Интервью ИА REGNUM депутата парламента Киргизии от фракции "Ата-Мекен" Равшана Джеенбекова.

ИА REGNUM: С момента смены власти в Киргизии прошло уже более года. Можно подвести некоторые промежуточные итоги. Как вы оцениваете прошедшее время?

Для народа Киргизии это был очень тяжёлый год. После мятежей 2006 и 2007 годов удалось сломать режим Бакиева и создать парламентаризм, новую политическую культуру в нашей стране. Сейчас в стране такая атмосфера, когда партии не сводят глаз друг с друга и один человек, или группа, не может решать все вопросы в политике, в правительстве, в управлении государством. Все находятся в одинаковом положении, контролируют друг друга. Поэтому у нас такой массовый выброс компроматов на высокопоставленных государственных чиновников, руководителей прокуратуры, Службы национальной безопасности, премьер-министра и президента. Такую открытость во времена Бакиева или Акаева невозможно было даже представить. Несмотря на то, что мы имеем серьезные проблемы - экономические, социальные политические, парламентаризм дал толчок к очищению.

ИА REGNUM: Насколько долговечна, устойчива нынешняя парламентская модель управления государством?

При переходе от суперпрезидентской формы правления, когда один звонок заменял и суд и закон, именно парламентская форма правления лучше всего работает на стабилизацию. Но неожиданно мы увидели, что плодами свободы пользуются все, как честные, так и не честные. И на первых порах, грязные политики воспользовались свободой быстрее честных.

Киргизия получила неустойчивую коалицию и слабое правительство. Правительство, вместо того чтобы опираться на внутренние ресурсы, бороться с коррупцией, проводить реформы, ищет опору за рубежом. К ставшей "традиционной" коррупции, правительство добавило инфляцию.

Для них сегодня достижение - поехать в Россию, в Турцию и попросить где 10 миллионов долларов, а где-то 30 миллионов. Начав с уговоров "дайте поработать", правительство дошло до стадии "бог всё видит" и видимо, близки к финалу - "это не мы, это всё парламентаризм виноват".

Какую бы государственную модель мы бы ни обсуждали, в реальности нам придется иметь дело с двумя пороками, ставшими хроническими, - коррупцией и инфляцией. Государственный аппарат съедает половину собранных налогов, на оставшуюся половину предоставляет услуги сомнительного качества. Государственное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, правосудие - всё настолько плохо, что уже исчезает вера, что нам нужно за это платить. Современное устройство республики - всё ещё в значительной мере продукт разложения Киргизской ССР, с её бюрократическим давлением, безответственностью силовых структур, неокрепшей судебной властью.

ИА REGNUM: Бакиев страну покинул, к власти пришли критиковавшие его оппозиционеры. Любопытно: стали ли политики и чиновники меньше воровать?

Под давлением оппозиции, гражданского общества, СМИ грабить Киргизию стало значительно труднее. До полной прозрачности ещё далеко, но, в целом, мы на правильном пути. Хотя, результатов той свободы, открытости и прозрачности, которой пользуются политики, простой народ на себе еще не почувствовал.

Группа политиков, получившая доступ к государственному управлению, друг друга выгораживает. Правоохранительные органы все ещё не самостоятельны, ещё боятся, у них еще нет такой культуры, но политическое давление и контроль со стороны гражданского общества уже делают своё дело. Это привычка осталась от Советского Союза, от прежних режимов - когда они смотрели вверх и ждали команды. Если мы два-три раза поменяем руководителей и состав этих органов, то вместе с новыми людьми придет новая культура.

У киргистанцев достаточно информации и опыта, оценка будет осенью, на президентских выборах.

ИА REGNUM: Как я понимаю, Киргизия не получила ни 30 миллионов долларов, которые должен был привезти Алмазбек Атамбаев из Москвы, ни 200 миллионов долларов из кризисного фонда ЕврАзЭС и так далее. Дефицит бюджета, только по официальным данным, составляет 21 миллиард сомов или около 500 миллионов долларов. При этом все эти цифры заложены в бюджет. Что будет, если эти средства не будут получены?

А что бывает с теми, кто тратит незаработанное? Правительство заложило в бюджет и эти 30 миллионов, и те 200 миллионов, еще и поступления из международных финансовых организаций, таких, как МВФ и Всемирный банк. Эти средства подкреплены только какой-то канцелярской перепиской, письмами и общими предварительными договоренностями. Уровень доверия к правительству и внутри страны, и за ее пределами очень низкий. Дефицит бюджета фактически в пределах 30-35 миллиардов (сомов, 750-800 млн долларов - ИА REGNUM). Первый министр финансов, профессионал, уже ушел из-за этого бюджета из правительства. У нас всегда существовала проблема, что действующее правительство работает против будущего правительства, так как решает свои проблемы за счет будущего страны. Проблема Киргизии - это случайные люди во власти, отсутствие профессионалов. Правительство загнало страну в инфляционную петлю. После ухода нынешнего кабинета министров нам предстоит 2-3 года тяжёлых испытаний.

ИА REGNUM: Оправдало ли себя назначение на руководящие посты в министерства и ведомства людей по партийной, а не по профессиональной принадлежности?

Если бы члены коалиции делили только политические должности, а остальное оставили бы только профессионалам, то это было бы правильно. Но, они разделили все посты - вплоть до районных руководителей и глав спиртзаводов - это не оправдается ни сегодня, ни завтра. Киргизия в тяжелом кризисе, государство нуждается в политиках государственного масштаба. За падение и так очень скромного уровня жизни будет спрос не только с правительства, но и с парламентской коалиции.

ИА REGNUM: Как бы вы охарактеризовали ситуацию сразу после смены власти в апреле прошлого года?

Когда происходят такие резкие и трагические события, люди всегда впадают в растерянность. По себе знаю: в 2005 году я был непосредственным участником изгнания Акаева и переживал эти чувства. Хотя среди нас были министры, мы где-то день-полтора были в растерянности. Потом уже пришли в себя и начали формировать власть. И в 2010 году было сделано так же. Но после первого этапа, необходимо приступать к реформам. К сожалению, ни правительство, ни правящая коалиция реформы не начала и уже не успеет.

ИА REGNUM: Почему вы не оказались во главе какого-нибудь министерства?

В 2005 году я был назначен мэром города Бишкек, а во время событий 2010 года меня не было в стране - я вернулся уже 12 апреля. Я был одним из лидеров оппозиции, писал о неспособности, о неправильной политике Бакиева. Я был за рубежом, поэтому и не стал ни на что претендовать.

ИА REGNUM: Генпрокуратура недавно выдала сообщение, что изъятие денежных средств из ячеек Бакиевых и так далее, оказывается, было незаконным.

В 2005 году Бакиев начал с ограбления филиала Нацбанка в Джалалабаде, в 2010 году Временное правительство пустило под разграбление столичные банки. Даже если это были бакиевские деньги, нужно было рассмотреть дело в суде, и с решением суда вскрывать эти ячейки. Временное правительство, покончив с режимом Бакиева, продолжило его дела.

ИА REGNUM: Как вы считаете, возможна ли реставрация бакиевского режима?

Скорость и жестокость, с которыми Бакиев ввёл свой режим, больше всего напоминали вторжение иноземных захватчиков. Режим Бакиева создал проблемы большинству соседей по региону. У Бакиева и его последователей нет поддержки ни в Киргизии, ни за ее пределами. Но в новых условиях часть бакиевских чиновников сумела воспользоваться слабостью государства - первый вице-премьер был первым вице-премьером при Бакиеве, министр экономики был зампредседателя ЦАРИИ. Но всё это временно, наши граждане спросят с бакиевских и с политиков, вступивших в сделку с ними.

ИА REGNUM: Может ли оказаться, что нынешняя власть через какое-то время тоже будет названа "антинародной"?

Хуже чем Бакиев, нынешняя власть уже не сделает. Общество просто не допустит, граждане знают свою силу и продолжают объединяться в партии, движения, НПО, политические клубы. За последний год бунтовали и учителя, и врачи, и сотрудники милиции. Против ГСНБ подают иски, судьи, выносившие неправосудные решения, уже сами вынуждены оправдываться перед судом и следствием.

Правда, предприниматели говорят, что ничего не изменилось: власть какая была, такая и осталась, только фамилии поменялись. И простые киргизстанцы говорят: ничего не изменилось. Общее мнение: власть сегодня, так же как во времена и Акаева, и Бакиева, отстала от общества, мешает Киргизии жить вместе со всем миром в XXI веке.

ИА REGNUM: В последнее время в стране резко усилилась националистическая риторика. Некоторые политики говорят чуть ли не о необходимости "выгнать всех чужаков из страны и зажить счастливо". Как, по-вашему, должно выглядеть будущее страны?

Нам предстоит пройти по тонкой линии, отделяющей борьбу за сохранение и развитие собственной культуры от пренебрежения чужими правами. И нам предстоит сделать это в период собирания единой нации из множества родов, племен и народов, некоторые из которых уже успели пройти этим путем. Современное государство - сложный инструмент и союз племен и этносов создать его не сможет. Создать государство по силам лишь современной политической нации - нации сограждан.

Киргизстанские уйгуры и уйгуры Синьцзяня сохранили культурное единство и в последние 20 лет, с либерализацией экономики дополнили его экономическим сотрудничеством, усилением родственных связей. Но для киргизстанских уйгуров Кашгар и Бейджин (Бейцзин - Пекин - ИА REGNUM) не заслонили Бишкек. Узбекская махалля Киргизии сохраняет и поддерживает культурные, родственные, торгово-экономические связи со своей многочисленной родней в Андижане, Намангане, Ташкенте. Но при этом всё активнее и активнее участвует в строительстве новой Киргизии. Киргизстанские русскоязычные - в основе своей потомки малороссов и казаков, не видевшие крепостного строя или бежавшие от него, исторически строили особые отношения, держали дистанцию и с имперским Петербургом и с красной Москвой.

Мы должны ощутить себя единой нацией. Не должно быть такого, что в Оше льется кровь, а в Бишкеке музыка играет. Если мы, граждане Киргизии, думаем о стабильности и развитии, мы должны научиться жить как одна нация, чувствовать и действовать.

Равшан Джеенбеков, 39 лет, киргиз. Родился в селе Арал, Таласской области Киргизии. В 1992 году закончил Кыргызский Национальный Университет (Бишкек), в 1996 - Дипломатическую академию МИД РФ, в 2008 - Школу управления Слоун Массачусетского Технологического Института (США). Магистр юридических наук, магистр по международным отношениям, мастер бизнес-администрирования. Кандидат политических наук. В разные годы работал в МИДе, парламенте, правительстве Киргизии. Возглавлял Государственный комитет по управлению госимуществом, был управляющим в Исламском Банке Развития в Киргизии. Заместитель председателя партии "Ата-Мекен" с 2007 года. Женат, имеет троих детей.