"Венгерский вопрос": "Цель - организация на территории Румынии маленькой Венгрии, чтобы позже присоединиться к большой Венгрии". Политика: Одобряя нападение фашистов на СССР, Бэсеску "тем самым помогает Путину и молдавским коммунистам".

"Венгерский вопрос": "Цель - организация на территории Румынии маленькой Венгрии, чтобы позже присоединиться к большой Венгрии"

Заявления венгерского вице-премьера Жолта Шемьена, согласно которым административная реорганизация Румынии представляет собой "угрозу для венгров'' и "преднамеренное и неприемлемое изменение этнической карты'', являются очевидным преувеличением и глупостью, пишет Romania Libera. Этот лидер венгерской Христианско-демократической партии утверждает, что в Румынии, одновременно с переходом на новое административное деление, начнёт происходить что-то вроде "этнической чистки'' подобной той, что была в Боснии и Герцеговине - стране, где произошёл драматический перекрой этнической карты, где всеми сторонами конфликта совершались преступления, в частности резня в Сребренице. Таким образом, подобные предположения о том, что административная реорганизация Румынии каким-либо образом схожа с жестоким процессом в Боснии, является гротеском, и ставит под сомнение способность этого господина различать реальность.

А реальность такова - этническая карта Румынии никак не изменится после проведения реорганизации, продолжает Romania Libera. Секуи останутся на своём месте, и никто их не тронет. Что на самом деле поменяется, так это административная карта и политические отношения между румынами и венграми в рамках новых структур. Однако, это другая проблема, нежели "этническая карта" - вопрос, столь безответственно поднятый Шемьеном. И для этой проблемы можно найти решение.

Конечно, вызывает сожаление, что венгры в Румынии проводят политику по этническим критериям, а не идеологическим, пишет Romania Libera. Но с другой стороны, это отчасти понятно. Если бы они получили от румын больше гарантий в отношении сохранения национальной идентичности, возможно тогда они отказались бы от нынешней племенной логики и активнее участвовали в политических дебатах. Вероятно, нынешняя форма организации в уездах обеспечивает им вариант политической автономии в двух уездах Харгита и Ковасна (и частично в Муреш), где они могут контролировать или влиять на решение Советов уезда. Эта политическая автономия будет утеряна при новом территориальном делении, и с этой точки зрения, позиция ДСВР и других представителей венгерского сообщества, которые потеряли бы свой политический вес, вполне законна.

Если нынешнее правительство серьезно настроено в отношении административной реформы, то оно должно признать эту легитимность и прийти с венграми к общей формуле, которая будет отвечать их потребности в политической автономии, а также необходимости регионального развития, в ситуации недостаточной развитости секуйских уездов, продолжает Romania Libera. Другими словами, венграм следует предоставить определенную форму политического контроля над регионами, где они представляют большинство, которые они смогут администрировать - пусть называют его Секуйским краем, если хотят, - в обмен на деанклавизацию и включение в проекты развития, которые край не может развернуть в одиночку. То есть, может быть принята особая административная субструктура в рамках одного региона развития. Таким образом, и венгры бы поумерили переживания о своей идентичности, и правительство получило бы действующий план реорганизации.

Конечно, такое рациональное решение будет торпедировано противниками административной реорганизации из оппозиции путём всё более истерического ведения националистического и ксенофобского дискурса, пишет Romania Libera. Таким образом, преувеличенные и абсурдные выводы, подобные тем, что сделал Шемьен говоря об "этнической карте'', никакой пользы в этой проблеме венграм не принесут. Вместо этого, венгерский политик опростоволосился, напрасно взбудоражил национализм в румынских политиках и обесценил дебаты о законных чаяниях венгров Трансильвании.

В последнее время много разговоров ведётся о двуличии Демсоюза венгров Румынии (ДСВР), пишет InPolitics. О том, что ДСВР, говоря об общем интересе, фактически защищает исключительно свои собственные интересы. Этнические. Целью которых является организация на территории Румынии маленькой Венгрии. Чтобы позже присоединиться к большой Венгрии. Возможно, это так. Но нельзя не задаться вопросом, почему мы не подозреваем ни одной другой политической партии в двуличии? Состоящих в отношениях с ДСВР.

Когда Траян Бэсеску пожал руку ДСВР, посредством Эмиля Бока, то взял на себя ряд письменных обязательств, продолжает InPolitics. Некоторые из них были вынесены на публику с самого начала. О других общественность узнавала по ходу. Вероятно, существуют и такие договорённости, о которых мы никогда не узнаем. Они договорились даже о нормативных актах, за которые правительство должно было взять на себя ответственность впоследствии. По сути, кроме получения кусочка власти, за которую ДСВР искусно и старательно торговался, закон о меньшинствах не мог не быть включен в договорённость. А также закон об обучении, который гарантирует преподавание на родном языке всех предметов. Наконец, была обсуждена административно-территориальная реформа, но в неопределённых временных рамках.

Так чего же не соблюли одни и другие? - пишет InPolitics. ДСВР фактически выполнил свою часть обязательств. Союз дисциплинированно голосовал, вместе с ЛДП, обеспечив прохождение четырнадцати законов, по которым правительство взяло на себя ответственность, поддерживал аберрантные нормативные акты, только и только потому, что этого хотел тандем Бок - Бэсеску, сохранила большинство и, таким образом, самое слабое за всю румынскую историю правительство выстояло. Но ДСВР не получил ни разрешения преподавания на венгерском языке, ни закона о меньшинствах.

С этой точки зрения, можно справедливо заметить, что двулична ЛДП, продолжает InPolitics. А не ДСВР. В качестве стороны альянса, ДСВР предложила парламенту, уже давным-давно, законопроект административно-территориальной реформы. Согласно этому законопроекту, союз предусмотрел, среди прочего, территориально-административную единицу, включающую уезды Ковасна, Харгита и Муреш под названием Секуйский край, чтобы открыть Венгрии коридор в центральную часть Румынии. В итоге однако венгры получили совсем другой проект реорганизации (Президент Румынии Траян Бэсеску предложил провести в стране территориально-административную реорганизацию, разделив территорию на 8 регионов взамен нынешних 41 уезда. В то же время, венгерские политические и общественные организации, в том числе входящий в правящую коалицию Демсоюз венгров Румынии, противятся данным планам и предлагают поделить страну на 16 регионов, один из которых должен состоять из территорий нынешних уездов Ковасна, Муреш и Харгита, то есть - в границах непризнанного Бухарестом Секуйского края. ДСВР уже пригрозил, что если Бухарест не учтет интересов венгров, то правящая коалиция распадется. А в самих венгерских уездах готовятся к массовым протестам против планов румынских властей. Против территориально-административной реорганизации в Румынии без учета интересов венгерского населения высказался и вице-премьер Венгрии Жолт Шемьен, призвавший, уважать "реальность Секуйского края". В тот же день глава МИД вызвал для дачи разъяснений венгерского посла в Бухаресте Оскара Фузеша, потребовав от Будапешта "вернуться к нормальному тону" - прим. ИА REGNUM).

Единственным смыслом существования ДСВР является получение автономии для Секуйского края, пишет Gandul. Этот вопрос поднимается, по крайней мере, один раз в месяц и представляется то в виде культурной автономии, то виде самоуправления с чаяниями на последующее территориальное разделение. Секуйский край - состоящий из уездов Ковасна, Харгита и Муреш, где население венгерского происхождения представляет большинство - приобрёл, в националистической риторике Союза, мифические пропорции, стал Землёй Обетованной, на которой венгры действительно станут счастливыми, по словам ДСВР-овских пророков, только после того, как вырвут её из-под ига румынской администрации. Никто, однако, не объясняет, как может измениться к лучшему жизнь жителей этих уездов, если они станут самоуправляемыми, оторванными от национального бюджета и политики Бухареста, какими бы плохими или хорошими они не были. Было бы интересно узнать, как будет прогрессировать меньшинство, пленённое в крае, управляемом ДСВР - тем же, что управляет им и сейчас на местном уровне и уже семь лет без перерыва находится у власти вместе с румынскими партиями. Но лидеры союза не хотят вдаваться в такие практические детали, которые потребуют аргументов. Они заинтересованы в поддержании мифа об автономном Секуйском крае, гарантируя таким образом, что венгерские избиратели на выборах будут вынашивать ностальгические мечты, в которых главы ДСВР являются апостолами.

С постоянным числом в 7-10 процентов на последних трех выборах, после получения для меньшинств всех международно признанных прав, ДСВР может не бояться парламентских выборов в следующем году, только если не придётся вместе со своим партнером, ЛДП, расплачиваться за сегодняшнее управление, продолжает Gandul. Однако, союз мог воспользоваться преимуществами своего положения во власти, чтобы достать деньги и инвестиции для уездов, населенных преимущественно венграми, чтобы попытаться поднять и модернизировать их. Что же касается ДСВР, он обустроился в дворце правительства, рядом с ЛДП, притворившись, что работает там для венгерского сообщества, на который наводит жуткий страх потери национальной идентичности. Не идентичность, охраняемую законом и условиями концентрации в ограниченном географическом регионе, теряют венгры Румынии, но свободу. После того как они попали в лингвистическую ловушку, теперь они направляются к другой - размышлять в сепаратистских терминах, держать закрытыми границы, пусть даже пока что мнимые. Угрожая гражданским неповиновением, ДСВР несет прямую ответственность за реанимацию венгерского и румынского националистического экстремизма. Нет ничего более отвратительного, чем свирепая ненависть, выплеснутая во имя любви к родине, подводит итог издание.

Входящий в правящую коалицию Демократический союз венгров Румынии отверг предложения ЛДП относительно "компромиссного" плана реорганизовать административно-территориальную систему страны, пишет Mediafax. "Наше решение или наша позиция в отношении последних предложений по административной реформе и так называемой регионализации: мы, после консультаций с территориальными организациями, пришил к выводу, что не можем поддержать вариант трансформации восьми регионов развития в восемь уездов ни в каком варианте. У нас есть более старая инициатива, и мы уверены, что она должна обсуждаться через несколько недель, может до осени, может до начала будущего года", - заявил председатель ДСВР Келемен Хунор. Он уточнил, что решением коалиции пакет законов о территориальной реорганизации отложен, а формирование отныне выступает за реформы в рамках действующих 41 уезда. "Необходимо отказаться от административной реорганизации, если хотим сохранить правящую коалицию", - подчеркнул Келемен Хунор.

Со своей стороны президент Румынии Траян Бэсеску обвинил входящий в правящую коалицию Демократический союз венгров в шантаже, продолжает Mediafax. По его мнению, венгры сознательно отказываются принять предложенную ЛДП реорганизацию административно-территориальной системы страны, поскольку имеют корыстные интересы в этом вопросе. "Не думаю, что это корректно, чтобы один партнер, представляющий этническое меньшинство, блокировал позитивную эволюцию этнического большинства. Это вопрос политической морали. И венгерское меньшинство является частью этой страны... Шантаж, что мы создадим политическую нестабильность и бросим Румынию в подвешенное состояние, если создадим политическую нестабильность, должен иметь пределы. Я принял решение Демсоюза, у меня есть время, чтобы ответить", - добавил президент.

Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание "секуи". 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выражает сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи граждан Румынии.

Политика: Одобряя нападение фашистов на СССР, Бэсеску "тем самым помогает Путину и молдавским коммунистам"

Когда ты являешься президентом Румынии, то иногда лучше в интересах своей страны промолчать, чем придумывать басни о Второй мировой войне, Холокосте и диктаторах, осужденных за военные преступления, пишет Hotnews. Чисто по-человечески можно понять Бэсеску, который сердится на короля Михая, поддержавшего Крина Антонеску в предвыборной кампании. Но, когда на вопрос президенту, если бы вы были на месте маршала Антонеску, отдали бы вы приказ "Солдаты! Я приказываю вам перейти Прут", он без колебаний отвечает "Да!", то этим он создаёт международные проблемы для своей страны, а ещё тем самым помогает Владимиру Путину и молдавским коммунистам.

Официально международное сообщество считает, что наша страна была агрессором во Второй мировой войне, и ничто не оправдывает нападение на СССР без предварительного объявления войны в ночь с 21 на 22 июня 1941 года, продолжает Hotnews. В Парижском договоре закреплено, что Румыния была государством-агрессором, и если мы начнём это оспаривать, то не можем больше упрекать венгров за обиду на Трианонский договор. Мы, румыны, внутри страны можем искать себе любые оправдания - что русские отобрали у нас Бессарабию (Бессарабия, с 1812 года входившая в состав Российской империи и никогда ранее не являвшаяся частью Румынии, получившей государственность по решению Берлинского конгресса только в 1878 году, была оккупирована румынами с 1918 по 1940 гг. и повторно - с 1941 по 1944гг. - прим. ИА REGNUM), что у нас не было выбора, потому что иначе мы бы разделили судьбу Польши и т.д. - но за пределами границ никто не принимает всерьез такие трюки. Просто невозможно оправдать союзничество с таким преступником, как Гитлер, и участие в геноциде. Международное мнение таково, что Румыния, с одной стороны, принимала активное участие в уничтожении евреев, а с другой стороны, действовала максимально оппортунистически. "В Румынии даже эсэсовцы были захвачены врасплох и пришли в ужас от уже, казалось бы, канувших в лету спонтанных погромов, масштаб которых был настолько чудовищным, что им часто приходилось вмешиваться, чтобы спасти евреев от чистейшей воды бойни, с тем, чтобы умерщвления происходили, по их классификации, "цивилизованно", - пишет Ханна Арендт в своей знаменитой книге "Эйхман в Иерусалиме". Был ли у румын выбор? Да! В Дании все население во главе с королем и правительством выступили против депортации евреев, и немцы отступили перед лицом такого достойного поведения, подводит итог издание.

Много было сказано и написано за последние дни относительно заявлений президента Бэсеску о короле Михае (президент Румынии заявил, что считает неправильным возлагать всю вину за Холокост против евреев и цыган и их депортацию в Транснистрию на фашистского диктатора Иона Антонеску. "Мы забываем, что у Румынии тогда был глава государства (король Михай). Антонеску был премьер-министром. Одним мы воздаем почести и возвращаем имущество, других делаем военными преступниками. Почему?Только потому, что один из них был слугой русских и бросил страну, отрекшись от власти? За это прощать ему все грехи?" - заявил президент. Он добавил, что, по его мнению, отречение короля Михая I от трона в 1947 году было "предательством национальных интересов" - прим. ИА REGNUM), пишет Adevarul в материале под заголовком "Гитлер - наш друг". Однако другой момент этого разговора, оставшийся практически незамеченным в нашей печати, даёт начало ещё более серьезному обсуждению. На заданный вопрос телеведущего "если бы вы были на месте маршала Антонеску, то дали ли бы приказ перейти Прут?", последовал следующий ответ: "Да, потому что у нас был союзник и необходимость вернуть себе территорию". И таким образом президент с треском проваливается в расставленную ловушку. Потому что невозможно представить себе сегодня ответственного европейского лидера (и даже за пределами ЕС), спокойно говорящего, что живи он в те времена, пошел бы с Гитлером. И речь здесь идет не об истории - хотя, конечно, Бэсеску продемонстрировал сполна свои знания в данной области. Речь идет о настоящем.

Европейская структура после окончания Второй мировой войны - частью которой сегодня является Румыния - была задумана с целью избежать еще одного противостояния, продолжает Adevarul. Сколь доблестной ни казалась бы кому-то война за "восстановление территорий", а именно это исходит из слов президента, она исключена. Границы признаны всеми. Политические лидеры очень осторожны, когда заводят речь об истории, чтобы не потревожить других. Тысячи с небольшим лет европейских войн более чем достаточно. Когда ты говоришь сегодня, что пошёл бы с Гитлером, то должен понимать, как это громыхнёт по чувствительным ушным перепонкам в Берлине, Иерусалиме, Москве и других регионах. Разве это стоит нескольких голосов ностальгирующих по национал-коммунизму и бестолковых крайне правых?

Траян Бэсеску является президентом Румынии начала ХХI века, а не 40-х годов прошлого века, пишет Adevarul. Сегодня мы знаем, что означают национал-социализм и лагеря смерти. Мы знаем, какое разрушительное воздействие оказала на Европу война, развязанная нацизмом. Нам известны те бедствия, от которых пострадала румынская армия на реке Дон и в других боях на Восточном фронте. Нам известна развязка. Разве можно сегодня сказать, имея всю информацию под рукой, что ты бросил бы свою страну в такое безумие? В общем, тех, кто мнит себя Наполеоном, следует размещать совсем в другие учреждения, а не позволять свободно играть на политическом поле, подводит итог издание.

Объединенная оппозиция Румынии отказалась присутствовать в парламенте во время выступления президента Траяна Бэсеску до тех пор, пока он не принесет извинения главе королевского дома страны, королю Михаю I, отречение которого в 1947 году глава государства охарактеризовал как предательство, пишет Cotidianul. Среди прочих требований к главе государства, оппозиционный Социал-либеральный союз назвал отказ от территориальной реорганизации страны и создание трехстороннего комитета с участием власти, оппозиции и Национального банка по выводу страны из кризиса.

Справка ИА REGNUM: В 1941-1944 гг. Румыния под руководством фашистского диктатора Иона Антонеску принимала участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии, а ее армия представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 года вызвало в Румынии переворот (король Михай I отстранил от власти и арестовал Иона Антонеску), и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.