Николай Радов: Белоруссия в политической апатии
Несмотря на постепенно разгорающийся сегодня в Белоруссии социально-экономический кризис, летние месяцы выглядят в республике очень спокойными. Граждане озабочены своими грядками, правительство - выполняет "поручения" президента, а сам глава государства, как обычно в эту пору года, инспектирует регионы страны и раздает указания не только по уборочной кампании, но и по развитию сельского хозяйства в целом. Например, Витебской области Лукашенко дал один год для вывода сельского хозяйства на рентабельную работу: "Барахтаешься (председатель облисполкома Александр Косинец - Н.Р.) последний год. В следующем году: есть рентабельность - прав, нет - отвечай". И если от руководства республики в настоящее время ожидать чего-либо более серьезного, по-видимому, не приходится, то пассивность политических оппонентов режима, по меньшей мере, удивляет.
Сегодня в Белоруссии происходит то, что можно назвать адаптацией к складывающейся ситуации. Причем это касается не только простых граждан, но и так называемой политической элиты республики. Оппозиционеры, активность которых после выборов 19 декабря 2010 года с каждым днем становится все меньше, в настоящее время абсолютно не имеют представления о том, что необходимо делать в нынешней обстановке. При этом, политические лидеры, как бывшие, так и пришедшие на смену посаженным за решетку, в должной степени не понимают, как можно использовать сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране для создания предпосылок к смене власти.
Попытки оппонентов Лукашенко привнести что-то новое в политическую борьбу в виде "революции через социальные сети", по сути, провалилась. То, что несколько месяцев назад задумывалось, как начало формирования в общественной среде протестных настроений с целью, как минимум, напугать руководство страны, превратилось в итоге в вялотекущий проект (часть граждан уже ходит на акции как на работу) необходимый для одного - заявить Западу о том, что белорусская оппозиция еще жива. Но так ли это?
25 июля одна из старейших зарегистрированных политических партий Белоруссии - Белорусский народный фронт (БНФ), была принудительно выселена из своего офиса, арендованного еще с 1992 года. Конечно, будь сегодня БНФ на пике своей популярности, как это было в первой половине 1990-х годов, власти вряд ли бы позволили себе подобную акцию. Да и острой необходимости в этом, в принципе, никогда и не было: офис располагался возле Академии милиции РБ и фирменного магазина "Кристалл", где в последние годы была организована продажа вино-водочных напитков на разлив. Единственное, что говорило о нахождении в здании политической партии, славящееся своей националистической риторикой, был бело-красно-белый флаг, вывешенный возле входа и не мешавший никому почти двадцать лет. Однако сегодня, по-видимому, власти решили окончательно показать, кто в республике хозяин. Проиграв все судебные разбирательства (кто бы сомневался!), активисты БНФ только и смогли, что, выезжая, приготовить "сюрприз" для ЖРЭО Советского района г. Минска: был забит вход фанерой (по их словам, это было сделано для того, чтобы коммунальщики потратили "определенные усилия" для входа в помещение) и расписали стены офиса надписями: "Жыве Беларусь!", "БНФ назаўжды!", "БНФ не спыніць", "Верым! Можам! Пераможам!". Вот и вся политическая деятельность одного из самых активных и агрессивно настроенных оппозиционных течений Белоруссии. Никаких массовых акций протеста, шумихи в прессе и тому подобного. Создается впечатление, что представители националистического крыла попросту оказались не готовы к административному нажиму и пребывают уже который месяц в прострации.
Левое крыло белорусской оппозиции, которое практически никогда не отличалось своим активным участием в протестных демонстрациях, в середине июля вышло таки из тени и решило выработать совместную платформу на предстоящих парламентских выборах, фактически отказавшись от прямой конфронтации с властью. Правда, активисты Белорусской партии левых "Справедливый мир", Белорусской социал-демократической партии (Грамады) и оргкомитетов по созданию партии трудящихся и партии женщин "Надзея" выразили свою поддержку молчаливым акциям, происходящим в городах Белоруссии, но не призвали граждан страны идти на баррикады. Видимо, даже социал-демократы и коммунисты уже не верят в революцию в Белоруссии.
Что же касается правого крыла белорусской оппозиции, то их "полевая" активность практически равна нулю. Например, Объединенная гражданская партия, позиционирующая себя в ряде российских СМИ в качестве главной оппозиционной партии Белоруссии, долгое время занималась решением внутренних проблем, возникших после президентских выборов и связанных с поведением заместителя председателя партии и экс-кандидата в президенты РБ Я. Романчука. Напомним, 20 декабря в своем заявлении Романчук заявил, что бывшие кандидаты в президенты
Немного повеселил лидер Либерально-демократической партии
Весенне-летняя апатия противников политического режима Белоруссии, на наш взгляд, обусловлена несколькими основными факторами.
Во-первых, отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны Запада и США. Еще 2 февраля 2011 года глава МИД Польши
Во-вторых, проведение в городах Белоруссии различного рода гражданских акций (молчание, хлопанье в ладоши, пение песен В. Цоя и т.п.) привело к обратным от ожидаемых результатам: общество не только не взбудоражилось, но и привыкло к ним. Таким образом, "революция через социальные сети" стала своего рода спускным клапаном социальной напряженности в стране. Несмотря на то, что по республике проходят массовые задержания (при чем, как правило, практически всех задержанных через несколько часов отпускают), простые граждане уверовали в возможность донести до руководства страны свои проблемы чужими руками. Теперь в массовом сознании практически сформировались две противоположные идеи: с одной стороны - теперь власть знает, что мы можем бунтовать, и ей придется что-то менять, с другой стороны - на акции можно не ходить, так как они все равно ни к чему не приведут. Поэтому, сегодня белорусы практически не ходят на подобные мероприятия, предоставляя возможность бороться с режимом кому-то другому.
В-третьих, белорусские власти, усадив за решетку самых агрессивно настроенных политических деятелей, решили заняться созданием подконтрольного крыла оппозиции и, в первую очередь, среди рабочих. Главным оружием в этом деле выбраны белорусские профсоюзы, которые уже практически десять лет полностью контролируются государством. Так, в последние несколько месяцев ранее практически незаметная Федерация профсоюзов Беларуси стала активно участвовать в обсуждении сложившейся в стране ситуации. Однако, критика со стороны профсоюзников направлена не на руководство страны, так как "происшедший срыв в развитии экономических отношений в Беларуси не является стратегической ошибкой взятого курса на построение социально ориентированного общества", а на "просчеты в проведении денежно-кредитной политики (читай, Национальный банк, который сегодня стал главным козлом отпущения), неправильные действия и высказывания некоторых должностных лиц, которые привели к появлению ажиотажа у населения". Таким образом, у простого рабочего в голове должна быть утверждена мысль о том, что его не забыли, о нем заботятся, права его и дальше будут отстаивать профсоюзы, а люди должны не мешать и продолжать трудиться на благо родины. Правда на деле, кроме разговоров и принятий ничего незначащих требований к правительству, государственные профсоюзы делать, похоже, не собираются, что может быть выгодно лишь правящей верхушке.
В-четвертых, для белорусской политической элиты сегодня так до конца и не ясна позиция Кремля, который вроде бы и прижал Лукашенко, но в тоже время не делает ничего, чтобы убрать его с президентского кресла. С одной стороны, Москва весьма вяло реагирует на происходящее в Минске, а с другой стороны, из уст высокопоставленных чиновников звучат высказывания, которые практически отрицают легитимность существующей власти в РБ. Например, недавно посол России в Белоруссии
Исходя из всего вышеизложенного, приходится сделать вывод, что Белоруссия, по-видимому, на сегодняшний день практически никого не интересует - ни Запад, ни Россию, ни внутреннюю оппозицию, занятую выживанием. В таких условиях Республика Беларусь рискует встать на путь трансформации политической апатии в национальный нигилизм, при котором шансов стать полноценной нацией у белорусов практически не будет.