Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Зардуштом Ализаде.

ИА REGNUM: REGNUM опубликовал архивные материалы о внутренней переписке большевиков и переговорах с посланниками Ататюрка. Как вы оцениваете эту публикацию, способна ли она прояснить современную ситуацию, помочь решению карабахского конфликта?

Это очень полезная и своевременная инициатива, дающая возможность неспециалистам ознакомиться с политической кухней и мотивацией деятелей, принимавших решение о судьбе народов Южного Кавказа (ЮК) в начале ХХ века. Ведь не все, в том числе и журналисты, пишущие на тему конфликта, имеют время и желание углубиться в подробности исторических событий. Хотя исторические документы редко когда являются основанием для принятия решения по конфликтам (в основе всегда - только соотношение сил!), но знание истории вопроса помогает понять его суть. Так что г-н Тарасов заслуживает только признательности читателей.

ИА REGNUM: Так какую же суть вы поняли из чтения этих документов?

Знакомство с письмами, директивами и телеграммами большевистских и кемалистских деятелей 1920-х годов еще раз убедило меня, что судьбами армянского и азербайджанского народов манипулировали представители больших государств без всякого учета наших реальных интересов. Надо было советизировать дашнакскую Армению - большевики благосклонно относились к военной кампании Турции против нее, чужой страны. После достижения цели - советизации Армении - поворот на 180 градусов, отпор турецким притязаниям на страну, ставшую своей. Советизация Азербайджана произошла в апреле 1920 года. До советизации Армении в декабре того же года "добрые" большевистские лидеры поддерживали советский Азербайджан против дашнакской Армении. После свержения дашнакского правительства очередной кульбит - вассальным правителям советского Азербайджана предписывается отказаться от Карабаха, Зангезура и Нахчывана в пользу советской Армении, что те покорно выполняют. Только политические невежды могут усмотреть в этих макиавеллистических кульбитах большевистских деятелей некую правовую основу для разрешения конфликта, искать некую самостоятельность в поведении целиком зависимых от России южнокавказских деятелей.

ИА REGNUM: Изменилась ли политика больших государств в отношении конфликта на современном этапе?

Как ни прискорбно, мораль, интеллект и повадки лиц, принимающих решение о судьбах населения ЮК, практически не изменились, они точно так же мощно работают на углубление конфликта, на его пролонгацию, пытаются точно так же половить рыбу в мутной воде конфликта, не считаясь с жертвами и потерями народов. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, как сначала центральные советско-партийные власти запустили механизм конфликта, как спровоцировали погромы, а затем как поочередно поддерживали ту или иную сторону конфликта, воспитывая у "национальных" лидеров рефлекс беспрекословного послушания. Проявляла Армения строптивость, не подключалась к процессу подготовки договора об "обновленном Союзе", ВВ МВД СССР по приказу Горбачева депортировали армянское население в Карабахе, но под прикрытием абсолютно зависимых от центра азербайджанских руководителей. Проявлял Азербайджан строптивость, не подписывал договор о едином командовании Вооруженных Сил СНГ, сразу же бронетехника 366-го полка начинала поддержку операции армянских военных формирований по уничтожению Ходжалы... До сих пор конфликт является эффективным орудием принуждения "независимых" государств ЮК к послушанию. Любая попытка самостоятельности, учета реальных национальных интересов оборачивается или расстрелом, или госпереворотом.

ИА REGNUM: А не демонизируете ли вы иностранных игроков на поле ЮК? Неужели народы и политики ЮК столь безвольны и столь невежественны, что не могут отличить реальную выгоду от мнимой?

Насчет народов - несомненно. Пусть никто не ищет в моих словах даже намека на намерение в чем-то ущемить или унизить народы ЮК. Если наблюдатель говорит, что у человека одна голова и две руки, разве он чем-то унижает человека? Где и когда народы ЮК могли приобрести знания и навыки, достаточные для того, чтобы они могли претендовать на обладание политической культурой? Столетиями мы жили в составе империй - турецкой, персидской и российской,- которые не знали, что такое демократия. Единственное, что вынесли наши народы из этого опыта, - это как найти себе покровителя и стать полезным, услужить ему для достижения своих локальных целей. А 70 лет жизни в СССР разве можно считать школой зрелой политической культуры? Так что, музыкальная, кулинарная и литературная культура у наших народов была, а вот политической культуры у нас не было. Что, конечно же, не снимает ответственности с нас. В юности я вычитал у классиков марксизма цитату из одного французского журналиста: " Народу, как и женщине, не прощается, когда она в минуту слабости отдается недостойному мужчине". К глубокому сожалению, в истории наших народов таких мужчин было много больше одного.

ИА REGNUM: Сейчас много пишут о якобы новом раунде и новых надеждах на прогресс в переговорах. Вы верите в прогресс на переговорах?

Ответ можно начать с банальной фразы: "Надежда умирает последней". Человек даже на смертном одре надеется, если не жить, то хотя бы на милость Аллаха. Просто я не вижу у сторон серьезных намерений решить конфликт. Армения занимает такую позицию, которую занимали союзные войска в Берлине в мае 1945 года. Но ведь такой ситуации нет. Азербайджан ведет себя так, как будто вот сейчас ВС СССР соберется и вынесет еще одно историческое решение о "проблеме НКАО и вокруг него". Но ведь времена изменились, в борьбе за власть и право торговать бакинской нефтью наши политики много чего поставили на кон и проиграли. Надо изменить подходы, наступить на горло собственной авторитарно-коррупционной песне и быть готовым уступить не противнику, а рядовым гражданам своей страны, дать им отнятые права, признать их право на реальное самоуправление без диктата центра, далекого или близкого. Чтобы решить мирно конфликт, надо прийти к обоюдному согласию, но это невозможно, если Азербайджан не подумает об Армении, а Армения не подумает об Азербайджане. Пока я этого не вижу. Поэтому считаю шансы на реальный прогресс минимальными. Если что-то и случится в таком положении, то это будет нечто имитационное, весьма далекое от потребностей народов.

ИА REGNUM: Как вы думаете, сокровенные ожидания простого народа двух стран совпадают с официальной позицией переговорщиков?

Я ничего не утверждаю о сокровенном желании народов. Я имел много встреч и подробных бесед с азербайджанцами и армянами. Разные были люди и разные взгляды высказывались. Я наблюдал мощное влияние пропаганды, видел сознание, скованное обручем искусно сфабрикованных мифов. Видел трезвомыслящих людей, видел больных националистов с обеих сторон. Что было общим - никто не хотел нового витка войны. А чтобы война не началась, надо честно признаться и смело озвучить тот демократический статус Карабаха, который способен гарантировать безопасность и реальное самоуправление его населения "в составе Азербайджана", как того хочет наша сторона. Есть пример Аландов, который пограничен с независимостью, но уважает суверенитет Финляндии. Есть другие примеры, просто надо реально хотеть распутать узел на шее наших народов. Не надо бояться демократии, она ничего общего не имеет с анархией и беспределом. Только обсудив взаимные интересы и контуры возможного компромисса, Армения и Азербайджан смогут выйти из карабахского тупика. Конфиденциальность переговорного процесса не только способствует "успешности" безуспешных переговоров, но и оставляет население в неведении о том, как внешние силы и местные политики манипулируют реальными интересами народов ЮК.

Поверьте мне, механизм манипуляции и логика отношения к Армении и Азербайджану претерпели очень мало изменений по сравнению с тем временем, который породил исторические документы, опубликованные г-ном Тарасовым. И это самое печальное. Поток истории течет сквозь нас, не меняя нас. Верность идеалам и заветам не всегда достоинство, если последствием этой верности является деградация и зависимость.