Эльхан Шахиноглу: "Если Кремль не давит на Ереван, значит он давит на другую сторону"
Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" (Баку) политологом Эльханом Шахиноглу.
REGNUM: Как вы думаете, окажется ли плодотворной следующая - 10-я встреча президентов России, Азербайджана и Армении?
Все зависит от того, насколько президент России
REGNUM: Почему же?
Медведев торопится. Он должен готовиться к президентским выборам и не хочет повторения встречи наподобие Казанской. Ведь еще одна бесславная встреча Ильхама Алиева и
REGNUM: И Вы полагаете, что Медведев больше давит на Баку?
К сожалению, создается именно такое впечатление. Когда Медведев еще три года назад только начал посредническую миссию, многие, в том числе руководство Азербайджана, были настроены оптимистично. Всем известна "притча" о ключе решения проблемы Нагорного Карабаха, который находится в Москве. Медведев несколько раз приезжал в Баку, подписывались газовые соглашения, за последние годы между двумя странами существенно увеличился товарооборот. И Баку надеялся на Медведева как на прагматика, который будет учитывать реальные потенциалы Азербайджана и Армении. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Медведев - это ещё не вся Россия. Для основных, военно-политических кругов этой страны исторический форпост на Южном Кавказе (Армения) важнее всяких экономических выгод. Ведь есть еще всесильный премьер-министр
Вспомним встречу президентов прошлого года в Сочи. По словам Ильхама Алиева, именно на этой встрече Саргсян попросил глав государств, чтобы они дали ему две недели на ответ по расширенным Мадридским принципам. Так вот, если до сих пор Саргсян не дал ответа, возникает другой важный вопрос: почему Медведев не требует от президента Армении его позиции по расширенным Мадридским принципам? Вообще, я ни разу не слышал из уст Медведева или других российских дипломатов, чтобы они в таком контексте говорили о расширенных Мадридских принципах. Возникает ощущение, что или таких принципов вообще не существует, или же Москва идет на поводу у Еревана. Это и понятно. Как стратегическому союзнику Армении, какой резон Кремлю давить на Саргсяна, чтобы тот принял поэтапный план урегулирования нагорно-карабахской проблемы? Но все оставить как есть Медведеву тоже нельзя. Он уже третий год активно занимается данной посреднической миссией и ему до конца года нужен какой-то результат. И неважно, что на этот раз недовольным дальнейшим ходом переговоров может остаться Баку. Если Кремль не хочет надавить на Ереван, значит нужно надавить на другую сторону.
REGNUM: В чем вы видите смысл давления на Баку?
Главный вопрос для меня: как Медведев относится к требованию Еревана, чтобы пункт о референдуме был в ясной форме заложен в документе? Баку ни в коем случае не может согласиться на данный пункт, это не что иное, как требование независимости для Нагорного Карабаха. Если Медведев или же сопредседатели Минской Группы ведут переговоры по большему счету именно по этому пункту, - значит, не все гладко для Баку. И мне кажется - позиция Алиева на переговорах "оставим пункт о референдуме на потом" не воспринимается всерьез со стороны России. А это значит, мы имеем дело уже не с поэтапным планом, а с тем пакетным планом, который покойный президент Азербайджана
REGNUM: Если последние раунды переговоров при посредничестве Медведева идут не так, как хотелось бы Ильхаму Алиеву, как он может воспротивиться этому?
Он может воспользоваться тактикой покойного отца. Когда Гейдар Алиев почувствовал давление международных посредников, он дал распоряжение опубликовать все планы Минской Группы на данное время, и народ был проинформирован даже о мельчайших деталях документов. Было много обсуждений и круглых столов. Гейдар Алиев этим смог нейтрализовать давление на себя, сказав международным посредникам: "граждане не принимают тот план, который вы мне предлагаете". Если и сейчас переговоры идут по наихудшему сценарию для Азербайджана, Ильхам Алиев может повторить тот ход, который использовал его отец. Но есть одна загвоздка. В те времена оппозиция была сильна и присутствовала в парламенте, а сейчас нет ни того, ни другого. Кто и как будет обсуждать и осуждать опасные планы посредников?