Арастун Оруджлу: "Решение проблем Азербайджана и Армении проходит через формирование легитимных властей"
Интервью ИА REGNUM с руководителем Исследовательского центра Восток-Запад политологом Арастуном Оруджлу (Баку)
. ИА REGNUM: Вопреки завышенным оптимистическим ожиданиям встреча в Казани президентов Армении и Азербайджана оказалась, по сути, безрезультатной. Ожидали ли вы такого исхода и почему активные дипломатические усилия лидеров стран сопредседателей МГ ОБСЕ в ходе подготовки к встрече так и не дали результата?
Я не только ожидал, но даже прогнозировал, что встреча в Казани завершится безрезультатно. Такой прогноз не был проявлением какого-то пророчества, а базировался на объективном анализе ситуации в двух странах, а также мониторинге международных и российских СМИ. Относительно внутриполитической ситуации в Армении должен заметить, что чуть ли ни с каждым днем влияние и социальная база власти Сержа Саргсяна меняется далеко не в его пользу. При этом, умудренный лидер влиятельной оппозиции Левон Тер-Петросян не спешит форсировать политические события и добиваться смены истеблишмента в Ереване, что вполне понятно. Ведь именно попытка решить карабахский конфликт привела в конце 90-х к его фактическому отстранению от власти. Сегодня же экс-президент, максимально затягивая время, дает власти Саргсяна все карты в руки для заключения соглашения по Карабаху. Ведь данное соглашение в любом случае будет непопулярным по своей сути для обеих подписавших ее сторон, так как однозначно будет основываться на взаимных компромиссах. А Ильхам Алиев, который чувствует себя гораздо комфортнее на внутриполитической арене, чем его армянский коллега, вероятнее всего, считает именно Саргсяна более оптимальным оппонентом в битве за Карабах, чем его потенциального преемника Тер-Петросяна, и потому тоже особо не торопится нарушить установившийся покой. Кроме того, какой будет реакция в азербайджанском обществе на подписание подобного компромиссного соглашения, я бы тоже не взялся прогнозировать.
Дополнительно в пользу вышесказанного можно было бы еще добавить также отсутствие единого подхода к процессу мирного урегулирования в различных российских кругах, где пока что мы видим только последовательные усилия президента Медведева, направленные на достижение хотя бы базового соглашения по карабахскому урегулированию. Поддержки же со стороны премьера Путина мы не замечаем, а про военные круги России я вообще не говорю. Наконец, другие страны-сопредседатели минской группы ОБСЕ - США и Франция - в преддверие встречи занимали не столь ясную и жесткую позицию, ограничиваясь всего лишь звонками Барака Обамы и телеграммами Николя Саркози президентам Азербайджана и Армении. Вышеописанная картина давала полное основание уже за несколько дней до встречи не впадать в особый оптимизм и прогнозировать именно тот исход, который мы де-факто имеем.
ИА REGNUM: Есть конкретные мадридские принципы, которые по ряду вопросов уже согласованы и призваны стать дорожной картой урегулирования конфликта. Как Вы полагаете, по каким же вопросам стороны так и не могут прийти к общему знаменателю? Какие риски усматривают для себя Баку и Ереван в этом плане урегулирования и какая сторона, на ваш взгляд, проявляет больше неуступчивости?
Нет никаких сомнений, что все пункты и детали плана по урегулированию готовились не один месяц и не один год, в процессе подготовки много раз обсуждались те или иные детали с представителями конфликтующих сторон. Однако, вот уже достаточно длительное время мы наблюдаем как то одна, то другая сторона торпедирует процесс, выдвигая все новые требования или предложения. Страны-сопредседатели понимают это и не торопятся форсировать процесс, как бы терпеливо выслушивая аргументы и контраргументы сторон. Не случайно, буквально за несколько дней до встречи французский сопредседатель Фасье продемонстрировал не очень оптимистичный настрой, заявив, что страны-посредники будут продолжать свои усилия по урегулированию и продолжат поиски новых идей, что в принципе означало, что казанский процесс фактически не будет иметь успеха.
Относительно того, "по каким же вопросам стороны так и не могут прийти к общему знаменателю?", думаю, тут их не так уж мало. Во-первых, очень много моментов, которые интерпретируются официальным Баку и Ереваном совершенно по-разному, исходя из их собственных интересов. Например, вопрос о проведении референдума по определению статуса Карабаха. Во-вторых, сегодня официальный Ереван снова поднимает вопрос об изменении формата переговоров, т.е. об участии в переговорах руководства самопровозглашенной карабахской республики, что официальный Баку отвергает категорически. Думаю, еще также немало коллизий связано с вопросом о миротворцах, роль которых хотят взять на себя российские военные, но на фоне их последних резких заявлений в адрес Азербайджана, вряд ли официальный Баку станет приветствовать подобную инициативу. В целом же, думаю, что все маневры сторон-участниц переговоров направлены на неподписание какого бы то ни было соглашения, так как оно может серьезно нарушить внутриполитическую стабильность в конфликтующих странах. Не забудем, что в обеих странах власти страдают проблемами легитимности, тотальной коррупции, множеством социальных проблем, а вдобавок еще экономические и демографические проблемы Армении не позволяют президенту Саргсяну пойти на такой риск, как подписание мирного соглашения по Карабаху.
ИА REGNUM: Можно ли считать, что на геополитическом уровне уже достигнут консенсус о необходимости скорого урегулирования карабахской проблемы на основе обсуждаемых мадридских принципов и провал казанской встречи целиком на совести лидеров конфликтующих стран? Или и здесь продолжают иметь место элементы двойной игры? Как я уже отметил выше, пока не видно даже, что внутри России имеется единый подход к разрешению конфликта. Когда президент России мобилизовал все усилия на достижение мира, уз уст российских военных мы в течение только последнего месяца слышали заявления, мягко говоря, не направленные на поддержку мирного процесса. Не думаю, что в условиях отсутствия единой позиции внутри одной страны-участницы переговорного процесса, мы можем говорить о геополитическом консенсусе между всеми игроками в целом. Просто все те противоречия, которые имеются в российских военно-политических кругах часто причудливо "высвечиваются" в поведении сторон конфликта и это происходит либо под невидимым прессингом извне, либо на основе их "добровольной" адаптации к меняющимся реалиям. США и Франция, в свою очередь, относятся к такому неопределенному внутрироссийскому раскладу позиций с пониманием, так как, это в конце концов выставит Россию в качестве не очень стабильного посредника и неминуемо приведет к ослаблению ее роли в процессе мирного урегулированию.
ИА REGNUM: Как Вы думаете, не является ли резкая актуализация карабахской темы и интенсификация переговорного процесса своеобразной реакцией на рост протестной политической активности в Армении и Азербайджане? Не используется ли опять карабахская проблема с целью манипулирования внутриполитическими процессами в обеих конфликтующих странах?
Карабахская карта всегда была и остается очень важным инструментом внутриполитической борьбы в обеих странах. Однако, слишком интенсивная эксплуатация этой карты в прежние годы привела к фактическому снижению ее эффективности. К сожалению, этот конфликт - прямо или же косвенно - всегда являлся также фактором, негативно влияющим на процессы демократического развития в Азербайджане и Армении. Не стоит также забывать, что очень часто международное сообщество довольно откровенно пренебрегало ухудшением положения дел с фундаментальными правами и свободами и демократическим развитием в обеих странах, рассчитывая на то, что руками "грешных" властей Азербайджана и Армении будет легче добиться достижения мирного урегулирования карабахской проблемы. Думаю, время подобных иллюзий уже прошло, но многие шансы также упущены. Однако, все-таки карабахская карта всегда намного больше использовалась в политических целях властями этих стран, чем извне. Возможно, что по мере роста внутриполитического напряжения в конфликтующих странах она снова будет использована, но думается степень риска сейчас может быть выше, чем прежде.
ИА REGNUM: Какими Вам видятся ближайшие перспективы урегулирования карабахской проблемы после провальной казанской встречи?
Думаю, процесс будет продолжаться как прежде, посредники будут ездить по треугольнику Азербайджан-Армения-Карабах, делать обнадеживающие заявления, стороны будут время от времени обмениваться "любезностями", каждый день будем слышать сводки о нарушениях перемирия и т.д. Все это будет продолжаться до тех пор, пока народы двух стран не придут к осознанию того, что решение всех проблем Азербайджана и Армении проходит через формирование демократически избранных, легитимных властей, способных опираться на широкую социальную поддержку и выражать волю своих избирателей. Решение карабахской проблемы тут тоже не исключение.