После провальной казанской встречи, ситуация в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского (карабахского) конфликта стала развиваться весьма нетипично. Ранее после подобных бесплодных встреч, как правило, наблюдался определенный спад интереса к данной проблеме и миротворческие усилия на некоторое время, а порой и надолго затухали. Ныне события идут в весьма интригующем ключе и сигнализируют о том, что президент России Медведев, видимо, никак не желает мириться с "саботажным провалом" казанской встречи и намерен дожать стороны конфликта для обеспечения какого-то результативного финала собственной миротворческой инициативы. Глава МИД России Лавров с каким-то интригующим и, судя по всему, императивным посланием Медведева уже успел побывать в Ереване, Баку и даже в Вашингтоне. Содержание этого послания не раскрывается, но трудно предположить, что в нем заложены какие-то новые идеи и разработки по стратегии урегулирования конфликта - для этого необходимо соучастие и согласие всех стран-сопредседателей, да и времени после казанской встречи прошло очень мало для генерирования иных подходов.

Скорее всего, послание представляет собой реальное предостережение и императивное повеление лидерам конфликтующих стран не играть далее с терпением Кремля и дать гарантированные обещания готовности к результативным переговорам до начала подготовки к очередной встрече в тройственном формате. Если рассматривать в таком контексте, то данное послание, безусловно, представляет собой политическое давление на стороны конфликта. Пропорционально ли давление Москвы на Баку и Ереван - сказать трудно. Это зависит не только от расстановки акцентов в сегодняшней позиции Кремля, но и от того, какая сторона конфликта проявляет меньшую сговорчивость в деле урегулирования проблемы. Другой вопрос - поддерживается ли давление Москвы другими странами-сопредседателями? Судя по поддержке, оказанной Лаврову президентом США Обамой, можно предположить, что это давление в целом согласовано с другими странами-сопредседателями, также разочарованными "саботжным провалом" казанской встречи. Как бы то ни было, одно несомненно - Москва в лице президента Медведева явно не желает завершать свою двухлетнюю миротворческую инициативу "казанским конфузом" и надо полагать, в скором времени нас может ожидать, по крайней мере, еще одна встреча в тройственном формате и под эгидой Кремля. В противном случае, события могут иметь весьма непредсказуемый и опасный характер.

Между тем, стороны конфликта (Ереван и Баку), даже после ознакомления с тайным посланием Медведева, пока никак не демонстрируют особой готовности к достижению согласия и продолжают обвинять друг друга в срыве казанской встречи и затягивании переговорного процесса. На послание Медведева еще не последовало никакой реакции.

Так, выступая в лондонском Международном институте стратегических исследований глава МИД Армении Налбандян обвинил Баку в стремлении провалить мирные переговоры. По словам Налбандяна, до определения окончательного статуса Нагорный Карабах получит переходный статус, который должен быть закреплен на международном уровне. Это именно то, что предложили сопредседатели Минской группы и с чем согласился Азербайджан в мае 2009 года в Праге, заявил Налбандян. Он обвинил азербайджанское руководство в искажении сути будущего статуса Карабаха. По его словам, переходный статус означает "status quo plus", то есть все, что сегодня имеет Карабах вдобавок международное признание.

Иная картина вырисовывается, если смотреть на процессы глазами официального Баку. Aрмянская сторона делает неадекватные заявления, пытаясь свалить на Азербайджан вину за безрезультатность встречи в Казани. Об этом заявил глава государства Ильхам Алиев, выступая на днях на заседании правительства по итогам первого полугодия. Армения делает все, чтобы затянуть переговоры и сохранить статус-кво неизменным. "Всеми правдами и неправдами Армения уходит от договоренностей и пытается обвинить нас в неконструктивности", - сказал Алиев.

По словам президента Алиева, именно поэтому сорвалась встреча в Казани, где стороны должны были принять Базовые принципы или же обновленные Мадридские принципы. "Эти принципы подразумевали освобождение 5 районов вокруг Карабах, освобождение еще двух районов через 5 лет, установление промежуточного статуса для Карабаха, возвращение вынужденных переселенцев в места постоянного проживания, нормализация отношений между сторонами", - сказал Алиев, добавив, что Азербайджан эти предложения принял однозначно, однако армянская сторона отказалась это сделать.

Показательно, что как официальный Баку, так и официальный Ереван ничуть не изменили свою риторику и демонстрируют примерно однотипный набор пропагандистских тезисов: выражают признательность странам-сопредседателям и особенно Москве, обвиняют друг друга в срыве переговоров и неконструктивной позиции, преувеличивают свои возможности и при каждом удобном случае стращают противоположную сторону.

С учетом стремительно растущего экономического, финансового и военного потенциала Азербайджана, а также большей его мотивации в изменении статус-кво, Баку в этом отношении гораздо активнее озвучивает иные возможности усиления своих позиций. В ход уже идут даже демографические рычаги давления на соперника. "Население Армении постоянно снижается и скоро там останется 1 млн человек, а население Азербайджана растет и через два года наше население превысит население Армении в 10 раз", - заявил весьма многозначительно на указанном заседании президент Алиев. Выходит, что если подождать еще лет десять или двадцать, то конфликтная проблема может решиться чисто демографическим способом - без миротворчества или военных действий?!...

Правда, и военно-экономические рычаги давления не были обделены вниманием. Так, на указанном заседании президент Ильхам Алиев еще раз подчеркнул, что в противостоянии с Арменией позиции Азербайджана постоянно усиливаются, это происходит и в экономической, и в военной сферах, поскольку потенциалы двух стран не сопоставимы. По словам президента, военные расходы Азербайджана постоянно растут и делается все для поддержания высокой боеспособности армии. "В Армении все это видят и понимают, но при всем при этом еще и угрожают нам. Угрожают те, что захватил наши земли, что совершил этнические чистки и военные преступления", - сказал глава государства. По его мнению, все это свидетельствует о неадекватности армянского руководства. Как полагает Алиев, "одной из основных причин активизации международного сообщества в последние годы, является наличие сильного азербайджанского государства и его армии".

Итак, несмотря на все усилия стран-сопредседателей и активные миротворческие шаги президента Медведева, стороны конфликта пока явно не готовы к тому, чтобы достичь хоть какого-то промежуточного консенсуса и закрепить своими подписями какое-то рамочное соглашение. Оптимизма, который был накануне казанской встречи, уже не наблюдается. К тому же, время для реабилитации казанской неудачи стремительно сужается, поскольку приближается череда выборных процессов (в России, в США, в Армении). Так что, послание Медведева, судя по всему, не будет иметь значимого результата - ни для урегулирования конфликта, ни для его собственного престижа. Хотя окно возможностей для обеспечения прорыва в переговорном процессе еще сохраняется - по крайней мере, до конца этого года.