3 июля в Белоруссии прошли очередные торжества, посвященные Дню независимости Республики. Несмотря на заявления оппозиции, в Минске и других городах страны так и не удалось не только сорвать, но и даже хоть как-то помешать проведению праздника. Действия белорусской милиции, направленные на предотвращение беспорядков, оказались куда действеннее, чем гражданская инициатива части белорусов. О том, что происходило в этот день в Белоруссии сказано уже немало, поэтому останавливаться на массовых задержаниях, применении слезоточивого газа (наконец-то и методы западноевропейских правоохранительных органов дошли до республики, чего, по словам президента, раньше никогда не было) и аресте полуторагодовалого ребенка за игру в ладушки мы не будем. Сегодня более интересен факт того, почему практически никто не поддержал протест и молчаливо наблюдал за избиением своих сограждан.

На наш взгляд, помимо известного всем белорусского менталитета (моя хата с краю, ничего не знаю) довольно значимую роль в происходящем 3 июля сыграло непонимание большинством белорусов смысла Дня независимости как государственного праздника. Напомним, что нынешняя дата празднования появилась в белорусской истории лишь после республиканского референдума 1996 года, когда была принята новая редакция Конституции, написанная под президентскую модель управления страной. Среди многочисленных и, как это было на всех трех референдумах современной Республики Беларусь, второстепенных вопросов, президентом было предложено перенести День независимости с 27 июля (день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии в 1990 году) на 3 июля (день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков). То, что ни оппозиция, которая продолжает отмечать День независимости 27 июля, ни Запад не признали итоги референдума, не остановило власти, и Белоруссия получила тот строй, который она имеет на сегодняшний день, а с ним и новый праздник.

По официальной версии, нынешняя дата Дня независимости "для Беларуси исторически выверена, выстрадана и завоевана невероятными жертвами в годы Великой Отечественной войны". Конечно, нельзя и, более того, кощунственно отрицать миллионные потери страны в годы войны, однако то, что было символом несколько десятилетий назад, сегодня для большинства белорусов по сути уже таковым не является. События семидесятилетней давности для нынешнего поколения, особенно рожденного в девяностые годы прошлого века, настолько далеки и незначительны, что понятие "независимость" они воспринимают абсолютно не так, как этого бы хотелось идеологам от власти, что и продемонстрировало 3 июля 2011 года.

Президент Белоруссии, как всегда, был красноречив. Правда, его речь практически не отличалась от выступлений нескольких последних лет: Лукашенко снова говорил о врагах, которые окружают Беларусь и применяют против нее "оружие массового информационного поражения", навязывают сценарии цветных революций и хотят поставить Беларусь на колени, чему, по его словам, "не бывать". О кризисе как-то забыли, и целый день на разных площадках города выступали творческие коллективы, были организованы выставки-ярмарки, а сам праздник завершился праздничным салютом и дискотекой. Однако, несмотря на то, что, как и в последние годы, в этот день практически ничего нового не происходило, складывается впечатление, что белорусы охладели к нему и больше не воспринимают 3 июля как общенациональный праздник.

Более того, по данным недавнего социологического опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, белорусы в период нарастающего кризиса резко охладели к самой идее полной независимости. На вопрос: "Что более важно - улучшение экономического положения Белоруссии или независимость страны?" 65% ответили "улучшение экономического положения Белоруссии", и лишь 28.9% - "независимость страны". И это один из самых низких показателей среди стран бывшего СССР, где День независимости связан с событиями девяностых годов. Приведем несколько примеров.

Украина. Здесь День независимости празднуется 24 августа, так как именно в этот день в 1991 году Верховный совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, который 1 декабря 1991 года был подтвержден на всеукраинском референдуме. Правда, до этого Днем независимости считалось 16 июля 1990, когда все тот же Верховный совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины и постановление "О Дне провозглашения независимости Украины". Однако 20 февраля 1992 года Верховная рада Украины приняла новое постановление "О Дне независимости Украины", которое окончательно и установило праздник.

Сегодня более половины украинцев (58,4%) положительно относятся к получению Украиной независимости в 1991 году, считая именно этот год началом существования их независимой республики, а 48,4% через 20 лет хотели бы видеть Украину отдельным независимым ни от кого государством. При этом события Великой Отечественной войны отнюдь не забыты, даже более того. По исследованию социологической группы "Research and Branding group", для украинцев наиболее значимыми юбилейными датами 2011 года являются 70-летие Великой Отечественной войны (53%), 25-летие Чернобыльской катастрофы (37%) и 20-летие независимости Украины - (34%). Однако подобная диспропорция не должна вызывать недоумение, так как вопрос политической независимости на Украине сегодня практически никак не связан с историей Второй Мировой войны, за исключением "научных" изысков националистически настроенной части оппозиции. Гораздо более интересны следующие цифры. Во-первых, для украинцев юго-востока страны наиболее значимой является годовщина начала Великой Отечественной войны - 65%, тогда как для большинства граждан на Западе Украины (66%) - дата провозглашения независимости Украины. Во-вторых, значимость годовщины начала Великой Отечественной войны возрастает в зависимости от возраста опрошенных с 39% у молодежи до 64% у представителей старшего поколения, и в то же время значимость независимости Украины возрастает с 27% у старшего поколения, до 40% - у молодежи. Последние показатели прекрасно показывают отношение современной молодежи к событиям периода Великой Отечественной войны. При чем, эта тенденция характерна не только для Украины, но и для Белоруссии и России.

Россия. В Российской Федерации День России отмечается, как известно, 12 июня. В этот день в 1990 году на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята "Декларация о государственном суверенитете РСФСР" (с этого дня в России появился "День независимости"), а через год, 12 июня 1991 года прошли первые всенародные выборы президента России, на которых победил Борис Ельцин.

В 1994 году Ельцин, будучи первым президентом Российской Федерации, своим указом придал дню 12 июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Само же название "День России" было предложено Ельциным лишь в 1998 году, а официально было принято в 2002 году. Однако отношение к этому празднику в России достаточно неоднозначное. Многие и сегодня (в первую очередь старшее поколение) рассматривают этот день как негативное событие, ускорившее процесс распада Советского Союза. Однако, несмотря на неоднозначность, по итогам различных социологических опросов, более 60% россиян считают, что принятие суверенитета принесло больше блага, и лишь 20% настаивают на обратном. Подобное отношение ко Дню России основывается, на наш взгляд, на том, что большинство российского общества приняло официальную формулировку обоснования праздника: Декларация, принятая 12 июня 1990 года, исторически обеспечила условия построения демократического общества и стала символом возрождения обновленной России. Суверенитет Российской Федерации был провозглашен во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование языком, а каждому народу - права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Именно это, по мнению Кремля, и является основой понимания Дня России, как государственного праздника. Правда, справедливости ради, необходимо отметить, что доля россиян, которые не знают, почему День России отмечается 12 июня, достаточно велик: по итогам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, только каждый десятый знает о провозглашении в этот день суверенитета России (однако о том, что именно в этот день Россия получила независимость знает около половины россиян). При этом политическая независимость России практически никак не связывается с победой в годы Великой Отечественной войны, которая считается общим праздником для всех тех, кто приложил свои усилия для разгрома фашизма. И в этом российская власть солидарна с оппозицией. Иное дело Белоруссия.

Идеологический подтекст нынешнего Дня независимости в Республике Беларусь был сформулирован самим президентом страны. В его понимании, независимость республики является независимостью от немецко-фашистских оккупантов (правда 3 июля 1944 года был освобожден лишь Минск, а вся территория БССР была очищена от немецких войск лишь к концу июля), что предполагает создание в массовом сознании образа белоруса-победителя, способного в одиночку отстоять свою Родину. И если подобный подход прекрасно подошел растерянному после развала СССР белорусскому народу, не желавшему принимать все тяготы свалившейся на него независимости, то сегодня военная подоплека Дня независимости все больше сходит на нет. Прекрасным доказательством подобному является тот факт, что в нынешнем праздновании приняло участие во много раз меньше человек, чем в предыдущие годы. Конечно, этому способствует и социально-экономическое положение большинства граждан Белоруссии, которые уехали на свои загородные участки добывать себе пропитание на зиму, и страх перед возможными акциями, как со стороны оппозиции, так и со стороны властей, и, вероятно, погода. Однако то, что с каждым годом белорусы начинают все более прохладно относиться к празднику 3 июля, является неоспоримым фактом. Фактически День независимости все больше и больше становится похож на праздник одного человека (в последние два-три года - двух), для которого и организовываются все мероприятия (песни, танцы, цветы и т.п. - все это предназначается президенту).

Нынешнее поколение молодых белорусов, большинство которых родилось уже в суверенной республике, практически ничего знают (да и не хотят знать) о событиях Второй Мировой войны. Помимо этого, являясь практически ровесниками Республики Беларусь (не путать с БССР), многие и не догадываются о том, что так было не всегда. На наш взгляд, в этом заслуга белорусских властей, которые всеми силами стремятся вытравить из сознания своих граждан любое понятие, связанное с политической независимостью, полученной в начале 1990-х годов. Взамен белорусам предлагается начать строить "сильную и независимую" Белоруссию прямо сейчас, как будто и не было двадцати лет "свободного плавания" республики вне стен Советского Союза. Создается впечатление, что белорусские власти приняли на вооружение основные идеологемы нацистской Германии. Например, режиссура массовых праздников и их освещение СМИ, как один похожи на фильмы Лени Рифеншталь 1930-х годов, освещавших становление Третьего Рейха. Несмотря на события, произошедшие накануне и в сам День независимости, мы не станем проводить прямых параллелей с немецким режимом, приведшим к многомиллионным жертвам. Однако стоит упомянуть один весьма интересный факт. В Генеральном плане "ОСТ", принятом в 1942 году, было написано следующее: "Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве...". Вероятно, именно такое население и необходимо нынешнему белорусскому режиму - покорное, не думающее и не знающее своей истории. В то же время, с определенной долей вероятности можно говорить и о том, что сегодня подобное руководство подходит для большинства белорусов, абсолютно не готовых к надвигающимся переменам в стране и не желающим смотреть правде в глаза.

Правда же, на наш взгляд, такова. Многолетняя обработка массового сознания белорусов привела к тому, что население практически разучилось не только анализировать происходящее, но и просто думать, перепоручив столь тяжелое занятие государству. Последнее же, воспользовавшись моментом, придумало несколько идеологических мифов, среди которых немаловажное место занимает миф о независимости республики: Белоруссия независима не как суверенный политический и экономический субъект международных отношений, а как страна, сумевшая выжить в годы Великой Отечественной войны. И здесь заложена достаточно серьезная проблема, способная в будущем привести к реальному расколу белорусского общества: для одних День независимости (27 июля) является символом будущего Белоруссии, а для других (3 июля) - героического прошлого. Сегодня для того, чтобы в республике произошли какие-либо серьезные перемены и, в первую очередь, в сознании людей, необходимо объединить эти два лагеря в один, позволив сформироваться единому пониманию независимости государства и ответственности каждого за его будущее. Пока же ни власть, ни оппозиция не видят необходимости в подобном процессе, тем самым, отказывая белорусам в их неотъемлемом праве самостоятельно решать свою судьбу.