МИД Азербайджана осуществил две заметные акции. Первая: министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров в интервью агентству "Интерфакс", касаясь возможного в будущем статуса Карабаха, заявил следующее: "Для Азербайджана определение статуса Нагорного Карабаха -... одна из важных составляющих частей. Представьте - на нашей территории какая-то серая зона. Для нас с чисто правовой точки зрения есть необходимость в определении статуса, потому что мы понимаем, что это не может быть такой же район, как другие районы Азербайджана. Мы соглашаемся на наиболее широкую автономию, которая только возможна. Детали, которые мы определяли по промежуточному статусу Нагорного Карабаха, являются определенной составной частью будущего статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана". И далее: "В любом случае, когда мы говорим о демократическом процессе определения статуса Нагорного Карабаха, все зависит от так называемой модальности. Потому что большое значение будет иметь, с каким вопросом ты выходишь на определение статуса. И опять-таки понимая, что сейчас невозможно определить формулировку вопроса, мы идем в рамках принципов на определенный механизм определения модальности того, как мы будем действовать дальше". То есть, по версии азербайджанской стороны, принимая в качестве базовых так называемые обновленные Мадридские принципы, в которых как раз и ведется речь о статусе Карабаха по формуле - промежуточный статус - референдум - окончательный статус- азербайджанская сторона признает только два звена с одинаковым исходом: промежуточный статус, а затем референдум определяют положение Карабаха только в составе азербайджанской государственности.

Вторая акция: реакция пресс-секретаря МИД Азербайджана Эльхана Полухова на заявление президента Армении Сержа Саргсяна на встрече с коллективом газеты "Голос Армении" о том, что Нагорному Карабаху будет дан промежуточный статус, который будет признан на международном уровне до референдума в этом регионе. "Мнение президента Армении о том, что Нагорному Карабаху будет дан промежуточный статус, который будет признан мировым сообществом, полностью абсурдно и нелогично", - считает пресс-секретарь МИД Азербайджана. Более того, по его словам, "промежуточный статус, признанный международным сообществом, не соответствует терминологии международных отношений, и если в будущем Нагорному Карабаху будет дан какой-либо статус, это будет лишь статус в рамках границ Азербайджанской Республики, признанных международным сообществом". Но слова высокопоставленных представителей МИД Азербайджана прозвучали бы убедительно только при одном варианте: публикации того самого текста Мадридских принципов, который является для Баку рабочим документом. До того момента, пока этого нет, все подобные заявления воспринимаются всего лишь как комментарии. Тем более, что заявление президента Армении относительно промежуточного статуса Карабаха и последующего хода событий в этом регионе целиком соответствует тексту Мадридских принципов, который уже был опубликован Арменией.

Во-вторых, президент Серж Саргсян использует понятийный аппарат европейского варианта международного права, имеющего, как известно, заметное отличие от своего ооновского аналога. Кстати, именно на базе европейских норм готовился Дейтон для Югославии и сценарий для Косово. Если, как считает Эльхан Полухов, термин "промежуточный статус" юридически не состоятелен, то было бы логично в сложившейся ситуации ввести в переговорный процесс принятый обеими конфликтующими сторонами юридический понятийный аппарат, и только затем принимать участие или готовить какие-либо мирные соглашения. Видимо, на этом этапе в этом и заключается сейчас главный смысл уже тактических действий азербайджанской дипломатии. Потому, что стратегия проиграна. Принял за основу переговорного процесса базовые - то есть Мадридские принципы карабахского урегулирования - Азербайджан по факту вступил на путь ревизии позиций по сохранению государства в границах бывшей советской республики.

Тем не менее, в нынешних действиях Азербайджана, по сравнению с предыдущими годами, начинает просматривается хоть какая-то логика. Баку пытается вырваться из "мадридского капкана", поскольку уже первый шаг на этом пути приведет к обвальному политико-дипломатическому процессу, завершением которого станет признание независимости Карабаха. Отсюда попытка подменить работу над "базовыми принципами", где, по справедливому мнению Баку, "существуют несогласованные детали", к подготовке мирного соглашения по урегулированию нагорно-карабахской проблемы. "Так зачем городить огород, давайте сразу работать над мирным соглашением, и покажем всему миру нашу политическую волю, что мы готовы работать сразу над юридически обязывающим мирным соглашением, нежели над политическим документом", - именно такой диагноз сложившейся ситуации прозвучал из уст главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова в интервью "Интерфаксу". Это означает, что Мадридские принципы начинают квалифицироваться Баку уже в качестве "политического документа". Но он изначально таковым и являлся, поскольку под ним нет подписей ни Армении, ни Азербайджана. Однако именно Мадридские принципы привели Азербайджан к общим жестким "дипломатическим объятиям" великих держав, оставив его практически без союзников.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в ходе состоявшегося телефонного разговора обменялись мнениями о ситуации вокруг карабахского урегулирования, сложившейся после провала саммита в Казани. Ранее глава России передал конфликтующим сторонам свой "План" по карабахскому урегулированию. Он уже обсуждается в Вашингтоне в ходе визита туда министра иностранных дел России Сергея Лаврова. А в ближайшие дни ожидается связанный с этой же проблемой визит в Москву министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова. Так что все пока идет к "карабахскому Дейтону", если только Москва не выбросит на стол переговоров "запасной проект". Речь идет о подписании соглашения между Арменией и Азербайджаном о прекращении состояния войны или о вводе в переговорный процесс представителей Нагорного Карабаха, что приведет к архаизации существующей редакции Мадридских принципов. Такое вполне реально. Баку в мирном договоре с Арменией выводит за скобки Карабах с гарантией начать с ним переговоры, что, правда, возводит последний в статус субъекта права. А дальше многое будет уже зависеть от искусства азербайджанской дипломатии. Но для этого необходимы, прежде всего, политическая воля и тонкий анализ возможных последствий ближневосточного цунами дестабилизации, волны которого могут докатиться и до Закавказья.