"Курды[-езиды"] (т.е. те езиды, которые по национальности считают себя курдами) постоветского пространства время от времени жалуются, что они (наряду с ассирийцами) являются единственными этническими группами, у которых нет государства или государственного образования, куда они могли бы уехать на постоянное место жительства. Они утверждают, что армяне могут уехать в Армению, азербайджанцы - в Азербайджан, русские - в Россию, греки - в Грецию и т.д. "Езиды по национальности", естественно, также никак не рассматривают Курдистан в качестве страны для репатриации.

Постсоветские "курды-езиды" не рассматривают возможность выезда в Иракский (Южный) Курдистан. Хотя Регион Курдистан является частью Ирака, очевидно, что он имеет очень высокий уровень самостоятельности, закреплённый конституционно. При желании руководство Южного Курдистана могло бы договориться с федеральными властями Ирака о репатриации туда постсоветстких "курдов-езидов", как "своей" диаспоры. Тем более, что руководство Курдистана регулярно заявляет о большом уважении к езидской религии, к которой до распада СССР принадлежало большинство курдов Грузии и Армении (сегодня в связи с массовым принятием езидами православия, и некоторых сект количество приверженцев езидской веры неизвестно). При этом регион, в котором езиды составляют большинство, либо входит (часть районов) в административные границы Региона Курдистана, либо этногеографически относится к Южному Курдистана (бо́льшая часть районов), но находится за пределами административных границ Курдистана. Хотя бо́льшая часть районов, населённых курдами-езидами, не входит в состав Региона Курдистана, курдистанские власти утверждают, что большинство курдов-езидов этих районов выступают в соответствии со статьей 140 конституции Ирака за присоединение к Региону и должны быть присоединены к Курдистану. Таким образом, привлечение "курдов-езидов" диаспоры, исторические территории и духовные центры которых относятся к Южному Курдистану, показало бы реальное (а не декларативное) отношение курдистанской администрации к курдам-езидам.

Однако, очевидно, что, с одной стороны, курдистанские власти не рассматривают, в частности, постсоветских "курдов-езидов" в качестве соотечественников. (Здесь мы не будем далее анализировать хорошо известный региональный эгоизм иракских курдов) [1] С другой, сами постсоветские "курды-езиды" не рассматривают Южный Курдистан в качестве исторической родины (не на словах, а на деле). Кроме того, для той части постсоветских "курдов-езидов" (это, как правило, жители Грузии и Армении), которые настроены на эмиграцию по социально-экономическим причинам, он не представляет никакого интереса по следующим причинам:

1. Они желают сбежать в Европу для реализации своих иждивенческих устремлений и получения различных социальных пособий. В Курдистане хватает своих иждивенцев, и курдистанская молодёжь также в значительной степени настроена на то, чтобы сбежать в Европу.

2. В Южном Курдистане тотально господствует диалект сорани и наблюдается попытка полной соранизации единственной курманджидиалектной провинции Южного Курдистана (Дохука). Безусловно, это не может быть привлекательным для курдов-"езидов", говорящими на классическом курманджи (хотя и значительная часть постсоветских курдов уже не владеет курдским языком). Поэтому нередко курманджидиалектные курды Ирака (и в особенности езиды) предпочитают арабский язык диалекту сорани.

3. Вряд ли права курдов-езидов в Южном Курдистане (хотя это может показаться странным), будут защищены (или сейчас защищены) лучше, чем, например, в постсоветских странах.

Так, очевидно, что в этих странах вряд ли курд может стать президентом. Но практически все другие должности и пути для лояльных граждан, хорошо интегрированных в общества этих стран, открыты. Однако "курд-езид", не может стать президентом и в Курдистане. "Курды-езиды" де-факто рассматриваются в качестве меньшинства, как и ассирийцы, туркоманы, арабы и др., т.е. не курды, которые являются титульной нацией Курдистана. Хотя руководство Курдистана и заявляет регулярно, что езиды являются "наиболее чистыми курдами" [2] и "если езиды - не курды, то курдов не существует" (Масуд Барзани), однако упоминает, как правило, езидов лишь в контексте других меньшинств (туркоман, арабов, ассирийцев и т.д.). Для меньшинств (в т.ч. езидов) выделяются квоты (в парламенте, правительстве и т.д.), которые и подтверждают отсутствие возможности для обычных путей вертикальной мобильности в курдистанском обществе для меньшинств (исключения, естественно, возможны). Более того, осмелимся утверждать, что, мусульманские меньшинства Курдистана находятся в лучшем положении, чем езиды.

Хорошо известно, что время от времени при организации малейших провокаций в Южном Курдистане наблюдаются погромы курдов-езидов. Так, например, в конце апреля 2007 г. езиды, работавшие в гостиницах и ресторанах в Дохуке, Эрбиле и Сулеймании, а также обучавшиеся в вузах в Эрбиле, были атакованы исламскими экстремистами курдского происхождения, и бежали из этих городов Курдистана. Уровень исламизации общества в Курдистане сильно вырос в последние годы и находится на высоком уровне, хотя и не самом высоком на Ближнем и Среднем Востоке. Однако и этого уровня исламизации достаточно для широко (хотя и не повсеместно) распространённых настроений против езидов. Не случайно, даже те курды-езиды, которые всю жизнь действовали в рамках курдизма, не занимаясь проблемами езидов, не могут не отметить, что курдистанское общество (курды-мусульмане) до сих пор не желает признавать реальность езидской веры, а езидов в качестве части курдского народа. Как отмечал курдский писатель, "курд-езид" (т.е. человек, которого никак нельзя подозревать в антипатии к курдам), Тос'нэ Рашид, "причиной того, что езиды не рассматривают себя курдами, являются именно курды" [3]. Он приводил также примеры, когда езиды утверждают, что курды[-мусульмане] не считают их за курдов [4].

Другой выходец из Армении курдский писатель Аскарэ Бойик также пишет, что далеко не среди всех курдов езиды и езидское рассматриваются курдами и курдским. По его мнению, у курдов[-мусульман] неверные взгляды в отношении езидов и они рассматривают езидов с позиций [мусульманского] религиоцентризма [5]. Аскарэ Бойик по этому вопросу приводит даже такой личный пример. В Армении он являлся (и считался) курдским писателем, но в Европе курдские интеллигенты стали почему-то называть его "езидским" писателем. Это, по его мнению, является свидетельством того, что даже курдские интеллигенты всё ещё не освободились от религиозного (мусульманского) влияния [6].

Итак, значительная часть курдов не считает езидизм религией, а езидов - курдами. Особенно широко распространена антипатия к езидам среди курдистанских масс.

Повышение уровня религиозности курдов-мусульман, приводящее к дискриминация езидов, усиливает процесс их обособления от остальной части курдов. Всё это, по мнению ряда авторов, приводит к безразличию езидской интеллигенции в Ираке в отношении общекурдских вопросов [7].

Тос'нэ Рашид в одном из своих откровенных интервью по проблемам езидов отмечает, что во время поездки в Сирийский Курдистан он обратил внимание, что поселений езидов в районах проживания курдов не существует. Поселения езидов имеются лишь на границе между курдами и арабами (то же самое, верно отмечает Т.Рашид, наблюдается в Северном и Южном Курдистане). В глуби Курдистана езидов почти не осталось. Уточнив у местных жителей причину этого, Т.Рашид был изумлён ответом: оказывается [курды-]езиды бежали к арабам в связи с нападениями курдов[-мусульман] [8]. Хорошо известно также, что резня [курдов-]езидов практически всегда осуществлялась курдами[-мусульманами]. А наиболее крупная резня [курдов-]езидов была осуществлена курдом, эмиром Ревандуза Мир Мухаммедом (Mîrê Kor) во исполнение фетвы Муллы Хати [9].

Нередко отношение к курдам-езидам как к какой-то скверне. Не случайно, на очень высоком уровне находится и трудовая дискриминация работников, когда за один и тот же труд, курды-езиды получают меньшую заработную плату, поскольку "осквернительны". Бизнес езидов тоже по этой причине практически не имеет никаких шансов на успех в курдистанском мусульманском обществе, поскольку и их компании, и продукция, производимые ими, "осквернительны" [10]. Очевидно, что подобное отношение к езидам характерно не со стороны всех курдов-мусульман, но всё же значительного числа. Между тем бизнес [курдов-]езидов ни в России, ни в Грузии, ни в Армении (ни в других немусульманских странах) не встречает никаких препятствий с религиозной точки зрения, а, например, продукция сельчан - курдов (или/и езидов) Армении пользуется даже большой популярностью в этой республике.

Поэтому нередко в частных беседах хорошо знакомые с ситуацией в Южном Курдистане интеллектуалы даже заявляют, что, если бы не семейство Барзани и лично Масуд Барзани, относящихся к езидам с большим уважением, положение езидов в Курдистане, было бы намного хуже нынешнего (тоже весьма сложного) из-за антиезидских настроений значительной части курдского (курдско-мусульманского) населения.

4. В том числе в немалой степени в связи с вышеизложенным (хотя имеются и другие факторы), курды-езиды Ирака сами пытаются всеми путями сбежать из Ирака. Так, Аскарэ Бойик считает, что [курды-]езиды бегут со своей земли "из-за гнёта своего народа" (своих соотечественников, собратьев курдов-мусульман) [11].

Большей частью миграция из Ирака затронула меньшинства - курдов-езидов и ассирийцев, пытающихся уехать из Ирака нелегальным путём в страны Европы. Почти в каждой группе нелегальных мигрантов преобладают езиды [12]. По различным оценкам, из Ирака уехало около 70 тыс. езидов или почти 15% всех езидов страны, насчитывающих около 0,5 млн человек. По некоторым данным, ежедневно из Ирака нелегально эмигрировало не менее 10 езидов [13]. Езиды, проживающие на территории Южного Курдистана, дополнительно к проблемам, испытываемым населением Курдистана, иногда становятся мишенью курдских (что не означает, что езиды не являются курдами) и исламистских экстремистов, антиезидски настроенных групп населения в Курдистане. Езиды, проживающие за пределами территории курдистанской администрации, вдобавок к этому нередко становятся объектом атак арабов. Как заявляют некоторые представители езидов, при Саддаме Хусейни они свободно отправляли свои религиозные обряды. В настоящее же время делают это с большой опаской в связи с нападениями исламистов [14].

Как и в целом из Курдистана, миграция езидов представлена в основном молодыми мужчинами, что ещё более усугубляет брачно-демографические возможности курдов-езидов, браки которых для сохранения религии возможны лишь с езидами [15].

5. Некорректно даже сравнивать уровень развития (с самых различных точек зрения) постсоветских стран и Южного Курдистана.

Хотя объём расходов бюджета Южного Курдистана более чем в 3 раза больше бюджетных расходов стран с низкими доходами - Армении и Грузии (при почти равной численности населения) (объём ВВП сравнить невозможно, в связи с тем, что ВРП Южного Курдистана не подсчитывается), эти страны, не говоря уже о России, практически по всем параметрам (от спорта до науки и культуры) далеко впереди Южного Курдистана.

Так, очевидно, что невозможно сравнивать спортивные достижения этих стран и Южного Курдистана, в силу отсутствия их у последнего.

То же самое относится к науке. Хотя уровень науки в указанных странах после распада СССР очень снизился, он всё же на несколько порядков превышает научный уровень в Южном Курдистане. Невозможно сравнивать и уровень культуры (многих видов которой в Курдистане вообще не существует), например, театрального искусства, оперы и балета и т.д.

6. Очень сильные культурные различия между курдами (езидами) постсоветстких стран и южнокурдистанским обществом. Примечательно, что даже наиболее видные курдские деятели бывших республик СССР, известные как большие патриоты Курдистана, не рассматривают даже возможность репатриации в Южный Курдистан, подчёркивая, что культурные различия являются непреодолимыми. Поэтому в качестве стран эмиграции рассматриваются "этнические чуждые" Россия, Украина или страны Западной Европы.

Таким образом, "курды-езиды" постсоветских стран даже не рассматривают вариант репатриации на свою "историческую родину". В этом смысле их позиция весьма прагматична. Постсоветских "курдов-езидов" не прельщает репатриация в отсталое (хотя и богатое) во всех отношениях государство, тем более в то, где их права вряд ли будут защищены лучше, чем в "этнически чуждых" постсоветских странах. Поэтому историческая родина существует для них лишь в воображении, и то для крайне небольшой части, преимущественно интеллигенции, впрочем, также даже не пытающейся репатриироваться в Южный Курдистан. Для большей части постсоветских "курдов-езидов" Южный Курдистан не существует даже в воображении. Некоторым выгоднее заявлять на отсутствие государства - исторической родины, чтобы рассчитывать на снисхождение властей европейских стран. Другие и вовсе даже не задумываются о "возвращении" в Курдистан. Тем более для властей Курдистана характерно безразличное отношение к диаспоре в целом.

* * *

[1] Здесь следует также отметить, что курдистанские власти и южнокурдистанское общество не считает и неюжнокурдистанских курдов-мусульман соотечественниками. Так, например, тысячи курдов Сирии на протяжении многих лет остаются на положении беженцев в Южном Курдистане.

[2] Barzanî: Êzidî kurdên resen in // www.aknews.com, 25.09.2010. [курд. яз.]

[3] Seyîdxan Kurij. Tosinê Reşîd: Sedema Xwe Kurd Nedîtina Êzdiyan Kurd in. [Саидхан Куриж. Тос'нэ Рашид: Причиной того, что езиды не рассматривают себя курдами, являются именно курды] // www.rudaw.net, 28.03.2010. (Опубликовано также в газете Rûdaw, № 37, и в курманджидиалектном издании, выходящем в Кёльне, и в соранидиалектном, выходящем в Эрбиле.) Примечательно, что интервью Тос'нэ Рашида в газете Rudaw и на сайте www.rudaw.net было опубликовано в сокращённом виде, без некоторых острых утверждений интервьюируемого, касающихся враждебного отношения курдов[-мусульман] к [курдам-]езидам. Полностью интервью было опубликовано на сайте http://www.kurdistan-aktuel.org. [курд. яз.]

[4] Seyîdxan Kurij, D. Alî Küçük. Tosinê Reşîd, divêt rastîya ol û dîroka kurdên êzdî, dîroka fermanên dijî wan bê nivîsar û gotin. [Саидхан Куриж. Д.Али Кючюк. Тос'нэ Рашид: необходимо, чтобы правда религии и история курдов-езидов была написана и сказана.] // http://www.kurdistan-aktuel.org/roportaj/4859-tosine-reid-divet-rastiya-ol-u-diroka-kurden-ezdi-diroka-fermanen-diji-wan-be-nivisar-u-gotin.html, 01.04.2010.) [курд. яз.] Там же см. множество др. примеров в отношении курдов Ирака и Турции.

[5] Seyîdxan Kurij. Li ser ola êzdîtîyê hevpeyivîn bi Eskerê Boyîk re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.

[6] Seyîdxan Kurij. Li ser ola êzdîtîyê hevpeyivîn bi Eskerê Boyîk re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.

[7] firbari, dimitri. komaxia, mamuka. saqarTvelos qurTebi. [Пирбари Д., Комахия М. Курды Грузии.] / BTKK - Policy Research Group. - Tbilisi, 2008. С. 9. [на груз. яз.]

[8] Seyîdxan Kurij, D. Alî Küçük. Tosinê Reşîd, divêt rastîya ol û dîroka kurdên êzdî...

[9] См., например: Seyîdxan Kurij. Li ser ola êzdîtîyê hevpeyivîn bi Eskerê Boyîk re // www.netkurd.com, 05.06.2010. Seyîdxan Kurij, D. Alî Küçük. Tosinê Reşîd, divêt rastîya ol û dîroka kurdên êzdî... Seyîdxan Kurij: Hevpeyvîn li ser Êzidîtîyê bi şêwirdarê serokê Mala Êzîdiyan li Oldenbûrgê lêkolînvanê ola Êzîdîtiyê Şewqî Şemo Îssa va. // www.kurdistan-aktuel.org/roportaj/5075-ewq-emo-ssa-ezdler.html, 24.04.2010. Следует отметить также, что в настоящее время потомки Мир Мухаммеда имеют определённые позиции среди южнокурдистанской элиты, не желая и нередко препятствуя исследованиям и публикациям по этой проблеме. (Мнение одного из курдских интеллектуалов (езида), высказанное в беседе с автором.)

[10] О подобном примере в Турецком Курдистане несколько лет назад см. по: Seyîdxan Kurij, D. Alî Küçük. Tosinê Reşîd, divêt rastîya ol û dîroka kurdên êzdî... Об отказе мусульман, в т.ч., естественно, и первую очередь курдов, покупать продукцию фермеров езидов см. также: The situation of the Yezidi Minority. A short report. Edited by Dr. Mirza H. Dinnayi, Former Iraqi President's Advisor for Minority Affairs, Coordinator of Yezidi Community in Europa. Найдено на: http://www.kurdishinstitute.be/english/yezidikurds/1005.html. С. 12.

[11] Seyîdxan Kurij. Li ser ola êzdîtîyê hevpeyivîn bi Eskerê Boyîk re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.

[12] См., например: Khidhr Domle. Hopelessness and disappointment force Kurdish youth out of Kurdistan. // KG, 03.10.2006.

[13] Yazidis emigranting to Europe in large numbers. // The Kurdish Globe, 04.09.2008. No. 174. P. 3.

[14] Alissa J.Rubin. Persecuted sect in Iraq avoids its shrine. // The New York Times, 14.10.2007.

[15] Yazidis emigranting to Europe in large numbers. // The Kurdish Globe, 04.09.2008. No. 174. P. 3.

Нодар Мосаки - старший научный сотрудник сектора курдоведения Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук