Станислав Тарасов: Вступит ли Турция в войну против Сирии
Вооруженное вмешательство Турции в сирийские события уже не кажется столь невероятным, как это могло казаться экспертам еще несколькими месяцами ранее. Как заявил при условии сохранения анонимности высокопоставленный турецкий чиновник в интервью газете Тhe Hurriyet Daily News, Турция не исключает возможности военного вторжения в Сирию в случае, "если режим
Именно такими опасениями, видимо, и диктуются действия части мирового сообщества. Россия и Китай, блокируя в СБ ООН прохождение антисирийской резолюции, по сути пытаются выиграть время для создания соответствующих внешних и внутренних условий для стабилизации обстановки в Сирии, без чего все декларируемые Дамаском демократические реформы осуществить на практике не представляется возможным. В этой связи и дипломатические инициативы Турции на сирийском направлении вызывают повышенный интерес. Тем более, что западные СМИ громким хором осуждают Дамаск за противодействие "демократическим переменам", а бывший заместитель министра финансов США Пол Крейг Робертс выступил даже с призывом "свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что мы хотим вытеснить из Средиземноморья Китай и Россию".
Тут выявляются важные нюансы. Премьер-министр Турции Эрдоган заявил, что "сирийская проблема - это внутреннее турецкое дело". По его словам, "мы не можем стоять и молча наблюдать за происходящим". Под словами "внутреннее дело Турции" можно предполагать следующее. Как известно, до 1920-х годов название "Сирия" использовалось только для обозначения более крупного географического и исторического региона, который включал всю территорию Ливана, Иордании, Израиля, нынешних Западного берега р. Иордан и сектора Газа, а также небольшие районы на юге Турции и северо-западе Ирака. Этот регион, называвшийся иногда Великой Сирией, простирался от гор Тавр до Синайского полуострова и охватывал все восточное побережье Средиземного моря от Газы на юге до Антиохии - современной Антакьи. После поражения Османской империи в Первой мировой войне правление в этом регионе перешло к европейским державам. По мандату Лиги наций Франция установила административно-политическую границу между Сирией и Ливаном. То же самое сделала Великобритания в Трансиордании и Палестине. В 1940-е годы эти арабские области получили независимость, а большая часть Палестины вошла в состав государства Израиль.
Если учитывать эти исторические факторы - а их необходимо учитывать - то для возрастающих геополитических амбиций Турции сирийский плацдарм является важнейшим в процессе укрепления своего влияния на Ближнем Востоке. В то же время термин Эрдогана "внутреннее дело Турции" может означать и стремление Анкары урегулировать сирийский кризис только своими средствами без активного вмешательства Запада. В этой связи в мировых СМИ и появились сообщения о " вероятности ввода турецких войск на территорию Сирии".
Как говорится, дыма без огня не бывает. Видимо, действительно в высших эшелонах власти Турции изучаются разные варианты дальнейших действий. Поэтому со специальными предупреждениями по этому поводу решила выступить турецкая оппозиция. Как заявил председатель Народно-республиканской партии (CHP) Кемаль Кылычдароглу, события в Сирии "не могут считаться внутренним делом Турции, как это представляет премьер-министр Эрдоган". Кылыджароглу также считает, что участие турецкой армии в предполагаемой операции против Сирии неприемлемо. Почему? Потому, что в ответ курды могут поднять восстание в масштабах всего региона. Это - во-первых.
Во-вторых, возрастает вероятность военного переворота в Турции. Остающиеся еще на свободе генералы получают возможность обвинить правительство в сознательном ослаблении армии за счет арестов перед лицом "реальных угроз национальной безопасности страны" и в "развязывании войны". К тому же в события в Сирии намерен вмешаться Иран. Глава Комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского меджлиса Алаэддин Боруджерди заявил, что "перед нами стоит выбор - либо оставить Сирию на растерзание Америки и дать возможность
Кстати, это один из главных факторов, который больше всего беспокоит Турцию. "Сегодня Сирией руководит религиозное меньшинство, которое поддерживает шиитское правительство Ирана, и дальнейшая эскалация напряжения грозит обернуться межконфессиональной войной - не только в самой Сирии, но также в Ираке. Этого сценария Турция, которая связана с представителями всех направлений ислама в регионе, допустить не может", - так цитирует, кстати, письменное послание Анкары Дамаску газета Zaman.
Вообще, события в Сирии не поддаются однозначной интерпретации хотя бы потому, что призывы к диалогу со стороны Запада звучат в основном только в адрес президента Асада. Означает ли это готовность Запада пустить развитие событий в Сирии по силовому сценарию? Но тогда возрастает вероятность переноса волны дестабилизации уже на турецкую территорию. Поэтому активные усилия Анкары в направлении Дамаска могут ставить цель упреждающего свойства. В то же время Сирию не собирается терять Иран, откуда осуществляется его связка с движениями "