии), и возможно, что профсоюзный лидер предпочтет этот вариант.
Имена кандидатов на пост мэра Норильска станут известны не ранее 13 августа, когда решение избиркома о назначении выборов будет опубликовано в местной прессе.
"Демократия без мэра".p>
(Время_МН 12.08.03. А.Хохлов)
Избирательная комиссия Норильска назначила выборы главы администрации города на 26 октября. Кроме того, вчера члены комиссии определили размер сметы на кампанию - по сравнению с прошлыми, сорванными выборами, расходы увеличатся на полтора миллиона и составят 6 млн рублей. Это с учетом возможного второго тура.
С чем именно связаны дополнительные государственные инвестиции в становление демократического процесса за Полярным кругом, пока неизвестно, но на сей раз конституционные власти Норильска и руководство ОАО "ГМК "Норильский никель", фактически управляющее территорией, явно решили подстраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. А всяких казусов и скандалов на Севере после перехода в Красноярск Александра Хлопонина было более чем достаточно.
Напомним, что последний законно избранный мэр города Олег Бударгин одержал победу на выборах губернатора Таймыра 26 января 2003 года. После этого местный избирком определил день голосования за нового градоначальника - 20 апреля. Зарегистрировалось семь претендентов. И в первом туре неожиданно выиграл известный своей голодовкой против олигархов Потанина и Прохорова профсоюзный лидер Валерий Мельников - 46, 95% симпатий. Очевидный ставленник промышленной компании Сергей Шмаков набрал только 31, 5% голосов. Но норильский суд снял кандидатуру Мельникова "за нарушения законодательства" (этот вердикт подтвердил и краевой суд), а все оставшиеся претенденты пожелали отказаться от дальнейшей борьбы.
В начале лета - по представлению губернатора Хлопонина - обязанности главы администрации взялся исполнять Лев Кузнецов, несколько месяцев прежде проработавший заместителем Александра Геннадиевича. Он и рассматривался наблюдателями в качестве следующего мэра города: несмотря на высокую популярность протестовавшего Валерия Мельникова, репутация Кузнецова как квалифицированного, спокойного политического менеджера оставляла его конкурентам не так уж и много шансов. Но с момента отмены апрельского тура и за ледяным Полярным кругом кое-что изменилось.
Северные средства массовой информации вдруг принялись активно воевать с одним из заместителей директора заполярного филиала "Норникеля" - по расчетам местных пиарщиков, его популярность также выросла среди населения территории. Не исключается, что этот тонкий ход был сделан сторонниками Мельникова, намеревавшимися растащить голоса между Львом Кузнецовым и его бывшим коллегой по корпорации. А ближе к вчерашнему заседанию избирательной комиссии в массмедиа снова всплыл компромат на голодавшего профсоюзного лидера. Сам Мельников некоторое время не реагировал на выпады, но затем все же заявил прессе, что скоро решит, пойдет ли кандидатом в градоначальники.
К кампании тут же подключился и хорошо известный в Красноярском крае юрист Александр Глисков, более года проверяющий скандальными судебными процессами нарушения законодательства во время предвыборных гонок. Он, не будучи норильчанином, заявил тем не менее, что включится в борьбу, если народ его призовет. Уже по первым признакам начинающейся схватки за должность мэра Норильска можно судить - скучно не будет никому.
* * *
Справка
На апрельских выборах итоговая явка избирателей, принявших участие в первом туре голосования за главу города, составила 29, 44%, Всего в Большом Норильске правом голоса обладают более 156, 5 тыс. человек. Вчерашнее решение избиркома вступит в силу в среду, 13 августа, после опубликования в одной из городских газет.
"Канск должен зимовать спокойно".
("Красноярский рабочий", 12.08.03)
Вчера в Канске побывал губернатор Александр Хлопонин и провел совещание по экономическим и социальным проблемам этого города.
Накануне специальная комиссия во главе с заместителем губернатора Анатолием Матюшенко изучила ситуацию в Канске и подготовила конкретные рекомендации. В свою очередь, губернатор А. Хлопонин надеется подвести итоги этой общей "работы, начиная с финансово-экономического выздоровления предприятий, с затрагиванием энергетической программы".
Особенно внимательно на совещании были рассмотрены вопросы, касающиеся теплообеспечения и коммунального хозяйства, чтобы жители Канска вошли в зиму в нормальных условиях.
"Сработанный еще рабами Рима".
("Известия-Красноярск", 12.08.03, Дарья Марьялова)
В следующий понедельник губернатор края Александр Хлопонин отправится в десятидневный отпуск в Италию. С женой Натальей Зурабовной и дочерью Любой. А в этот понедельник Александр Геннадиевич съездил с однодневным рабочим визитом в Канск. Со своими заместителями Сергеем Соколом и Анатолием Матюшенко. Хотя все ожидали, что в этот день, 11 августа, Хлопонин будет в Москве, где встретится с министром транспорта Сергеем Франком для обсуждения вопроса создания в крае мультимодального транспортного узла - это намерение губернатор озвучил на прошлой неделе на одной из встреч с журналистами. Однако неисповедимы пути "господствующих", и вместо Сергея Франка в расписание главы края был включен Сергей Гуров.
Впрочем, транспортная тема все равно не осталась в стороне. Свой визит Хлопонин начал с посещения путепровода через Транссибирскую железнодорожную магистраль. Строительство объекта ведется уже третий год, сдача первой очереди ожидается в ноябре этого года. Опоздать, по политической логике вещей, не должны - перед выборами такие экономически значимые объекты принято сдавать оперативно.
Даже если приходится немного подхалтуривать. Помнится, печально известный канский канализационный коллектор тоже спешили сдать к выборам в Законодательное собрание. Тогда это была любимая тема кандидатов в кресла краевых парламентариев. Теперь это по-прежнему любимая тема кандидатов от Канского избирательного округа, ставших депутатами. Считается, что жилищно-коммунальное хозяйство Канска - это "прыщ на теле края". Ни в один другой город краевые власти не наведывались так часто, чтобы разобраться с проблемами местных коммунальщиков.
К слову, о выборах Канский округ красноярские политологи уже окрестили "наиболее интересным". В "красном поясе края" баллотироваться будет коммунист с императорским именем и фамилией - Петр Романов. Однако его позиции не так сильны, как в былые времена. И уже ходят упорные слухи не только о том, что сильную конкуренцию ему могут составить двое депутатов ЗС с думскими амбициями - Владимир Горлов и Игорь Исаков, но и о том, что "взять" округ планирует и сам Сергей Гуров (он, дескать, опасается, что может не вытянуть мэрские выборы без поддержки краевых властей). В общем, претендентов много, а коллектор один. Вчера этот "политический объект" Хлопонин посетил сразу после путепровода, на продолжение строительства которого губернатор выделил 84 миллиона рублей.
Руководство насосной станции оказалось скромнее железнодорожников. И на ремонт коллектора попросили у губернатора почти вдвое меньше - всего 44 миллиона рублей. Деньги нужны как можно быстрее, поскольку звено очистных сооружений находится в критическом состоянии и в любой момент может произойти авария. Однако Хлопонин никому не дает денежных сумм, перед которыми стоит вводный оборот "не хватает примерно столько-то". Поэтому губернатор попросил представить ему полную смету и сроки финансирования.
После знакомства с "социалкой", которая попала в некотором смысле в опалу (напомним, что пару недель назад глава края заявил, что социальная сфера отныне будет стоять на втором месте после развития промышленности), Хлопонин посетил канский мясокомбинат ОАО "Мясо" и табачную фабрику.
Сегодня Александр Хлопонин уже в столице, где как раз полным ходом идет работа по формированию федерального и региональных бюджетов на 2004 год. И именно сегодня по этой теме соберется внеочередная сессия Законодательного собрания. Депутаты рассмотрят обращение губернатора Александра Хлопонина о предоставлении Совету администрации края права на получение ссуды из федерального бюджета на подготовку жилищно-коммунального хозяйства края к предстоящей зиме. Согласно постановлению правительства размер таких ссуд равен 50 миллионам рублей.
Прямая речь.
Одним из наиболее острых вопросов, поднятых на встрече губернатора с депутатами Канского городского Совета и мэром города, стала ситуация с энергетикой. Уже не первый год муссируется тема передачи изношенных электросетей с муниципального баланса в собственность энергетиков. Передачу хотят провести в счет долгов перед ОАО "Красноярскэнерго", которых у коммунальщиков Канска накопилось 164 миллиона рублей. В ходе обсуждения Хлопонин предложил сети отдать. Однако канские депутаты высказались категорически против. Александр Геннадиевич потребовал в таком случае обозначить сроки погашения долгов перед "Красноярскэнерго": "Если же решение к 1 сентября не будет принято, то я возьму на себя полномочия решить этот вопрос".
Николай Ашлапов, председатель Союза промышленников и предпринимателей:
- Насколько я помню, в прошлом году энергетики уже требовали отдать сети за бесценок по остаточной стоимости, что явно ниже их реальной рыночной цены. Я считаю, что администрации Канска сначала необходимо просчитать реальную стоимость сетей. После этого я бы на их месте провел тендер, в котором бы участвовал не только монополист, но и альтернативная организация, например, "Евросибэнерго". В результате Канск имел бы все шансы получить альтернативного поставщика электроэнергии. И появилась бы возможность не попадать под диктат монополиста. Город выиграл бы как минимум по двум позициям. Во-первых, благодаря тендеру можно получить большие деньги за сети. Во-вторых, благодаря возникшей конкуренции есть шанс получить более низкий тариф.
"Дополнительные услуги для пенсионеров".
("Красноярский рабочий", 12.08.03)
В Москве подписано соглашение между Советом администрации Красноярского края и Пенсионным фондом РФ.
Оно регламентирует порядок финансирования расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим (малоимущим) пенсионерам. Помощь будет оказываться в виде дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров по старости. С 1 августа свыше 400 тысяч неработающих пенсионеров по старости смогут получить дополнительные медицинские услуги.
Администрация края обязуется выделить на каждого неработающего гражданина, в том числе пенсионера, 925 рублей в год. Пенсионный Фонд застрахует неработающих пенсионеров по старости на 525 рублей. Уже в августе в медицинские учреждения края поступит 17 544 тысячи рублей, в дальнейшем деньги будут перечисляться только за фактически оказанную медицинскую помощь - таково условие Пенсионного фонда.
Всего в эксперименте участвует 134 медицинских учреждения, работающих в системе обязательного медицинского страхования. У всех участников эксперимента есть база данных неработающих пенсионеров по старости. За их медицинским обслуживанием будет налажен строгий контроль, для чего создается система "обратной связи" с пенсионерами.
В конце года каждый неработающий пенсионер по старости получит по почте выписку из его лицевого счета, где будут указаны наименование, количество и стоимость оказанных ему медицинских услуг.
"Полгода депутатского труда".
("Красноярский рабочий", 12.08.03, Иван Антонов)
Законотворчество.
В первом полугодии нынешнего года на семи сессиях Законодательного Собрания края было проведено 29 заседаний, в том числе 8 внеочередных. Всего краевые парламентарии приняли 209 законов и свыше тысячи постановлений. Кроме того, тринадцать постоянных комиссий ЗС провели свыше 120 заседаний, на которых рассмотрели более 1100 вопросов.
Среди принятых в первом полугодии законов края не менее двух десятков имеет большую общественно-политическую и социально-экономическую значимость. В том числе:
- "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края";
- "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (внесен группой депутатов);
- "О местном референдуме" (внесен группой депутатов);
- "О порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации";
- "О краевой целевой программе "Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации" на 2003 год";
- "О приватизации государственного имущества Красноярского края в 2003 году";
- "Об оказании в 2003 году единовременной материальной помощи работникам краевых государственных и муниципальных учреждений в связи с ростом цен и тарифов на потребительские товары и услуги";
- "О внесении изменений в Закон Красноярского края "Об установлении ежемесячных персональных пособий в Красноярском крае";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства";
- "О краевой целевой программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2003-2005 годы";
- "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Красноярского края";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "Об управлении государственной собственностью Красноярского края";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Красноярском крае". До рассмотрения на сессии все законопроекты тщательно прорабатываются в постоянных комиссиях, куда их направляют после того, как свои заключения вынесут Счетная палата края и экспертно-правовое управление ЗС. На заседаниях постоянных комиссий проекты законов обсуждаются порой не один раз, подвергаясь доработке и переработке.
Инициаторами и разработчиками законопроектов являются как постоянные комиссии краевого парламента и управления (комитеты) администрации края, так и муниципальные образования, а также отдельные депутаты.
Например, в мае - июле 2003 года в головную комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества направлены четыре законопроекта, касающиеся избирательного законодательства края: "Об избирательной комиссии Красноярского края", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края", "О местном референдуме" и "О выборах в органы местного самоуправления Красноярского края". В числе инициаторов, внесших данные законопроекты,- депутаты А. М. Клешко, А. А. Симановский, В. С. Нечаев, О. А. Пащенко, И. Е. Захаров.
Рабочая группа и совет экспертов при постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности готовятся к внесению законопроекта "Об охране окружающей среды в Красноярском крае". Возможно, уже на осенней сессии Законодательного Собрания этот законопроект будет рассмотрен в первом чтении.
Большое число законопроектов готовят постоянные комиссии по экономической политике и собственности (В. Н. Севастьянов), по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике (Ю. К. Абакумов), по финансам, бюджету и налоговой политике (Р. В. Кармазина), по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи (С. М. Андронова).
Работа с письмами, обращениями и заявлениями граждан, прием депутатов по личным вопросам.
Депутаты Законодательного Собрания края регулярно встречаются с избирателями в округах, работают с письмами, обращениями и заявлениями граждан, ведут их личный прием. Каждый депутат имеет определенный день недели для личного приема граждан.
Вот сравнительные данные о работе с письмами, обращениями и заявлениями в первом полугодии 2002 года и в первом полугодии 2003 года.
2002 года
2003 года
Из приведенной таблицы видно, что объем письменных обращений и заявлений в законодательный орган края в минувшем полугодии несколько сократился в сравнении с первым полугодием прошлого года. В то же время увеличилось количество устных заявлений и обращений, а также писем и предложений.
По характеру обращений, как и в прошлом году, первое место занимают вопросы законности и правопорядка (617), затем идут вопросы, связанные с жильем и ЖКХ (492), с социальной помощью и льготами (235), с пенсионным обеспечением (103).
Все обращения распределяются по депутатским приемным. От двухсот до пятисот и более вопросов передано на рассмотрение в приемные А. В. Усса, М. И. Добровольской, Ю. К. Абакумова. У остальных депутатов - от нескольких десятков до полутора сотен вопросов. В решении проблем, содержащихся в письмах и обращениях граждан, помогает либо сам законодательный орган, либо краевые управления и комитеты, либо муниципальные органы городов и районов края. При этом львиная доля вопросов решается в Законодательном Собрании края.
"Мы живем за счет детей и внуков".
("Красноярский рабочий", 12.08.03)
Все мы давно привыкли к мысли, что Красноярский край - невероятно богатая территория с мощным природным потенциалом. Уголь, нефть, газ, полиметаллические руды, полноводные реки и озера, хвойные леса, биоресурсы - казалось бы, эти запасы неисчерпаемы и должны приносить жителям края весомые дивиденды. Отчасти так и получается: 70 процентов бюджета края формируется предприятиями, которые занимаются добычей и переработкой природных ресурсов. Тем не менее, богатейшая природно-сырьевая база края не приносит должной отдачи. К тому же своими действиями мы зачастую наносим природе вред.
Рациональное и эффективное природопользование - одна из наиболее важных задач, которую нужно решать незамедлительно. С этой целью на I сессии Законодательного Собрания края третьего созыва была создана постоянная комиссия по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности. Сегодня о задачах, стоящих перед комиссией, рассказывает ее председатель Юрий Захаринский.
"Сейчас у регионов всеми способами стараются отнять второй ключ. Это как в банке - чтобы открыть сейф, нужны два ключа. Один находится у банка, второй у клиента. Так вот, если представить наши месторождения таким сейфом, то, чтобы приступить к их освоению, нужны оба ключа - необходимо пройти процедуру согласования как на уровне Федерации, так и на уровне субъекта РФ. Это абсолютно оправданная мировая практика, ведь речь идет о природных богатствах, принадлежащих всему населению страны".
- Можно назвать много причин, обусловливающих низкую отдачу природно-сырьевой базы края, да и всей страны в целом. Прежде всего это неграмотное и нерачительное использование природных ресурсов. Этому способствует слабое законодательство, как федеральное, так и краевое. Не лучшим образом сказывается неэффективность рыночных отношений в отраслях природопользования, неотлаженная система управления, нехватка профессиональных кадров, в том числе руководителей, способных работать в современных условиях.
Поэтому, когда формировалась наша комиссия, депутаты, вошедшие в ее состав, первостепенной задачей видели создание законодательного поля - пакета краевых законов, способных оптимально урегулировать отношения природопользователей с бюджетом, государственной властью и населением, законов, которые заставили бы предприятия рачительно использовать природные ресурсы, заниматься не только их эксплуатацией, но и восстановлением, рекультивацией, охраной окружающей среды.
Чтобы решать эту задачу профессионально, депутаты пришли к выводу о необходимости создания при комиссии постоянно действующего экспертного совета. В его состав вошли ведущие специалисты в области геологии, лесопользования, гидрометеорологии, биологических ресурсов, мониторинга окружающей среды. Среди них - директор КНИИГиМС В. Г. Сибгатулин, директор филиала Международного института леса В. А. Соколов, директор НИИ экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем В. Н. Лопатин, декан биологического факультета КГУ А. П. Савченко и ряд других не менее авторитетных в своих областях специалистов. Да и депутаты в состав комиссии вошли из числа тех, кто не понаслышке знает проблемы природопользования, обладает большим производственным и административным опытом, - Р. В. Кармазина, Л. А. Каплина, В. В. Горлов.
Не секрет, что сегодняшнее время не назовешь "золотым веком" геологии. Со времен Петра I природные запасы разведывались и готовились для будущих поколений. А мы не воспроизводим даже то, что добываем. Весь мир сейчас работает так: тонну добыл - полторы приращивай, занимайся разведкой. Мы же живем за счет своих детей и внуков. Отрабатываемые нынче запасы нам подготовили лет 20-30 назад. С первого дня работы в комиссии мы столкнулись с тем, что геология сегодня выживает, а не развивает минерально-сырьевую базу. По самым скромным оценкам, для эффективного освоения минеральных ресурсов ежегодно требуется не менее 230-250 миллионов рублей. И эти деньги должны выделяться из бюджета. Они вернутся сторицей - в виде лицензионной платы за освоение и разработку месторождений, в виде новых рабочих мест, налогов от предприятий-природопользователей.
Лесные запасы Красноярского края составляют пятую часть лесов всей страны и позволяют обеспечить поступления в краевой бюджет, сопоставимые с доходами от добычи и переработки полезных ископаемых. На деле картина совсем иная. Лесная отрасль в упадке. Проблемы по всей цепочке: от лесозаготовки до переработки и продажи, в том числе и на экспорт. Изношенность техники и оборудования в леспромхозах достигла 80 процентов, у рабочих низкие заработки, разрушена социальная сфера. При этом первую скрипку в добыче и реализации играют не крупные предприятия, а мелкие собственники, зачастую занимающиеся теневой лесозаготовкой. Только официально их зарегистрировано свыше восьмисот, а экспортеров - и того больше. За последние 10 лет управление отрасли реформировалось несколько раз, но существенных изменений не произошло.
Именно поэтому во главу угла поставлен вопрос о разработке программы по выводу лесной отрасли из системного кризиса. По подсчетам экспертов, только наведение порядка в учете и контроле за заготовкой и вывозом древесины даст бюджету дополнительно более миллиарда рублей. Работа над программой находится под непосредственным контролем А. Г. Хлопонина. В конце мая в Канске на выездном заседании губернаторского совета состоялось первое обсуждение программы, но пока она не устроила ни администрацию края, ни нашу комиссию, ни руководителей крупнейших предприятий отрасли. Сейчас работа продолжается, в сентябре планируется повторное обсуждение.
Следующая отрасль, на которой я остановлюсь,- рыбное хозяйство. В начале прошлого века в низовьях Енисея добывали более ста тысяч пудов рыбы. В 1915 году в Енисейске была открыта школа рыбного дела с трехгодичным курсом обучения. В советское время существовали достаточно крупные специализированные предприятия по добыче и переработке рыбы, вылов производился в соответствии с рекомендациями ученых. Сегодня многочисленные рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия действуют стихийно, разобщенно. Отрасль плохо контролируется и никем не управляется. Критических масштабов достигло браконьерство. Между тем особенность биоресурсов заключается в том, что они самовоспроизводятся, в отличие, например, от минерально-сырьевых. Ими следует лишь грамотно управлять, не допускать перелова и способствовать воспроизводству.
В мае этого года комиссия одобрила проект краевой целевой программы "Развитие рыбного хозяйства Красноярского края на период 2004-2008 гг.", в которой заложен научно обоснованный подход к управлению и развитию рыбного хозяйства. В июне комиссией принято решение о рациональном использовании водных биологических ресурсов, где, в частности, предлагается выделять лимиты на вылов с учетом мнения научных учреждений и органов местного самоуправления, на чьих территориях добывается рыба. Совету администрации края мы предложили заключить соглашение с Госкомрыболовством и подготовить перечень компенсационных мероприятий, к выполнению которых необходимо приступить уже в этом году. Отдельное решение комиссия приняла по воспроизводству ценных пород рыб.
Аналогичные подходы комиссия разрабатывает в сфере сохранения других биологических ресурсов, охотничьего промысла. На особом контроле мероприятия по сохранению окружающей среды и их законодательное сопровождение. И все-таки самая главная, концептуальная задача, которая стоит не только перед комиссией, но, по моему мнению, перед всей краевой властью, - это разработка концепции комплексного оптимального природопользования на территории края. Причем в идеале эта концепция должна быть созвучна аналогичным законам Эвенкии и Таймыра.
Что это значит? Начиная с первого этапа - геологической разведки, переходя затем к конкурсу на выдачу лицензий и на разработку месторождений, к самой добыче и переработке, к развитию сопутствующих производств, транспортных узлов, социальной инфраструктуры, природоохранных мероприятий, мы должны соизмерять каждый шаг на этом пути с едиными принципами развития региона. Необходимо создавать инвестиционно благоприятный климат. А его не будет без стабильной, продуманной законодательной базы. Вот здесь у нас большие проблемы. Законы о природопользовании нуждаются в совершенствовании. К тому же Федерация пытается ущемить регионы при распоряжении и управлении природными ресурсами, расположенными на их собственной территории.
В качестве экспериментальной площадки высоких технологий природопользования был предложен Ангаро-Енисейский регион, который мы хотели бы наделить еще и статусом особой экономической зоны. Регион этот уникален. В 500-километровой зоне сосредоточены доступные уже сегодня запасы нефти, газа, золота, угля, свинца, марганца, леса. Для того чтобы все это не только эффективно добывать, но и перерабатывать по высоким технологиям, в крае есть значительный потенциал - как научный, так и производственный.
Серьезная проблема - привлечение инвесторов. И вот здесь необходимо, чтобы Федерация поделилась своими полномочиями с краем. Иначе бюрократизация, постоянно меняющиеся правила игры на налоговом поле напрочь отпугнут возможных инвесторов. Для их привлечения необходимо и создание особой экономической зоны с некоторыми налоговыми и даже таможенными льготами. Практика и опыт Китая, Канады, Аляски показывают, что эти масштабные планы могут придать огромный импульс развитию не только края, но и России в целом.
"Борьба на бюджетной арене".
("Красноярский рабочий", 12.08.03, Сергей Блинов, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по культуре, спорту и туризму.)
Когда мы говорим о современном человеке, подразумеваем, что он должен быть образованным, владеющим высокотехнологичной профессией, востребованным обществом. И обязательно - физически здоровым, любящим и понимающим культуру своей страны, своего народа.
"Все члены нашей комиссии участвуют в организации и подготовке спортивных соревнований. Можно назвать турнир по футболу среди ветеранов, турниры на призы заслуженного тренера России Ю. А. Уриновича, памяти Ю. И. Свищева, а также турнир любителей футбола "Фан-Сибириада", детско-юношеские турниры на кубок В. П. Астафьева, на кубки наших прославленных земляков А. Ф. Тарханова и О. И. Романцева".
За этими простыми понятиями стоит большая работа, которую, с одной стороны, должен выполнять сам человек.
С другой стороны, государство обязано помочь гражданам реализовать потребности в физическом и культурном развитии. Именно с этой целью в Законодательном Собрании края была образована постоянная комиссия по культуре, спорту и туризму. Комиссия небольшая по составу - помимо меня в нее вошли депутаты В. И. Усаков и Л. И. Федотенко. Эти имена хорошо известны жителям края. Валерий Иосифович - профессор, доктор педагогических наук, многие годы занимается вопросами физической культуры и спорта, является автором множества научных трудов и методик, признанным авторитетом в этой отрасли не только в стране, но и в мире. Леонид Иванович - режиссер одного из любимых красноярцами театров, ТЮЗа, во второй раз избран депутатом ЗС.
Безусловно, приоритетной задачей комиссии является работа над законами края в области спорта, культуры и туризма. За последние 30 лет в крае создана неплохая материальная база спорта. Центральный стадион, Дворец спорта им. И. Ярыгина, теннисные корты, спортивные комплексы КраМЗа и завода цветных металлов - лучшие в Сибири. Это позволяет надеяться на то, что новое поколение красноярцев сможет приумножить спортивную славу родного края. Вместе с тем стоит отметить такой парадокс. Лидируя в сибирском регионе по спортивным достижениям, мы уступаем почти всем сибирским территориям в обеспеченности населения спортсооружениями. Судите сами: в спортивных залах может заниматься лишь 2,4 процента жителей края, в бассейнах - 1,1 процента, на плоскостных сооружениях - 1,9 процента.
Именно поэтому, наверное, многие задаются вопросом: а так ли необходимо в условиях дефицитного бюджета поддерживать команды мастеров? Мы убеждены - делать это необходимо. И вот почему. В Красноярском крае сложились хорошие спортивные традиции, которые позволили нам занять ведущие позиции на спортивной арене. Сегодня Красноярский край - одна из самых спортивных территорий России. Мы стабильно лидируем в таких ведущих видах спорта, как регби, хоккей с мячом, биатлон, лыжные гонки, санный спорт, вольная борьба, дзюдо, бобслей. Гордостью края стали известные спортсмены и тренеры - И. Ярыгин, Д. Миндиашвили, А. Шумаков, О. Ромасько, О. Пылева, С. Черноусова, Ю. Носова-Печенкина, Е. Наймушина, В. Шевчук, В. Путинцев, С. Ломанов, П. Ростовцев, Адам и Бувайсар Сайтиевы и многие другие. Наши спортсмены входят в сборные команды России примерно по 30 видам спорта. Конечно, это большая бюджетная нагрузка. Наша задача - подготовить спортсмена до российского уровня, а затем пойдет федеральное бюджетное финансирование по линии спорткомитета России.
У нас принят важный закон "О физической культуре и спорте в Красноярском крае". Этот закон, с одной стороны, регламентирует всю спортивно-физкультурную деятельность, с другой стороны, в нем есть стимулирующая статья, согласно которой за выступление на всероссийской и международной арене выплачиваются премиальные. Это позволило нашим спортсменам занять очень высокие места в спартакиаде Сибири, на чемпионатах страны и мира, на Олимпийских играх. В соответствии с законом в этом году были проведены первые вы-платы нашим спортсменам, которые почувствовали заботу государства.
В рамках комплексной целевой программы поддержки команд мастеров по игровым видам спорта было израсходовано около 217 миллионов рублей. Благодаря этому нам удалось поддержать команды мастеров по таким видам спорта, как регби, хоккей с мячом, футбол, баскетбол. Тот уровень, которого достигли команды, создавался годами, было вложено много денег. Поэтому бросить сейчас спортсменов на произвол судьбы невозможно.
Эта же программа предусматривала развитие спорта в районах края. К сожалению, из-за несвоевременного финансирования, слабого руководства не были выполнены такие важные пункты программы, как строительство спортивных плоскостных сооружений в территориях края. В районы не были отправлены деньги на строительство детских спортивных площадок. Это снизило эффективность подготовки спортивного резерва для профессиональных команд. Предусмотренные в программе на эти цели деньги освоены не были. Комиссия считает, что это явная недоработка органов власти, руководителей сферы физической культуры и спорта.
На осуществление всех программ, конечно, денег не хватает, но первоочередные задачи решаются. В частности, выделяются средства для подготовки спортивного резерва, который сосредоточен в детских спортивных школах. Эти школы находятся в системе образования и в структуре спорткомитета. В них занимается более 70 тысяч детей. Сейчас готовится еще одна комплексная целевая программа развития физической культуры и спорта в Красноярском крае. Сегодня она находится на доработке в администрации края, осенью должна поступить на рассмотрение в Законодательное Собрание.
Если говорить в целом о культуре, то здесь главная беда - ветшание сооружений, зданий, специальной техники, износ основных фондов, который составляет 70-80 процентов. В городах краевого подчинения (Канске, Ачинске, Минусинске) эти цифры еще больше. Несмотря на то, что сейчас готовится краевая программа по поддержке культуры, из-за напряженного бюджета многие позиции будут учтены не в полной мере, и их выполнение растянется во времени. Понятно, что мгновенно поднять культуру невозможно. Но стремиться к возрождению и развитию культурных ценностей Красноярья надо.
И сегодня в этой области принят основной закон - закон о культуре. К сожалению, он вошел в некоторое противоречие с позднее принятыми законами. Например, творческие работники оказались слабо защищенными в условиях жилищно-коммунальной реформы. Дублировались некоторые статьи по льготной оплате коммунальных услуг. Осенью будем вносить поправки, чтобы устранить все недостатки.
В этом году в бюджете края заложено финансирование программ "Безопасность музейных фондов" и "Поддержка сельской культуры". Состояние сельской культуры - крайне важный вопрос. Как и многое другое, финансируется она сегодня скудно. Муниципальные образования практически не оказывают материальную помощь районным учреждениям культуры. Поэтому программа является одним из основных стержней поддержки и развития культуры в районах. Там отражены конкретные мероприятия - ремонт помещений, приобретение оборудования и многое другое.
В таких условиях удивляет и радует настроение творческих коллективов. Вот где работают настоящие энтузиасты! Симфонический и камерный оркестры, оркестр народных инструментов, театры, ансамбль Годенко известны всей стране и отмечены несчетным количеством российских и международных наград. Творческий потенциал в крае очень высок. Ему не хватает материальной поддержки в виде помещений, средств, инструментов, техники, методической базы. И мы как законодатели будем всеми силами и средствами способствовать оказанию этой поддержки.
Край очень перспективен в области развития туризма. Речь, конечно же, идет не столько о спортивном туризме, сколько о туризме как о сфере экономики. В этом отношении Сибирь - настоящая "золотая жила". Прекрасная природа, многочисленные озера, живописные ландшафты всегда привлекали туристов в Красноярский край. Но, к сожалению, четкой стратегии развития туристического бизнеса у нас пока нет. По-прежнему красноярцы стремятся выехать на отдых за пределы края, а то и страны. Многочисленные туроператоры пытаются убедить, что "климат здесь не тот" и народ все равно будет стремиться выехать к морю. Но наши озера на юге края не хуже! Отсутствие сервиса, концепции развития индустрии туризма, финансовые риски для инвесторов - вот наша беда, а вовсе не климат. И в этом плане комиссии предстоит большая работа.