Николай Радов: Чем выгоден Белоруссии "Северный поток"?
6 сентября случилось то, чего долгие месяцы опасались как власти Украины, так и Белоруссии - стартовала эксплуатация газопровода "Северный поток". В этот день началась закачка в него технологического газа общим объемом 100 миллионов кубометров, что позволит уже через месяц приступить к поставкам российского голубого топлива европейским потребителям. В нынешних условиях, когда доход Белоруссии и Украины от транзита газа, по мнению экспертов, может резко сократиться, российская сторона получает неоспоримый козырь в переговорах о более тесной экономической и политической интеграции трех славянских государств. Об этом свидетельствует заявление премьера Российской Федерации, сделанное им в день запуска "Северного потока" в Выборге. По словам В. Путина, с появлением возможности прямых поставок в Германию по дну Балтийского моря Украина теряет эксклюзивное положение в процессе транзита газа: "Украина - наш давний, традиционный партнер. Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает. Наши отношения будут приобретать все более цивилизованный характер".
Создание "Северного потока" многие аналитики связывают с чисто политическим мотивами, в основе которых лежит стремление Кремля "прижать к ногтю" неподатливый Киев, а заодно и Минск, руководство которого отличается своей непредсказуемостью и эмоциональностью. Напомним, еще недавно А. Лукашенко всенародно заявлял: "В землянки пойдем, но на шантаж не поддадимся!". Однако, на наш взгляд, ситуация, сложившаяся с началом эксплуатации "Северного потока", не может рассматриваться так однобоко, так как в ней переплелись интересы не только России, Украины и Белоруссии, но и практически всего
По мнению многих наблюдателей, появление двух веток новой газотранспортной системы может сильно осложнить экономическое и политическое положение не только Украины, через которую на сегодняшний день идет около двух третей транзита газа в Европу, но и Белоруссии, руководство которой до недавнего времени стремилось использовать свое географическое положение в качестве основного козыря при переговорах с Москвой. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация, связанная с "Северным потоком", не выглядит столь однозначной и, в первую очередь, для Минска, руководство которого, при должной сноровке, может извлечь из нее массу выгод. Особенно на фоне продолжающегося газового спора Украины и России.
Экономические выгоды
Создание "Северного потока", по заявлению российских властей, предназначено не только для транспортировки новых контрактных объемов газа, но и переноса потоков с уже действующих маршрутов. В первую очередь речь идет о поставках газа в Чехию и Словакию через Германию, не используя Украину в качестве транзитной страны, отношения с которой, несмотря на нахождение у власти, как считают многие, пророссийски настроенного Януковича, оставляют желать лучшего. Длящееся уже не один год газовое противостояние Украины и России, по-видимому, решить дипломатическим путем в ближайшее время не удастся, тем более что Киев, осознавая практическую бесперспективность давления на Москву, решил привлечь к себе на помощь Евросоюз. Правда, в официальных украинских заявлениях слышится определенная тоска и детская обида: "цена для Украины некорректная, условия выписаны как будто для врага", "позиция России для нас категорически неприемлема, если она не изменится, мы пойдем в международный арбитраж... Мы бы хотели понимать, за что нас наказывают". Все это напоминает высказывания президента Белоруссии, который, не имея иных рычагов влияния, уже который год пытается спекулировать братскими отношениями и героическим прошлым.
Вопрос цены на газ и объемов его транспортировки европейским потребителям являются стратегически важными для экономического развития Украины и Белоруссии. При этом у обоих государств вошло в привычку сразу же после заключения газовых контрактов с Россией требовать их пересмотра. Однако, в отличие от Минска, который, помимо скидок, пытается фактически получить еще и экономический статус субъекта федерации, Киев хочет получить все, не потеряв ничего. Например, украинские власти практически не идут на компромисс с "Газпромом", считая предложения по созданию совместного предприятия по транспортировке газа посягательством России на независимость Украины (к слову, в Германии, с которой любят сравнивать ситуацию в Киеве, "Газпром" имеет подобное предприятие, где обладает 50 % капитала). Более того, в начале сентября украинский премьер
Описанная выше ситуация предоставляет Минску определенные шансы на получение ряда экономических выгод, которых в ближайшей перспективе будет лишен Киев. Так, у белорусов появляются практически стопроцентные шансы на гарантированное заполнение своей газотранспортной системы в будущем (а это постоянные поступления в бюджет) и получение 2,5 млрд. долларов США за оставшуюся долю "
Политические выгоды
В ближайшей перспективе Минск может попытаться использовать газовый вопрос в качестве инструмента в своей политической игре. Известно, что одним из возможных вариантов решения газового спора в Кремле считают вхождение Украины в
Стремление стать в споре на сторону сильного - шаг, пожалуй, правильный и оправданный не только ожиданием "подарков" из Кремля в виде снижения цены на газ, но и возможностью улучшить свой политический имидж. Вполне возможно, что Лукашенко предложит свои услуги как Киеву, так Москве не только в качестве примера успешного сотрудничества с "Газпромом", но и в качестве посредника на переговорах. Какой бы абсурдной не выглядела подобная идея, игнорировать ее, особенно накануне президентских выборов в России, нельзя, так как белорусский лидер любыми возможными и невозможными способами будет стремиться доказать будущему руководству Российской Федерации свою крайнюю нужность в политической игре на постсоветском пространстве.
Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, мизерность указанных выше экономических и политических выгод, их перспективность нельзя недооценивать. С одной стороны, для Москвы, несмотря на определенное отсутствие интереса к внутриполитическим событиям в соседней с ней республике, крайне важно не только не опасаться удара в спину, но и понимать, когда и ради чего можно поступиться собственными интересами. Поэтому белорусская позиция по вопросу транзита газа, особенно в условиях нарастания напряженности не только с Киевом, но и некоторыми страна Евросоюза, в ближайшее время может стать одним из ключевых моментов в процессе формировании транзитной политики России. С другой стороны Минску в сложившихся ныне политических и экономических реалиях жизненно необходимо иметь постоянную поддержку со стороны Кремля, получить которую можно лишь в случае строго следования в фарватере российской политики. Сможет ли каждая из сторон в полной мере воспользоваться выгодой от совместного сотрудничества, покажет время. Однако уже сегодня ясно одно - Белоруссия имеет реальную возможность вернуть себе статус стратегически важного партнера России и отказ от подобного шанса может стать для нее роковым.