Зафар Гулиев: Карабах: будет ли услышан третий призыв сопредседателей?
10 июля 2009 года в итальянском городе Аквила в ходе саммита
Важность этого события была, прежде всего, в том, что впервые на таком представительном форуме Большой восьмерки и на уровне первых лиц США, России, Франции делалось совместное заявление по карабахской проблеме. Несмотря на "постгрузинское" столкновение интересов Запада и России в борьбе за доминирование в регионе Южного Кавказа, тем не менее, в ходе "глобального аукциона" на саммите Большой восьмерки лидерам стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, видимо, удалось достичь приемлемого конъюнктурного согласия по необходимости совместного реагирования на проблему карабахского урегулирования. Сам факт принятия такого совместного заявления был воспринят тогда как демонстрация реальной актуальности данной проблемы для ведущих стран мира, а также как показатель наличия определенного консенсуса между странами-сопредседателями в вопросе ускорения процесса карабахского урегулирования.
Последнее имело принципиальное значение. Многолетние и бесплодные мирные переговоры незаметно трансформировались в некую политическую игру, в которой не столько шел поиск взаимоприемлемого варианта урегулирования проблемы, сколько осуществлялась попытка манипулирования переговорным процессом и самим конфликтом в геополитических (державами) и во внутриполитических (Арменией и Азербайджаном) целях. Поиск приемлемого варианта решения проблемы фактически давно уже перестал быть делом самих президентов и даже общественности конфликтующих стран: он предполагал широкий геополитический консенсус между державами, имеющими свои устойчивые интересы в регионе.
Сделанное в июле 2009 года первое совместное заявление лидеров стран-сопредседателей и демонстрация ими скоординированных усилий по обеспечению прорыва в переговорном процессе позволяли полагать, что основной упор теперь будет сделан на то, чтобы в кратчайшие сроки принудить к компромиссным шагам президентов Армении и Азербайджана. То первое заявление лидеров стран-сопредседателей было примечательно и в содержательном плане. Главы США, России и Франции призывали президентов Армении и Азербайджана решить остающиеся разногласия и завершить мирное урегулирование. Если отбросить дипломатический флёр, то фраза имела императивный характер и являлась давлением на лидеров конфликтующих сторон, с тем, чтобы они не затягивали процесс переговоров. Фактически, "триумвират" стран-сопредседателей как в фильме "Крестный отец" сделал предложение, от которого конфликтующим сторонам вроде было бы крайне трудно отказаться. Частота встреч президентов Армении и Азербайджана, а также интенсификация деятельности МГ ОБСЕ в тот период давали основание полагать, что страны-сопредседатели спешат использовать "благоприятный" геополитический момент для обеспечения долгожданного прорыва в карабахском урегулировании. Но оптимистическим ожиданиям, вызванным первым заявлением лидеров стран-сопредседателей, не суждено было сбыться. Более того, безрезультатный характер переговорного процесса обусловил вскоре постепенное его затухание.
Через год, 26 июня 2010 года, опять в рамках саммита "большой восьмерки" (на этот раз в Канаде), президенты России, США и Франции решили придать застопорившемуся переговорному процессу по карабахскому урегулированию еще один императивный импульс. Они приняли новое совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования конфликта с тем, чтобы приступить к разработке проекта Мирного соглашения. "В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения", - говорилось в принятом заявлении. Лидеры РФ, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования. В заявлении было отмечено, что урегулирование конфликта должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение оккупированных территорий Азербайджана; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом". Среди этих принципов были названы также определение будущего правового статуса Нагорного Карабаха "путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию".
Показательно, что первое императивное заявление лидеров стран-сопредседателей в 2009 году имело поначалу определенный эффект, способствовало скорой выработке обновленного варианта мадридских принципов и как бы подводило конфликтующие стороны к решающей черте, когда надо определиться с позицией по данной модели урегулирования. К слову сказать, Азербайджан в тот период принял обновленные мадридские принципы, а Армения так и не определилась в данном вопросе. Во многом по этой причине вскоре переговорный процесс вновь зашел в тупик. Второе заявление лидеров стран-сопредседателей в 2010 году, видимо, имело целью дать новый и более решительный импульс процессу урегулирования. Но этой цели оно не достигло и фактически не оказало заметного влияния ни на позиции конфликтующих сторон, ни на сам переговорный процесс. За год, прошедший после второго заявления "сопредседательского триумвирата", благодаря инициативной роли России, состоялись лишь две встречи в тройственном формате лидеров конфликтующих стран - в октябре 2010 года в Астрахани и 5 марта 2011 года в Сочи. Единственный позитив этих встреч - соглашение о неприменении силы и договоренности о продолжении переговоров. В отношении же главного вопроса - обеспечения реального прорыва в переговорном процессе - каких-либо значимых подвижек не наблюдалось.
И вот на днях (26 мая) президенты США, России и Франции на саммите "Большой восьмерки" в Довиле, в рамках новой традиции ежегодных совместных заявлений, вновь настоятельно призвали лидеров Армении и Азербайджана "продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами урегулирования по Нагорному Карабаху в ходе предстоящего армяно-азербайджанского саммита в июне". "Дальнейшее затягивание процесса лишь поставит под вопрос приверженность сторон к достижению договоренностей", - говорится в заявлении трех президентов - сопредседателей Минской группы ОБСЕ. "Последняя версия Основных принципов, обсуждавшаяся в Сочи 5 марта, закладывает справедливую и сбалансированную основу для подготовки всеобъемлющего мирного урегулирования", - указано в заявлении.
Будет ли услышан этот третий императивный призыв лидеров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, сделанный в преддверии очередной встречи в Казани президентов Армении и Азербайджана? Реакция на заявление в Баку и в Ереване оказалась симптоматичной: официальные круги обеих стран восприняли этот документ как поддержку собственных позиций и давление преимущественно на оппонента. При таком тенденциозном восприятии императивного призыва "сопредседательского триумвирата" вряд ли можно рассчитывать от предстоящих переговоров в Казани каких-либо значимых подвижек. Видимо, имеет место и эффект привыкания к подобного рода совместным заявлениям, в которых кроме императивного тона не предполагают иных весомых ресурсов для побуждения конфликтующих сторон к реальному прогрессу в переговорном процессе.